О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



                                                                                                                                                                 

Дело № 2-100/2011                               Решение в окончательной форме

                   принято 16.03.2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

п. Никель                                                                                        04 марта 2011 года     

Печенгский районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Сытенко А.А.,

при секретаре Быковой О.В.,

с участием:

- истицы Гордеевой Т.В.,

- представителя ответчика, ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе Мурманской области Зайцевой Г.А., действующей на основании доверенности от            30.12. 2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеевой Т.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Гордеева Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области (далее по тексту - УПФ в Печенгском районе) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что с 12.09.1986 по настоящее время она работает <данные изъяты> в муниципальном учреждении здравоохранения «Печенгская центральная районная больница» (далее - МУЗ «Печенгская ЦРБ»).

23.07.2010 она обратилась в УПФ в Печенгском районе за назначением досрочной трудовой пении по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако 01.11.2010 ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия у нее требуемого 25-летнего специального медицинского стажа работы в сельской местности.

Отказ ответчика находит незаконным и просит обязать ответчика включить ей в специальный стаж:

1) в льготном исчислении:

- из расчета один год работы за один год и три месяца периоды нахождения в декретных отпусках по беременности и родам с 15.02.1988 по 26.06.1988, с 01.10.1990 по 04.02.1991, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 27.06.1988 по 19.07.1989, в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 05.02.1991 по 05.10.1992;

- из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения в командировке с 18.02.2002 по 21.03.2002, в дополнительных учебных отпусках с 11.11.2008 по 29.11.2008, с 08.04.2009 по 28.04.2009, с 10.11.2009 по 28.11.2009, с 07.04.2010 по 27.04.2010, работы в учреждении интернатного типа <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 21.01.1993 по 21.06.1995,

2) в календарном исчислении:

- период работы в МУЗ «Печенгская ЦРБ» с 01.07.2010 по 23.07.2010 при непредоставлении о ней сведений работодателем для индивидуального (персонифицированного) учета.

Ссылаясь на положения пункта 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статью 255 Трудового кодекса РФ, указывает, приведенные нормы закона и нормативного акта устанавливают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. К таковым относятся отпуска по беременности и родам, поскольку предоставляются в период временной нетрудоспособности.

До введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 действовали положения КЗоТ РСФСР, статьей 167 которого предусматривался зачет в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходе за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Так как периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпусках до достижения ребенком полутора и трех лет приходятся на время ее работы в должности медсестры Печенгской ЦРБ, в соответствии с письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002 № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.10.1991, указанные периоды, имевшие место до 06.10.1992, подлежат включению в ее специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Кроме того, ссылаясь на пункты 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, в соответствии о статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, истица указывает, что командировки и учебные отпуска должны быть учтены в ее специальный медицинский стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев), поскольку в эти периоды за ней сохранялась заработная плата по месту работы, уплачивались взносы и налоги, в том числе в Пенсионный фонд РФ, по роду деятельности она должна была повышать свою квалификацию медицинского работника и учебные отпуска являются дополнительными с сохранением среднего заработка.

Далее просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж работу в должности медицинской сестры процедурной в учреждении интернатного типа <данные изъяты> с 21.01.1993 по 21.06.1995, указывая, что приведенная должность поименована в Списке должностей, работа которых засчитывается в специальный стаж лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, и выполняемые ею должностные обязанности были идентичны обязанностям процедурной медсестры учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения.

Кроме того, период ее работы с 01.07.2010 по 23.07.2010 не был учтен в специальный стаж в связи с непредоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета МУЗ «Печенгская ЦРБ».

Гордеева Т.В. просит обязать ответчика включить в ее специальный медицинский стаж вышеприведенные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истица Гордеева Т.В. исковые требования полностью поддержала по доводам, изложенным в описательной части решения.

Представитель ответчика Зайцева Г.А. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что Гордеева Т.В. обратилась в УПФ в Печенгском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии 23.07.2010 по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001.

В назначении пенсии Гордеевой Т.В. было отказано ввиду отсутствия у нее требуемого специального медицинского стажа 25 лет работы в сельской местности.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию обусловлено наличием специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет.

На момент обращения Гордеевой Т.В. за назначением пенсии, т.е. по состоянию на 23.07.2010, ее специальный стаж составлял 23 года 10 месяцев 06 дней.

В специальный стаж истицы были включены периоды ее отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет в календарном исчислении.

Однако остальные спорные периоды (по командировке, по учебным отпускам, работа в учреждении интернатного типа <данные изъяты> и работа в МУЗ «Печенгская ЦРБ» с 01.07.2010 по 23.07.2010) исключены из специального стажа, поскольку в первом случае она не выполняла работу постоянно в течение полного рабочего дня; во втором - учебные отпуска не являются ежегодными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, как это предусмотрено трудовым законодательством; в третьем - учреждение интернатного типа не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991; в последнем - в связи с отсутствием сведений в выписке из ее индивидуального лицевого счета для персонифицированного учета.

