о признании права собственности отсутствующим



Дело № 2-121                                                                                  06 сентября 2011 года

                                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Тонконог Е.Б,

при секретаре Курочкиной С.В., с участием адвоката Гусевой П.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга к Черненко Яне Борисовне о признании права собственности отсутствующим,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт - Петербурга (КУГИ) обратился в Петродворцовый районный суд с иском к Черненко Я.Б. о признании права государственной собственности на земельный участок , площадью 977 кв.м. расположенный по адресу: СПб, <адрес>, кадастровый номер , указывая, что согласно полученной выписке из ЕГРП от 29.04.2010 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировано право частной собственности ответчика на указанный земельный участок. Основанием для государственной регистрации права собственности явилось решение Петродворцового районного суда от 10.08.2007 года по делу о признании за Черненко Я.Б. права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Указанным решением было установлено обстоятельство предоставления земельного участка ЛВИМУ им. Макарова, в свою очередь, ОНТ «Макаровец» является фактическим землепользователем на землях, предоставленных в постоянное пользование ЛВИМУ им. Макарова. Поскольку судебным актом признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком гражданина и одновременно установлено обстоятельство предоставления земельного участка организации, при которой было создано (организовано) огородническое объединение, такое постановление, по мнению истца, не является основанием государственной регистрации права собственности в порядке п.3 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», поскольку не соответствует указанным в данной норме условиям. Государственная регистрация права собственности за гражданином на земельный участок влечет его выбытие из государственной собственности и нарушает принадлежащие публичному образованию права и законные интересы. Как следствие, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок не соответствует требованиям законодательства.

В порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования были уточнены и истец просил признать отсутствующим право собственности Черненко Я.Б. на спорный земельный участок.

Представитель истца по доверенности, Чичканова М.Б., в судебном заседании уточненный иск и доводы поддержала, также пояснила, что указанный земельный участок находится в водоохраной зоне, и не подлежит передаче в собственность граждан.

Ответчик в судебном заседании иск не признала. Её адвокат Гусева П.Б. пояснила, что право собственности Черненко Я.Б. было зарегистрировано на основании упрощенного порядка регистрации прав собственности, как гражданином, обладающим земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, это право возникло до введения в действие ЗК РФ, и лишь было подтверждено судебным решением в 2007 году.

Представитель третьего лица, администрации Петродворцового района СПб по доверенности Юрченко С.Н., в судебном заседании, поддержала позицию истца.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в суд не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, и полагал, что следует отказать в удовлетворении иска. Также указал, что регистрация права собственности на земельный участок за ответчиком осуществлена на основании вступившего в законную силу судебного акта и была произведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Третье лицо ОНТ «Макаровец», в суд явилось, о дне рассмотрения дела извещалось, письменной позиции по иску не представило.

Третье лицо Комитет по земельным ресурсам и землеустройству СПб, в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещался, представил отзыв, в котором иск поддержал и указал, что судебным актом за ответчиком признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и одновременно установлен факт предоставления участка организации, при которой было создано огородническое объединение, поэтому такой судебный акт не может являться основанием для гос.регистрации за гражданином права собственности в порядке п.3 ст.28 федерального закона № 66-фз.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. Признание за домовладельцем - пользователем земельного участка, на котором расположено домовладение, права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком как своим имуществом исключало произвольное распоряжение им со стороны каких-либо иных субъектов права. В дальнейшем, в ходе проведения земельной реформы - как до, так и после принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей право частной собственности на землю (ст.9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), - законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности, обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной. При этом, исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с не переоформлением имеющегося правового титула.

Согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы.

Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю» было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, - за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Регулирование этих отношений, предусмотренное введенным в действие с 29.10.2001 г. Земельным кодексом Российской Федерации, также предоставляет каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок (п.5 ст.20 и п.3 ст.21) и подтверждает, как это установлено Федеральным законом от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-фз «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» бесплатно в частную собственность приобретаются:

а) земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

б) земельные участки с расположенными на них жилыми домами, фактически находящимися в пользовании граждан, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3);

в) земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также в случаях, когда не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права (ст. 3).

Земельным кодексом РФ гражданам предоставлено право на однократную бесплатную приватизацию таких участков, без ограничения каким-либо сроком, а также независимо от их размера, целевого назначения, разрешенного режима использования, нахождения в собственности гражданина иных земельных участков и т.п. В соответствии со ст.ст.20-21 ЗК РФ, приватизируемый земельный участок должен находиться у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения.

