Об обязании аминистрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области оборудовать площадку центрального входа в задание админстрации специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов.



Дело № 2-21/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Никель        10 января 2012 г.

    Печенгский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Гречаного С.П.,

при секретаре Барашкиной У.И.,

с участием старшего помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Василенковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области о возложении обязанности оборудовать площадку центрального входа в здание специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения,

установил:

    прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области о возложении обязанности оборудовать площадку центрального входа в здание администрации специальными приспособлениями (пандусами), обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения.

В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории инвалидов было установлено, что центральный вход в здание администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, расположенное в доме <адрес>, не имеет пандусов, настилов, рельсов, поручней и перил, что не соответствует требованиям строительных норм и правил, затрудняет лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидам-калясочникам вход в здание администрации.

Просит обязать ответчика устранить указанное нарушение в течение годичного срока после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Василенкова И.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в описательной части решения.

Представитель ответчика, администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Как видно из отзыва ответчика, он с иском не согласен. считает, что СНиП 35-01-2001 носит рекомендательный характер и подлежит применению при проектировании, строительстве и реконструкции зданий.

Здание администрации построено в 1954 году, когда вышеуказанный СНиП не мог быть применен и в настоящее время оно не реконструируется.

Указывает, что прокурором не приведено доказательств тому, что инвалидам и иным маломобильным группам населения созданы препятствия для доступа в здание районной администрации.

Выслушав прокурора и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от любых обстоятельств, а также запрещает любые ограничения прав граждан.

Согласно статье 7, пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18, 19 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ полномочия, права и обязанности различных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность этих субъектов, в том числе органов местного самоуправления, создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статьей 15 этого закона прямо установлена обязанность Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

При этом под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского и сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфрастуктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Указанные положения закона носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивают ответственность за осуществление приведенных выше мер социальной защиты между названными субъектами.

Вместе с тем, это не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Помимо этого, требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов регламентированы также Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Кроме того, нормы о доступности маломобильным группам населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001, принятых и введенных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73.

В приложении «А» к приведенным СНиП раскрыто содержание понятий инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты, а также понятия маломобильные группы населения, к которым относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Раздел 3 указанных СНиП предусматривает, в том числе, требования к участкам и территориям, входам и путям движения, лестницам и пандусам для беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения.

Поскольку вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения (с ограниченными возможностями передвижения), возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений, применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Из акта проверки и фототаблицы к нему (л.д. 7-8) следует, что перед центральным входом в здание администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, расположенное по адресу: <адрес>, имеется большое количество ступеней в двух лестничных маршах. Указанные ступени и лестничные марши перед входом в районную администрацию не оборудованы специальными приспособлениями и устройствами (пандусами, настилами, рельсами, поручнями) и не приспособлены для нужд инвалидов. Тем самым, представленными материалами подтверждено, что инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, не созданы условия для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Ответчиком не отрицается, что здание администрации городского поселения находится в собственности муниципального образования Печенгский район Мурманской области.

При таких обстоятельствах, с учетом требований вышеприведенных норм, на администрацию муниципального образования Печенгский район Мурманской области должна быть возложена обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, - зданию администрации, путем оборудования центрального входа в здание пандусом.

Срок, предложенный прокурором для выполнения мероприятий по оборудованию входа пандусом, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования Печенгского район Мурманской области в течение года со дня вступления решения в законную силу оборудовать центральный вход в здание администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, по адресу <адрес>, пандусом, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья                                       Гречаный С.П.