Представитель третьего лица МУЗ «Печенгская ЦРБ» в суд не явился, извещен надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного заседания, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, не просил о рассмотрении дела в их отсутствие и не уведомил о причинах своей неявки. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск Гордеевой Т.В. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов пенсионного дела истицы, копии ее трудовой книжки (л.д. 14-22), Гордеева Т.В. работала:

- с 12.09.1986 по 22.11.1992 в Печенгской ЦРБ п. Никель Печенгского района Мурманской области в должности <данные изъяты>;

- с 23.11.1992 по 21.06.1995 - в учреждении интернатного типа <данные изъяты> <адрес> в должности <данные изъяты>;

- с 22.06.1995 по настоящее время работает в МУЗ «Печенгская ЦРБ»:

1) с 22.06.1995 по 06.01.1996 - <данные изъяты>;

2) с 06.01.1996 по 14.04.2000 - <данные изъяты>;

3) с 01.06.2000 по 11.09.2000 - <данные изъяты>;

4) с 11.09.2000 по 09.09.2003 - <данные изъяты>;

5) с 09.09.2003 по 01.01.2006 - <данные изъяты>;

6) с 01.01.2006 по 20.12.2006 - <данные изъяты>;

7) с 20.12.2006 по 19.09.2007 - <данные изъяты>;

8) с 19.09.2007 по настоящее время <данные изъяты>.

23.07.2010 Гордеева Т.В. обратилась в УПФ в Печенгском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (л. 4-5 пенсионного дела ).

01.11.2010 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет работы в сельской местности (л.д. 12-13).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

По представленным Гордеевой Т.В. документам расчет медицинского стажа производился по наиболее выгодному варианту - наличие у нее специального стажа 25 лет работы в сельской местности.

Как посчитал ответчик, по состоянию на 23.07.2010, т.е. на дату обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, ее специальный медицинский стаж составлял 23 года 10 месяцев 06 дней в связи с исключением вышеперечисленных спорных периодов и исчисления периодов отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет в календарном исчислении (л.д. 12-13 и л. 2-3 пенсионного дела).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также в ряде его Определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4) 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ответчик при отказе истице Гордеевой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии включил в ее специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождения в декретном отпуске по беременности и родам с 15.02.1988 по 26.06.1988, с 01.10.1990 по 04.02.1991, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет с 27.06.1988 по 19.07.1989, с 05.02.1991 по 05.10.1992 в календарном порядке. При этом представитель ответчика в судебном заседании показал, что таковое решение принято на основании вышеприведенного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Разъяснения от 29.11.1989 № 23/24-1, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».

Указанные нормативные правовые акты, а также информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 определяют, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, поэтому данные периоды подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие ЗаконаРФ от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного ЗаконаРФ, вступившего в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9.12.1971), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Таким образом, включение Гордеевой Т.В. в специальный стаж периодов отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет является правильным.

Вместе с тем, суд находит ошибочным учет приведенных периодов в стаж работы истицы Гордеевой Т.В. в календарном порядке в связи с нижеследующим.

Как установлено в судебном заседании, в периоды с 15.02.1988 по 26.06.1988, с 01.10.1990 по 04.02.1991 Гордеева Т.В. находилась в декретных отпусках по беременности и родам, она же в периоды с 27.06.1988 по 19.07.1989, с 05.02.1991 по 25.05.1992 находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, а с 26.05.1992 по 25.11.1993 - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Данные обстоятельства представитель ответчика не оспаривал и указанные сведения приведены в справке МУЗ «Печенгская ЦРБ» от 20.10.2010 (л. 27-28 пенсионного дела). Суммарный размер этих периодов в календарном порядке составляет 3 года 05 месяцев 08 дней (с 15.02.1988 по 19.07.1989, с 01.10.1990 по 05.10.1992).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, подпунктом 11 пункта 1 статьи 28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) необходимо считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора и трех лет, имевших место до *.*.*, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *.*.* «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09. 1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно пункту 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11. 1989 № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Периоды нахождения Гордеевой Т.В. в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет имели место до 06.10.1992, приходились на ее работу с 12.09.1986 по 22.11.1992 в Печенгской ЦРБ <адрес> в должности <данные изъяты>, стаж ее работы исчислялся в льготном порядке - как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

При изложенных выше обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, эти периоды нахождения Гордеевой Т.В. в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет также подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении. Размер стажа по приведенным периодам составляет в льготном порядке 4 года 03 месяца 19 дней (03 года 05 месяцев 08 дней х 1,25), разница в исчислении этих периодов в календарном и льготном порядке равна 10 месяцам 10 дням.