Из материалов дела следует, что решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 10.08.2007 года по делу № 2-720 (с разъяснениями, внесенными определением от 12.12.2008) за Черненко Я.Б. признано право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 997 кв.м, расположенный по адресу: СПб, <адрес>, кадастровый номер В 2009 году за Черненко Я.Б. зарегистрировано право частной собственности на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством (л.д.54).

В обосновании своего иска представитель истца указал, что в соответствии с положениями ст.214 ГК РФ и ст.16 ЗК РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований, являются государственной собственностью. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок влечет его выбытие из государственной собственности и нарушает принадлежащие публичному образованию права и законные интересы. На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 года № 1589 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению городским имуществом», распоряжение и управление расположенными на территории Санкт-Петербурга земельными участками, государственная собственность не разграничена, отнесены к компетенции КУГИ. Решением Петродворцового районного суда от 10.08.2007 признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком гражданина и одновременно установлено обстоятельство предоставления земельного участка организации, при которой было создано (организовано) огородническое объединение ЛВИМУ им.Макарова, такое постановление не является основанием для государственной регистрации гражданином права собственности в порядке п.3 ст.28 ФЗ «Об садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», поскольку не соответствует указанным в данной норме условиям. Указанный судебный акт является основанием для государственной регистрации непосредственно признанного им вещного права - право постоянного (бессрочного) пользования.

В своих возражениях представитель ответчика ссылается на то, что право собственности ответчика было зарегистрировано на основании упрощенного порядка регистрации права собственности, как за гражданином, обладающим земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, предоставленном до введения в действие ЗК РФ для ведения огородничества. Согласно п.9.1 ст.3 федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-фз, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

По мнению представителя ответчика, законодатель не дает прямую ссылку на применение ч.3 или ч. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ и не делает различия, предоставлен ли этот участок именно гражданину или огородническому объединению. Следовательно, ссылка истца на применение ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ несостоятельна, как ссылка на закон, не подлежащий применению в данном случае.

В отличие от приватизации жилых помещений, возникновение права собственности на земельные участки не связано с заключением гражданско-правового договора. Согласно ст. 29 ЗК РФ таким основанием для земельных участков является решение государственных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции, то есть в отношении земельных участков речь идет об административно-правовом способе возникновения прав и обязанностей.

Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования отнесены ГК РФ к иным вещным правам. Принадлежность земельного участка на этом титуле исключает нахождение его в гражданском обороте, так как ст.20 ЗК РФ введен запрет на какое-либо распоряжение такими участками. Выделяемые под строительство домов и дач земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования традиционно самостоятельным объектом гражданского права не являлись. Они выполняли служебную роль при возведенном здании. При отчуждении строения они следовали его судьбе, то есть переходили к новому собственнику строения.

Земельный участок рассматривался как вещь и принадлежность, где вещь - строение, а земельный участок - принадлежность. Это означало, что при утрате права на вещь не только при отчуждении, но и во всех иных случаях (при сносе строения, исключения из числа сособственников по решению суда и пр.) автоматически прекращалось и право на земельный участок.

Согласно Правилам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 года № 576, функции по распоряжению государственными земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляются органами исполнительной власти соответствующих городов федерального значения.

По сведениям КЗРиЗ СПб территория, занимаемая ОНТ «Макаровец», в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга (закон Санкт - Петербурга от 21.12.2008 года № 728-99) отнесена к рекреационной зоне (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования), и в соответствии с п.9 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан, туризма и являются землями общего пользования, которые согласно п.12 ст.85 ЗК РФ не полежат приватизации.

Согласно ст.261 ГК РФ индивидуализация земельного участка, как объекта права собственности производится путём определения его границ и закрепления информации о земельном участке в едином государственном кадастре. Государственное управление в области землеустройства и ведения государственного земельного кадастра относится к ведению Российской Федерации.

Объектом права частной собственности могут быть лишь земельные участки, не ограниченные в обороте, и в виде исключения в случаях, предусмотренных законодательством, участки из числа ограниченных в обороте.

