О признании



Дело № 2-876\11                                                                         05 июля 2011 года

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    Петродворцовый Федеральный районный суд в составе:

Председательствующего судьи                                             Курочкиной В.П.

С участием прокурора                                                           Гаврилова М.М.

При секретаре                                                                         Курочкиной С.В.

     Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Петродворцового района Санкт-Петербурга в интересах инвалида 2 группы Купко Петра Григорьевича к ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение,

                                                У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Петродворцового района обратился в суд в интересах инвалида 2 группы Купко П.Г., к ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение, указывая следующие обстоятельства.

Прокуратурой района по заявлению Купко П.Г. проведена проверка по вопросу необоснованного начисления дополнительной оплаты за отопление. В ходе проверки деятельности ООО «Жилкомсервис г. Петродворца» выявлены факты проведения незаконной корректировки населению платы за отопление.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 № 196-р.

В соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Между ООО «ЖКС г.Петродворца» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» 01 ноября 2007 года заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией.

23 ноября 2010 года ООО «ЖКС г.Петродворца» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» подано заявление о корректировке размера платы за отопление.

Из квитанции, направленной в адрес Купко П.Г., следует, что в результате такой корректировки ему дополнительно начислена плата за отопление в размере 1101 руб. 56 коп.

Действия ответчика, по мнению прокурора, являются незаконными и противоречат требованиям ст.157 ЖК РФ.

Перерасчет произведен в соответствии с Правилами потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

Данным постановлением установлен порядок начисления размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с п.п. «а» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп.2 п.1 приложения №2 к Правилам. При этом потребитель уплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно п.п. «б» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с п.п.3 п.1 приложения №2 к Правилам, определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подп.4 п.1 приложения №2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

В формулах, предусмотренных вышеуказанными приложениями к Правилам, учитывается размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный энергоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.4 ст.427 ГК РФ, условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

В соответствии с п.8 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативно правовым актам Российской Федерации.

Учитывая требования вышеназванного законодательства, в силу п.5 ст.426 ГК РФ и влечет последствия, предусмотренные ст.ст. 166-168 и 180 ГК РФ о недействительности сделки.

Таким образом, прокурор полагает, что корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.

        В Постановлении Президиума ВАС от 15.07.2010 № 2380/10 указано, что в силу ч.1 ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, следовательно, на него распространяется п.п. 4 и 5 настоящей статьи о том, что Правительство РФ может издавать обязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожности условий публичного договора, не соответствующего данным правилам. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо расчетной методикой, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления.

Таким образом, никакой разницы, подлежащей корректировке, не возникает, поэтому отсутствуют правовые основания проведения корректировки.

      В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

     Представитель ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв по делу, в котором указал на несогласие с заявленными исковыми требованиями.

     Купко П.Г. полагает иск удовлетворить.

     Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как изложенные в заявлении обстоятельства подтверждены материалами дела.

     Так, из материалов дела следует, что Купко П.Г. зарегистрирован и проживает в <адрес>.

      В соответствии с п.п. «а» п.19 Правил потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к Правилам, определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп.2 п.1 приложения №2 к Правилам. При этом потребитель уплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно п.п. «б» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с п.п.3 п.1 приложения №2 к Правилам, определяется, исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подп.4 п.1 приложения №2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

В формулах, предусмотренных вышеуказанными приложениями к Правилам, учитывается размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный энергоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.4 ст.427 ГК РФ, условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

В соответствии с п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативно правовым актам Российской Федерации.

Учитывая требования вышеназванного законодательства, в силу п.5 ст.426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством РФ, ничтожны.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям мнооквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.

      В <адрес> общедомовые приборы учета теплоснабжения отсутствуют.

     С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает исковые требования удовлетворить.

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» по начислению Купко Петру Григорьевичу, проживающему в <адрес>, корректировки платы за отопление за период 2009-2010 г.г. в размере 1101 руб. 56 коп.

Обязать ООО «Жилкомсервис г.Петродворца произвести перерасчет платы за жилое помещение без учета суммы 1101 руб. 56 коп., в течение 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

     Взыскать с ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» госпошлину в доход государства 200 рублей.

     Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Петродворцовый районный суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200