Кроме того, из специального стажа работы Гордеевой Т.В., что не оспаривается представителем ответчика, были исключены: спорный период ее нахождения в командировке с 18.02.2002 по 21.03.2002, периоды нахождения в учебных отпусках с 11.11.2008 по 29.11.2008, с 08.04.2009 по 28.04.2009, с 10.11.2009 по 28.11.2009, с 07.04.2010 по 27.04.2010.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения сне места постоянной работы.

Статьей 167 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Направление истицы в командировку в период работы в отделении реанимации Печенгской ЦРБ в период с 18.02.2002 по 21.03.2002 подтвержден карточкой-справкой работодателя за 2002 год (л.д. 69).

Во время нахождения Гордеевой Т.В. в командировке за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, поэтому на работодателя возлагалась обязанность производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в данный выше период.

На основании изложенного, суд считает, что вышеприведенный период нахождения истицы в командировке, что составляет 1 месяц 04 дня, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном порядке, поскольку в приведенный период она работала в должности палатной медсестры в отделении реанимации и интенсивной терапии Печенгской ЦРБ и данная должность не предполагала исчисление стажа в льготном порядке по нормам Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Помимо этого, ответчик полагает, что пунктом 5 вышеприведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусмотрено включение периодов нахождения истицы в учебных отпусках в специальный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии, т.к. они не относятся к ежегодным основным и дополнительным оплачиваемым отпускам, не могут учитываться для назначения льготной пенсии.

Однако данную позицию суд находит ошибочной.

Статья 173 Трудового кодекса РФ определяет, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как видно из справок-вызовов (л.д. 32-33), выписок из приказов о предоставлении Гордеевой Т.В. дополнительных учебных отпусков (л.д. 63-66), истица в период работы в МУЗ «Печенгская ЦРБ» в отделении сестринского ухода обучалась в высшем учебном заседании - НОУ ВПО «Мурманская академия экономики и управления» и находилась в учебных отпусках с сохранением заработной платы с 11.11.2008 по 29.11.2008, с 08.04.2009 по 28.04.2009, с 10.11.2009 по 28.11.2009, с 07.04.2010 по 27.04.2010.

Поскольку работодателем предоставлялись Гордеевой Т.В. дополнительные учебные отпуска, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд РФ, суд приходит к выводу о необходимости включения этих периодов в ее специальный стаж. Спорные периоды, что составляет 02 месяца 20 дней, необходимо исчислять в календарном порядке, поскольку иное не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пении, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Кроме этого, ответчик отказал Гордеевой Т.В. во включении в специальный медицинский стаж периоды ее работы в должности процедурной медсестры в учреждении интернатного типа <данные изъяты>» с 21.01.1993 по 21.06.1995.

Данный отказ суд находит законным и обоснованным.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В период работы Гордеевой Т.В. <данные изъяты> в учреждении интернатного типа <данные изъяты> действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 № 634, от 22.09.1993 № 953).

Данный Список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, законом было предусмотрено право врачей и среднего медицинского персонала на досрочную трудовую пенсию по старости при условии осуществления ими деятельности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях.

При этом лечебно-профилактическими учреждениями - являются учреждения здравоохранения, отнесенные нормативными документами государственного органа управления здравоохранением Российской Федерации к категории таковых.

Санитарно-эпидемиологические учреждения - это учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленных гигиенических норм, санитарно - гигиенических и санитарно - эпидемиологических правил.

Между тем, как видно из Устава муниципального учреждения <данные изъяты> <адрес> (л.д. 51-60), данное учреждение не являлось лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим, входило в систему социальной защиты детей, имеющих отклонения в развитии и обучавшихся в указанном учреждении. Эти же сведения отражены в справке от 24.01.2011 (л.д. 35), согласно которой учреждение интернатного типа <данные изъяты>», которое реорганизовывалось 10.04.1998 в специальное коррекционное (образовательное) учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, 21.01.2003 образовывалось в муниципальное учреждение социальной защиты «Центр социальной помощи семье и детям», а с 22.01.2007 является государственным областным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «Печенгский центр социальной помощи семье и детям».

Согласно Уставу данного учреждения, а также постановлению администрации Печенгского района Мурманской области № 566 от 26.09.1994 (л.д. 50), основными видами деятельности учреждения <данные изъяты> являлись воспитание, оздоровление, уход, индивидуальное обучение и социальная реабилитация детей-инвалидов, оказание помощи семье указанных детей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что период работы истицы в приведенном учреждении «Золушка» не может быть включен в льготный медицинский стаж, поскольку она работала в учреждении социальной защиты населения, а не в учреждении здравоохранения.

В Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, действовавший и применявшийся с 01.11. 1999 до 29.10.2002, а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иною деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, учреждения и центры социального обслуживания населения также не включены в перечень учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

По этим основаниям суд не принимает во внимание представленную типовую должностную инструкцию процедурной медицинской сестры государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Печенгский центр социальной помощи семье и детям», которая согласно ответу руководителя этого центра (л.д. 35) идентична должностной инструкции процедурной медсестры учреждения интернатного типа «Золушка».

Исследовав представленные доказательства, учитывая профиль и вид деятельности учреждения <данные изъяты> в котором работала Гордеева Т.В., суд считает, что спорный период ее работы с 21.01.1993 по 21.06.1995 <данные изъяты> в учреждении социальной защиты детей-инвалидов не подлежит включению в специальный медицинский стаж.

Далее, период работы Гордеевой Т.В. в должности <данные изъяты> МУЗ «Печенгская ЦРБ» с 01.07.2010 по 23.07.2010 ответчик не принял во внимание при исчислении ее специального медицинского стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием в ее индивидуальном лицевом счете сведений индивидуального (персонифицированного) учета с 01.07.2010.

Гордеева Т.В., как следует из пояснений представителя ответчика Зайцевой Г.А., зарегистрирована в качестве застрахованного лица в УПФ в Печенгском районе с 10.11.1999.

Как видно из ее копии трудовой книжки, имеющейся также в материалах ее пенсионного дела, истица работает в МУЗ «Печенгская ЦРБ» и продолжала работать по состоянию на дату обращения в УПФ в Печенгском районе за назначением пенсии.

Статьи 8 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (в последующих редакциях) определяют, что сведения о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета предоставляются в органы Пенсионного фонда РФ страхователями, в том числе работодателями о работающих у них лицах, об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже, а по застрахованным лицам, подавшим заявления о выходе на трудовую пенсию, указанные в абзаце первом пункта 4 статьи 11 сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявлений.

Следовательно, МУЗ «Печенгская ЦРБ», как работодатель истицы и ее страхователь, уплачивающий за нее страховые взносы, обязано предоставлять необходимые для учета сведения о ней в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. На застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Не предоставление таких сведений в установленный срок не должно препятствовать реализации застрахованными лицами своего права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также то, что факт работы Гордеевой Т.В. по состоянию на дату обращения за назначением пенсии ответчиком не оспаривается, суд считает, что период работы истицы в МУЗ «Печенгская ЦРБ» с 01.07.2010 по 23.07.2010 подлежит включению в ее специальный стаж работы. Размер этого периода составляет 23 дня и подлежит учету в календарном порядке, т.е. в том порядке, в котором ей исчислен стаж работы до приведенного периода.

Таким образом, суммарный медицинский стаж Гордеевой Т.В. на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, то есть на 23.07.2010, с учетом признаваемых ответчиком периодов ее работы, дающих право на назначение пенсии, составляет 25 лет 13 дней, т.е. более 25 лет.

Данный расчет складывается из следующего: 23 года 10 месяцев 06 дней (стаж, учтенный ответчиком) + 10 месяцев 10 дней (периоды нахождения в декретных отпусках по беременности и родам, нахождения в отпусках по уходу за детьми до полутора и трех лет в виде разницы в календарном и льготном исчислении) + 1 месяц 04 дня (период командировки) + 2 месяца 20 дней (учебные отпуска) + 23 дня (работа в МУЗ «Печенгская ЦРБ» с 01 по 23.07.2010) = 25 лет 13 дней.

Приведенные обстоятельства, с учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж Гордеевой Т.В., при установленном медицинском стаже более 25 лет в сельской местности, свидетельствуют о том, что у нее возникло право на назначение ей досрочной трудовой пенсии со дня обращения, т.е. с 23.07.2010.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Гордеевой Т.В. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области учесть в периоды работы Гордеевой Т.В., дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

- в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца: период нахождения в декретных отпусках по беременности и родам с 15.02.1988 по 26.06.1988, с 01.10.1990 по 04.02.1991; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет с 27.06.1988 по 19.07.1989; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 05.02.1991 по 05.10.1992;

- в календарном исчислении: периоды нахождения в командировке и учебных отпусках с 18.02.2002 по 21.03.2002, с 11.11.2008 по 29.11.2008, с 08.04.2009 по 28.04.2009, с 10.11.2009 по 28.11.2009, с 07.04.2010 по 27.04.2010; период работы с 01.07.2010 по 23.07.2010.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области назначить Гордеевой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, т.е. 23.07.2010.

В удовлетворении исковых требований Гордеевой Т.В. о включении в периоды работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы в учреждении интернатного типа «Золушка» в должности медсестры процедурной с 21.01.1993 по 21.06.1995, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                       А.А. Сытенко