Под объектом права частной собственности следует понимать земельный участок, находящийся на территории Российской Федерации, индивидуализированный посредством проведения землеустройства и кадастрового учета, прошедший государственную регистрацию, не изъятый и не ограниченный в обороте. Конституционное право частной собственности на земельные участки включает в себя два элемента - право приобретать в частную собственность на законных основаниях и равных условиях земельные участки и право осуществлять в отношении их действия, не противоречащие интересам многонационального народа России в рамках, установленных законом.

Конституционное право частной собственности на земельные участки реализуется либо посредством приобретения земельного участка впервые, либо путем переоформления (приватизации) участка, ранее предоставленного лицу на ином праве. Реализация права частной собственности на земельные участки не является произвольной, а осуществляется только способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-фз «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Согласно п.4 ст.28 ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Такого распоряжения не издавалось, а постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2008 «О признании не подлежащим применению решения Президиума Петродворцового районного Совета народных депутатов от 31.08.1990 года № 153» не подлежит применению решение Президиума Петродворцового районного Совета народных депутатов № 153 от 31.08.1990.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Таким образом, при обращении с требованием о регистрации права собственности на земельный участок СНТ должно быть применено законодательство, действующее на момент обращения, а именно п.4 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающий получение распорядительного акта органа местного самоуправления, который должен являться основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, находящийся в пределах садоводческого товарищества.

Граждане - члены садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения вправе распоряжаться своими земельными участками и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Распоряжение земельными участками происходит путем совершения сделок с ними, под которыми понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение гражданских и земельных правоотношений. Правом совершения различных сделок наделены только граждане - собственники садовых, огородных или дачных земельных участков. Если же участки принадлежат им на ином праве (то есть не приватизированы), то распоряжаться таким участком они не вправе. Исключение предусмотрено только для граждан, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-фз «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу п.4 ст.20 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться названными земельными участками.

Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года № 2732-ра установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга; принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 года для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; право пожизненного наследуемого владения, на которые перешло к гражданам после 30.10.2001 г. в порядке наследования; фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.

Согласно п.1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Пунктом 1 статьи 28 того же закона предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Решением Петродворцового районного суда от 10.08.2007 года установлено, что земельный участок земельный участок в районе средней школы милиции площадью около 15 га был предоставлен под коллективные огороды рабочим и служащим ЛВИМУ им. Макарова на три года во временное пользование на основании решения Исполкома Петродворцового райсовета народных депутатов г. Ленинграда 28.06.1984 года. По решению Президиума Петродворцового райсовета народных депутатов Ленинграда от 31.08.1990 года ранее выделенные во временное пользование земли были предоставлены ЛВИМУ им. Макарова в постоянное пользование под коллективные огороды с правом постройки одноэтажных домов и посадки деревьев. В 1992 году ЛВИМУ им.Макарова распоряжением № 110/68 от 27.05.1992 года передало означенное право огородничеству «Макаровец» и его членам. В 2000 году в результате реорганизации создано Огородническое некоммерческое товарищество «Макаровец», являющееся правопреемником Коллективного огородничества «Макаровец». Согласно Уставу ОНТ «Макаровец», оно является добровольным объединением граждан на основе членства с целью ведения огороднической хозяйственной деятельности на земельных участках размером 26,4 га, предоставленных в массиве огородничеств пос. Стрельна Петродворцового района Ленинграда решением Исполнительного Комитета Петродворцового районного совета народных депутатов Ленинграда № 130-2 от 28.06.1984 года во временное пользование, и переданное в постоянное пользование решением Президиума Петродворцового районного Совета народных депутатов Ленинграда № 153 от 31.08.1990 года.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.25.2 федерального закона № 122-фз государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п.5 ст.25.2 закона № 122-фз не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

В силу п.8 ст.27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.6 Водного Кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 29.04.2010 года в отношении спорного земельного участка зарегистрированы ограничения (обременение) права: прибрежная защитная полоса водного объекта 136 кв.м., водоохранная зона водного объекта 977 кв.м. (л.д.7). Эти обстоятельства подтверждаются и кадастровым паспортом земельного участка (л.д.47).

Таким образом, земельный участок , площадью 977 кв.м. расположенный по адресу: СПб, <адрес> кадастровый номер не мог быть предоставлен в собственность Черненко Я.Б. и право собственности ответчика не может быть зарегистрировано. Это право следует признать отсутствующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать отсутствующим право собственности Черненко Яны Борисовны на земельный участок , площадью 977 кв.м. расположенный по адресу: СПб, <адрес> кадастровый номер

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись)

Решение составлено 09.09.2011