Дело № 2-882/2011 Решение в окончательной форме принято 08.08.2011 именем Российской Федерации п. Никель 04 августа 2011 года Печенгский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сытенко А.А., при секретаре Михайловской К.С., с участием помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Островерховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Товас» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией, установил: прокурор Печенгского района Мурманской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Товас» (далее по тексту - ООО «Товас, общество) о понуждении к проведению аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства об охране труда работников было установлено, что в нарушение требований статей 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ ответчиком по состоянию на 27.06.2011 не проведена аттестация 21, 5 рабочих мест. Отсутствие этой аттестации нарушает права работников на безопасные условия труда. Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика по проведению мероприятий по аттестации всех рабочих мест и обязать его в срок до 01.10.2011 провести эту аттестацию с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В судебном заседании помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Островерхова И.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в описательной части решения. Уточнила исковые требования и просила обязать ответчика выполнить мероприятия по аттестации рабочих мест и последующей их сертификацией в срок до 01.11.2011, что будет соответствовать трехмесячному сроку со дня принятия решения судом. От требований в части признания незаконным бездействие ответчика по проведению аттестации рабочих мест отказалась, пояснив, что предписаний о необходимости производства приведенных выше мероприятий не выносилось. Представитель ответчика, ООО «Товас», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства (л.д. 17), просил рассмотреть дело без их участия (л.д. 12), возражений по иску не представил. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 18 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно абзацу 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Как следует из положений статьи 210 Трудового кодекса РФ, основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с абзацем 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в числе прочего безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также методы исследований при проведении оценки условий труда, регулируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 приведенного Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Пунктом 4 этого же Порядка установлено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в числе прочего, в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации. Анализ приведенных выше норм закона и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что аттестации подлежат все рабочие места в организации, независимо от ее организационно-правовых форм и форм собственности, для обеспечения безопасности, жизни и здоровья ее работников; соответствие проводимых работодателем работ по охране труда должно быть подтверждено соответствующим сертификатом безопасности. Из копии Устава общества с ограниченной ответственностью «Товас», представленного прокурором в ходе судебного разбирательства, видно, что данное общество осуществляет преимущественно торговую деятельность в магазинах. Согласно утвержденному штатному расписанию ООО «Товас» от 01.06.2011 (л.д. 8-9), в обществе предусмотрено 21, 5 штатных единиц. Из информации ООО «Товас» от 17.06.2011 (л.д. 7) следует, что аттестация рабочих мест в обществе не проводилась. Тем самым, в силу приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, учитывая непроведение ответчиком мероприятий по аттестации рабочих мест и их последующей сертификации, требования прокурора об обязании провести данные мероприятия являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Разрешая вопрос о сроках возложения на ответчика обязанности по проведению аттестации рабочих мест с их последующей сертификацией, суд считает этот срок до 01.11.2011 разумным и достаточным для выполнения такого рода мероприятий. Ответчиком не заявлялось о необходимости увеличения сроков проведения аттестации рабочих мест и их сертификации. При наличии объективных причин, не позволяющих ответчику провести указанные мероприятия до определенного судом срока, не лишает его права обращения за продлением этих сроков в порядке исполнения судебного решения. В связи с освобождением прокурора от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика, не освобожденного от таковой уплаты, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 рублей с учетом требований части 1 статьи 103 ГПК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ. Прокурором заявлены требования неимущественного характера, он выступает в интересах неопределенного круга физических лиц, следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате государственной пошлины в большем размере, чем определено судом, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Товас» в срок до 01 ноября 2011 года провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Товас» в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.А. Сытенко