О признании



Дело № 2-899                                                                                        24 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Тонконог Е.Б., при секретаре Мальцевой Д.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пановой Валентины Константиновны к ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику, указывая, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес>.1 <адрес>. ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, где находится её квартира. В декабре 2010 года ответчик произвел корректировку платы за отопление за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов, ссылаясь на постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. На её обращение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении требований об оплате указанной суммы ответчиком был дан отказ. Истица считает требование ответчика об оплате указанной суммы при отсутствии общедомовых приборов учёта незаконным, ссылаясь на то, что ЖК РФ не допускает увеличение стоимости услуг после их оказания, и просит признать корректировку платы незаконной, обязать ответчика устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию морального вреда, подвергнуть ответчика штрафу.

Кроме того, истец указывает, что в связи с имеющейся задолженностью по оплате квартплаты с ДД.ММ.ГГГГ ей прекращена выплата жилищной субсидии, предоставляемая городским центром жилищных субсидий. Просила обязать ответчика восстановить суммы субсидий с ДД.ММ.ГГГГ и учесть их в счет будущих платежей.

Представитель истца Дмитриенко Ж.И. в судебном заседании требования поддержала и пояснила, что истица получает ежемесячную субсидию, однако в связи с задолженностью её выплату приостановили в марте 2011 г. В начале года она подала заявление на субсидию, однако за май и июнь в субсидии отказали, предоставили её только с июля 2011 г. Просила обязать ответчика восстановить суммы субсидий за счет собственных средств ответчика.

Представитель ответчика ООО по доверенности Нестерова Ю.А., в судебном заседании по иску возражала, пояснила, что субсидии ответчик не представляет, поэтому данное требование исполнено быть не может.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Истец является собственником квартиры по адресу: Петродворец ул <адрес>.1 <адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д.14). В квитанции на оплату коммунальных услуг за декабрь 2010 г. указано, что произведен перерасчет платы за отопление на сумму 1087 руб.26 коп. (л.д.17). На обращение истца ответчиком дан ответ, что доначисление платы за отопление было произведено на основании постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (л.д.10). Решением городского центра жилищных субсидий Жилищного комитета Правительства СПб от 31.03.2011 Пановой В.К. прекращено предоставление субсидии с ДД.ММ.ГГГГ на основании Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства от 14.12.2005 № 761 (л.д.11).

Материалами дела не подтверждено, что <адрес>.1 по <адрес> имеет общедомовой прибор учета тепла.

Также ответчиком представлен договор теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ресурсоснабжающей организацией ООО "Петербургтеплоэнерго", и на основании, которого была произведена корректировка платы за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. Пунктом 4.2 договора установлено, что при отсутствии приборов учета учет количества потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях производится энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.

Однако решением Арбитражного суда СПб и Ленобласти от 21.01.2011 данный пункт договора признан недействительным.

Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 26.05.2006 года - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Ответчик является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 2 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 4 данных Правил предусматривает, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 года № 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга" утверждено положение, согласно которому Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.

Пунктом 16 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно п. 13 вышеуказанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-фз "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе понимается товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицами, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случает непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. № 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги", при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.

Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил оказания коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.

При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом с 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам по приведенной в данном пункте формуле.

Как пояснил представитель ответчика, ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" рассчитывал сумму доплаты на основании счетов ресурсоснабжающей организации, т.е. исходя из стоимости фактически отпущенного тепла.

Данные действия, по мнению суда, не основаны на законе. При этом суд исходит из того, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ определена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум считает, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления.

Однако учитывая, что ресурсоснабжающая организация выставляла счета исполнителю коммунальной услуги, руководствуясь расчетной методикой № 105 от 06.05. 2000 года, а, не исходя из нормативов потребления, суд полагает, что произведенный ответчиком расчет корректировки платы противоречит положениям ст.157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, в связи с чем ссылка ответчика на распоряжение Комитета по тарифам № 83-р от 18.09.2009 года не состоятельна.

Кроме того, суд считает, что единственно правильным способом определения стоимости потребленной тепловой энергии по нормативу, то есть без приборов учета, является способ, указанный в п.п.1 п.1 Приложения № 2 Правил № 307 от 23.05.2006 года, то есть без учета ежегодной корректировки платы расчетным путем, согласно п.п.2 п.1 приложения № 2 Правил № 307, поскольку на сегодняшний день ни одним нормативно-правовым актом РФ такой расчетный способ не определен.

Таким образом, требования истца о признании действий по корректировке платы за отопление незаконными и обязании устранить нарушения прав обоснованны, в связи, с чем подлежат удовлетворению.

Требования об обязании ответчика восстановить суммы субсидий с 1.03.11 за счет средств ответчика и учесть их в счет будущих платежей удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе.

Как следует из решения горцентра жилищных субсидий (л.д.11), субсидия была предоставлена уполномоченным органом власти на основании постановления Правительства РФ № 761 от 14.12.05. Финансирование расходов на предоставление субсидий в соответствии с пунктом 66 Правил осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Ответчик не имел обязанности по предоставлению истице субсидий, решение о прекращении выплаты субсидии принималось не им, поэтому удовлетворения иска в этой части невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" по начислению Пановой В.К. корректировки платы за отопление за отопительный период 2009-2010 года, произведенной по <адрес>.1 по <адрес> в Петродворце, и обязать ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" устранить допущенные нарушения путем прекращения учета суммы перерасчета за отопление по лицевому счету Пановой В.К.

Запретить ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" начислять пеню на сумму перерасчета за отопление, начисленного в декабре 2010 г. по указанной квартире.

Взыскать с ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" госпошлину в федеральный бюджет в размере 200 рублей.

В удовлетворении остальных требований Пановой В.К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200