О признании незаконным решения



Дело № 2-1272\10 02 ноября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд г.Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Курочкиной В.П.,

При секретаре Сабировой В.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мухиной Оксаны Сергеевны, Андреевой Людмилы Анатольевны, Ткаченко Екатерины Сергеевны об оспаривании действий администрации Петродворцового района,

У с т а н о в и л:

Мухина О.С., Андреева Л.А. и Ткаченко Е.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Петродворцового района по отказу в постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, указывая следующие обстоятельства.

Они с несовершеннолетним Мухиным Ю.А., 2009 года рождения, зарегистрированы и проживают в трех комнатах в восьми комнатной коммунальной квартире <адрес> в Стрельне в г.С-Пб.

ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию Петродворцового района с заявлением о принятии на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ им в принятии на учет было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ они обратились вновь с заявлением, в котором выразили не согласие с отказом в принятии на учет.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация подтвердила отказ в постановке их на учет.

В качестве основания отказа в принятию на учет имеется ссылка на п.п.3 ч.1 ст.10-1 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий», а также на п.3 ст.3 данного Закона.

В соответствии с данными нормами допускается отказ в принятии на учет, если гражданам уже оказывалось содействие в улучшении жилищных условий, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий, за исключением рождения или усыновления детей, жилищная обеспеченность стала менее установленного настоящим Законом С-Петербурга учетного норматива жилищной обеспеченности. Данные граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после дня, в который было оказано содействие.

Данные действия администрации считают незаконными.

Никаких действий, в результате которых жилищная обеспеченность стала менее установленного законом учетного норматива жилищной обеспеченности, они не совершали.

Кроме того, содействие в улучшении жилищных условий им не оказывалось.

Ранее они занимали две комнаты в коммунальной квартире, стояли на очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п.п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ. После предоставления третьей комнаты по договору социального найма, они были сняты с очереди нуждающихся в жилых помещениях.

Снятие их с учета нуждающихся в жилых помещениях не препятствует и в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

Предоставление комнаты по договору социального найма не является формой содействия в улучшении жилищных условий.

В связи с изложенными обстоятельствами, полагают, что они имеют право на принятие их на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании Мухина О.С., действуя в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Мухина Ю.А., 2009 года рождения, и по доверенности в интересах Андреевой Л.А. и Ткаченко Е.С., поддержала заявление, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.

Представитель администрации Петродворцового района по доверенности Гужина О.Д. заявление считает не обоснованным, подлежащим отклонению. Пояснила, что заявителям было оказано содействие в улучшении жилищных условий путем предоставления третьей комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма, в связи с чем могут быть приняты на учет только через 10 лет.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявители занимали две комнаты жилой площадью 29,70 кв.м. в коммунальной квартире <адрес> в Стрельне в г.С-Пб, состояли на очереди нуждающихся в жилых помещениях.

Третью комнату жилой площадью 11,50 кв.м. они занимали по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-42).

Распоряжением Главы администрации Петродворцового района от ДД.ММ.ГГГГ № комната жилой площадью 11,50 кв.м. им была предоставлена по договору социального найма, со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д.24-25).

В марте 2010 года заявители обратились в администрацию с заявлением о приеме на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителям сообщено об отказе в приеме на учет (л.д.18). В письме имеется ссылка на часть 3 ст.3 Закона С-Пб от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой гражданам, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после дня, в который было оказано содействие. В связи с предоставлением заявителем третьей комнаты по договору социального найма, им было оказано содействие в улучшении жилищных условий.

Отказ в принятии на учет основан на п.3 ч.1 ст.10 Закона С-Пб от ДД.ММ.ГГГГ № «О содействии С-Пб в улучшении жилищных условий граждан».

ДД.ММ.ГГГГ заявители повторно обратились в администрацию с заявлением, не согласившись с основаниями отказа в принятии на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (л.д.21-23).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщила о законности своих действий (л.д.19-20).

В материалы дела также представлена справка для доклада на общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой заявителям в приеме на учет в содействии С-Пб в улучшении жилищных условий следует отказать. В справке указано, что в соответствии с ч.3 ст.3 Закона С-Пб от 07.07.2004 г. № 409-61 оснований для приема на учет в содействии не имеется.

Статьей 3 Закона С-Пб от 07.07.2004 г. № 409-61 предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.

Подпункт 3 Части 1 данной статьи предусматривает признание нуждающимися в содействии в случае: если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или (и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилых помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой нескольскими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге».

