Дело № 2-364 26 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Тонконог Е.Б., при секретаре Воронцовской М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Павлюченкова Максима Анатольевича к ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными, у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что он является собственником квартиры по адресу: Петродворец <адрес>. ООО "Жилкомсервис <адрес>" является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, где находится его квартира. В декабре 2010 года ответчик произвел корректировку платы за отопление за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов на сумму 499 руб.08 коп., ссылаясь на постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. На его обращение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении требований об оплате указанной суммы ответчиком был дан отказ. Истец считает требование ответчика об оплате указанной суммы при отсутствии общедомовых приборов учёта незаконным, ссылаясь на то, что ЖК РФ не допускает увеличение стоимости услуг после их оказания, и просит признать корректировку платы незаконной, обязать ответчика устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию морального вреда, подвергнуть ответчика штрафу. Истец в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что в отсутствии общедомовых приборов учёта ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления. Единственно правильным способом определения стоимости потребленной энергии по нормативу, т.е. без приборов учета, считает способ, указанный в пп.1 п.1 приложения № 2 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. Представитель ответчика ООО по доверенности Шананина Е.А., в судебном заседании по иску возражала, пояснила, что ответчик является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, как исполнитель коммунальных услуг приобретает тепловую энергию у ресурсоснабжающей организации - ООО "Петербургтеплоэнерго", которая выставляет счета. В результате существует разница между суммой, которую ответчик обязан уплатить ресурсоснабжающей организации, и той, которую обязаны уплатить граждане по установленным тарифам. В связи с этим была произведена корректировка, в том числе и по квартире истца, при этом сумму доплаты снизили до той, которая указывается в квитанции. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Истец является собственником квартиры по адресу: Петродворец <адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д.4). В квитанции на оплату коммунальных услуг за декабрь 2010 г. указано, что произведен перерасчет платы за отопление на сумму 499 руб.08 коп. (л.д.5). На обращение истца ответчиком дан ответ, что доначисление платы за отопление было произведено на основании постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (л.д.7). Представитель ответчика подтверждает, что <адрес> не имеет общедомового прибора учета тепла. Также ответчиком представлен договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ресурсоснабжающей организацией ООО "Петербургтеплоэнерго", и на основании, которого была произведена корректировка платы за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. Пунктом 4.2 договора установлено, что при отсутствии приборов учета учет количества потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника. Однако решением Арбитражного суда СПб и Ленобласти от ДД.ММ.ГГГГ данный пункт договора признан недействительным. Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006 года - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ответчик является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Частью 2 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ). Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 года № 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга" утверждено положение, согласно которому Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения. Пунктом 16 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Согласно п. 13 вышеуказанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе понимается товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицами, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случает непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. № 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил оказания коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом с 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам по приведенной в данном пункте формуле. Как пояснил представитель ответчика, ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" рассчитывал сумму доплаты на основании счетов ресурсоснабжающей организации, т.е. исходя из стоимости фактически отпущенного тепла. Данные действия, по мнению суда, не основаны на законе. При этом суд исходит из того, что в постановлении от 15.07.2010 года № 2380/10 определена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления. Однако учитывая, что ресурсоснабжающая организация выставляла счета исполнителю коммунальной услуги, руководствуясь расчетной методикой № 105 от 06.05.2000 года, а, не исходя из нормативов потребления, суд полагает, что произведенный ответчиком расчет корректировки платы противоречит положениям ст. 157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, в связи с чем ссылка ответчика на распоряжение Комитета по тарифам № 83-р от 18.09.2009 года не состоятельна. Кроме того, суд считает, что единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в п.п. 1 п. 1 Приложения № 2 Правил № 307 от 23.05.2006 года, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, согласно п.п. 2 п. 1 приложения № 2 Правил № 307, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом РФ такой расчетный способ не определен. Таким образом, требования истца о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными и обязании устранить нарушения прав обоснованны, в связи, с чем подлежат удовлетворению. Требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, т.к. отсутствуют основания для этого. Согласно ст.152 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания. В силу ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Суд не усматривает, что действиями ответчика истцу причинены какие-либо физические или нравственные страдания в связи с произведенной корректировкой платы за отопление. Также нет оснований для наложения на ответчика штрафа в порядке п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, поскольку в пользу истца никакая сумма не присуждена. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Павлюченкова М.А. удовлетворить частично. Признать действия ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009 -2010 года, произведенной по <адрес> по <адрес>, незаконными и обязать ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" устранить допущенные нарушения. В удовлетворении остальных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья (подпись) Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.