Дело № 2-1413/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 27 декабря 2011 года п. Никель Печенгский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сытенко А.А., при секретаре Капустиной Н.К., с участием помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Островерховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Статус» и индивидуальному предпринимателю Здоровецкому С.И. об обязании оборудования площадки центрального входа в помещение магазина «44» специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения, установил: прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Статус» (далее по тексту - ООО «Статус») об обязании оборудования площадки центрального входа в помещение магазина «44» специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства о защите социальных прав и законных интересов незащищенной категории инвалидов было установлено, что вход в магазин «44» ООО «Статус», расположенный в <адрес>, не имеет специальных приспособлений (пандусов, настилов, рельсов) для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов-калясочников, что не соответствует требованиям закона, строительных норм и правил, не позволяет указанным лицам в полной мере пользоваться услугами магазина. Просит обязать ООО «Статус» устранить указанное нарушение, обязать в соответствии со СНиП 35-01-2001 оборудовать площадку центрального входа в вышеприведенный магазин пандусами в шестимесячный срок. Определением суда от 16.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен сособственник помещений магазина «44» индивидуальный предприниматель Здоровецкий С.И. (л.д. 36). В судебном заседании прокурор Островерхова И.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в описательной части решения. Уточнила заявленные требования, согласно которым просит обязать ООО «Статус» и ИП Здоровецкого С.И., как собственников спорных помещений, устранить допущенное нарушение, путем оборудования центрального входа в помещение магазина «44» пандусом, до 01.07.2012. Представитель ответчика - ООО «Статус» и ИП Здоровецкий С.И. в судебное заседание не явились, последний, также являющийся генеральным директором ООО «Статус» (л.д. 8-16), извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 41, 42), просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 19), возражений против иска не представил. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от любых обстоятельств, а также запрещает любые ограничения прав граждан. Согласно статье 7, пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). При этом под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского и сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфрастуктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания, в том числе в области торговли. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов регламентированы также Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Кроме того, нормы о доступности маломобильным группам населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001, принятых и введенных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73. В приложении «А» к приведенным СНиП раскрыто содержание понятий инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты, а также понятия маломобильные группы населения, к которым относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Раздел 3 указанных СНиП предусматривает, в том числе, требования к участкам и территории, входам и путям движения, лестницам и пандусам для беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения. Так, в соответствии с пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.17, 3.26, 3, 3.32 СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условия - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. На путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с. Пандус представляет собой наклонную поверхность, площадку, служащую для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу, является элементом строительной конструкции, его установка на крыльце здания не приведет к изменению его технико-эксплуатационных характеристик. Как следует из пункта 3.8. Постановления Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Таким образом, установление строительного элемента в виде пандуса относится к капитальному ремонту. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения (с ограниченными возможностями передвижения), возлагается, в частности, на собственников зданий, сооружений, помещений. Из акта проверки и фототаблицы к нему (л.д. 6-7) следует, что вход в помещение в магазин «44», расположенной по адресу: <адрес> осуществляется через площадку, имеющую несколько ступеней (лестничный марш). Данная площадка не оборудована специальными приспособлениями и устройствами (пандусами, настилами, рельсами, поручнями), не приспособлена для нужд инвалидов. Тем самым, представленными материалами подтверждено, что инвалидам, в том числе детям-инвалидам, не созданы условия для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры. В соответствии с копиями договоров купли-продажи № и 8 от 25.11.2010 (л.д. 23-27, 28-32), копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (л.д. 20, 21) нежилые помещения 1, 2, 4-8, 10-22 (I) и 3, 9 (I), расположенные <адрес> площадями 313,8 кв. м и 51.4 кв. м, соответственно, находятся в собственности Здоровецкого С.И. и ООО «Статус». При изложенных обстоятельствах, с учетом требований вышеприведенных норм закона, на Здоровецкого С.П. и ООО «Статус» должна быть возложена обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (магазину № «44»), путем обеспечения обустройства пандуса при входе в него. Срок, предложенный прокурором для выполнения мероприятий для обеспечения обустройства пандуса - до 01.07.2012, суд находит разумным и достаточным. В связи с освобождением прокурора от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчиков, не освобожденных от этой уплаты, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в общей сумме 200 рублей с учетом требований части 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, т.е. по 100 рублей с каждого. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Статус» и Здоровецкого С.И. в срок до 01.07.2012 в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 обеспечить обустройство пандуса при входе в магазин «44» по адресу: <адрес> Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Статус» и Здоровецкого С.И. в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в сумме по 100 (сто) рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение десяти дней. Судья А.А. Сытенко