Часть 3 ст.3 данного Закона предусматривает, что граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий, за исключением рождения или усыновления детей, жилищная обеспеченность стала менее установленного настоящим Законом С-Петербурга учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после дня, в который было оказано содействие.

Доводы администрации района о том, что заявителям уже оказывалось содействие в улучшении жилищных условий, не основаны на действующем законодательстве.

Так, формы содействия в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 2 Закона С-Пб № 409-61. Предоставление жилого помещения по договору социального найма не указано в качестве такой формы содействия.

Под содействием в улучшении жилищных условий в иных установленных законами Санкт-Петербурга формах понимается содействие в улучшении жилищных условий граждан с использованием их собственных средств.

В спорном случае при предоставлении заявителям третьей комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма их собственные средства использованы не были.

В связи с изложенными обстоятельствами, считать предоставление третьей комнаты по договору социального найма формой содействия законных оснований не имеется.

Ссылку представителя администрации на ст.14 п.1 Закона С-Пб от 19.07.2005 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в С-Пб» суд не может положить в основу решения об отказе в удовлетворении заявления. Так, в соответствии с п.14 ч.1, в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется право использования иных предусмотренных законодательством форм улучшения жилищных условий.

Таким образом, в данной норме отсутствует указание на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма является формой содействия в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.1 п.1 Закона С-Пб № 409-61 под содействием С-Пб в улучшении жилищных условий граждан понимается использование имеющихся в распоряжении С-Пб финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В соответствии со ст.9 Закона С-Пб от 05.05.2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» жилищный фонд социального использования С-Пб составляют жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставляемые гражданам по договорам социального найма.

В спорном случае заявителям была предоставлена комната в коммунальной квартире по договору социального найма из жилищного фонда социального использования, в связи с чем ее предоставление также не может быть формой содействия С-Пб в улучшении жилищных условий.

Доводы администрации о том, что в спорном случае заявители могут быть приняты на учет по истечении 10-ти лет после предоставления третьей комнаты по договору социального найма, также не основаны на законе.

В соответствии со ст.3 п.3 Закона С-Пб № 409-61 данный срок подлежит применению в случае, если гражданам содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, и у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива жилищной обеспеченности.

В данном случае заявители никаких намеренных действий с целью приобретения права состоять на учете, не совершали. После предоставления им третьей комнаты по договору социального найма, которую они ранее занимали по договору найма жилого помещения, их жилищные условия остались прежними, так как они продолжают проживать в той же квартире, той же площадью.

Кроме того, действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, в соответствии со ст.3 ч.2 Закона С-Пб № 409-61, признаются в целях настоящего закона С-Пб следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:

- раздел или обмен жилого помещения,

- вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей),

- отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности,

- невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке,

- расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.

Таких действий заявителями не совершалось, содействие в улучшении жилищных условий им не оказывалось, в связи с чем они подлежат принятию на учете в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.

Суд также не может положить в основу решения об отказе в удовлетворении заявления ссылку администрации на Закон С-Пб от 30.06.2010 года «О внесении изменений в Закон С-Пб «О целевой программе С-Пб «Расселение коммунальных квартир в С-Пб» и Закон С-Пб «О содействии С-Пб в улучшении жилищных условий граждан» по следующим основаниям.

Так, обращение заявителей с заявлением о принятии на учет нуждающихся в содействии имел место ДД.ММ.ГГГГ, отказ - ДД.ММ.ГГГГ, в то время как изменения внесены Законом С-Пб от 30.06.2010 года.

Кроме того, Закон С-Пб о внесении изменений в выше названный законодательный акт приостанавливает до ДД.ММ.ГГГГ действие подпунктов 1 и 2 п.1 ст.3 Закона С-Пб № 409-61, ссылки на которые при отказе в принятии на учет отсутствуют.

В связи с изложенными обстоятельствами, заявление Мухиной О.С., Андреевой Л.А., Ткаченко Е.С. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, главой 25 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Мухиной Оксаны Сергеевны, Андреевой Людмилы Анатольевны, Ткаченко Екатерины Сергеевны на действия администрации Петродворцового района об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий признать обоснованным, обязать администрацию Петродворцового района принять Мухину О.С., Андрееву Л.А., Мухина Ю.А., Ткаченко Е.С. на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Петродворцовый районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.