О признании



Дело № 2-1287 08 декабря 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый Федеральный районный суд в составе:

председательствующего судьи Тонконог Е.Б., при секретаре Малашенко А.М,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бурова Юрия Алексеевича к ООО «Жилкомсервис г.Петродворца» о признании действий незаконными и обязании осуществить перерасчет,

у с т а н о в и л:

Буров Ю.А. обратился в суд с иском к ООО «Жилкомсервис г. Петродворца», указывая следующие обстоятельства. Он является собственником 1/2 доли <адрес>.3 <адрес> в Петродворце. Ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Дом оборудован общими приборами учета тепла, введенными в эксплуатацию.

В декабре 2010 года ответчик произвел корректировку платы за отопление за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов на сумму 1046 руб.65 коп., ссылаясь на постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. На его обращение об исключении требований об оплате указанной суммы ответчиком был дан отказ. Истец считает требование ответчика об оплате указанной суммы незаконным. Кроме того, с июля 2011 года в счете- квитанции на оплату жилого помещения, коммунальных услуг за июль 2011 года, ответчиком в нарушение Распоряжения Комитета по тарифам СПб от 07.12. 2009 № 196-р изменен норматив потребления тепловой энергии с 0,0162 на 0,0175. Указана сумма корректировки за отопление 137 рублей 82 коп.

Истец просит признать незаконными действия ответчика по изменению норматива потребления тепловой энергии с июля 2011 года и корректировке платы за отопление в июле 2011 года; обязать произвести перерасчет за отопление, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 1000 рублей, а также расходы на почтовые отправления 85 руб.15 коп.

В судебное заседание истец требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Нестерова Ю.А. с иском не согласна, представила отзыв, в котором указала, что в связи с неисправностью узла связи до июня 2011 г. ответчик не имел возможности предоставлять в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" данные о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии по общедомовым приборам учета за предыдущий год, в связи с чем в квитанции за июль плата за отопление включила в себя размер платы, рассчитанный за предыдущий год по приборам учета, и разность между этой платой и платой, определенной по нормативу.

Третье лицо, ООО "Петербургтеплоэнерго", не явилось, о дне рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Так, из материалов дела следует, что Буров Ю.А. зарегистрирован и проживает в <адрес>.3 по улице Юты Бондаровской в Петродворце, а также является собственником 1/2 доли квартиры.

В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам") "исполнитель" – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

ООО «Жилкомсервис Петродворца» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации ООО «Петербургтеплоэнерго» тепловую энергию.

В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с п.13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

В силу п.16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Согласно п.15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Нормой, содержащейся в абз.2 п.15 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В силу п.19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Судом установлено, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления в первом квартале 2010 г. по сравнению с показателями первого квартала 2009 г.

Возможность корректировки за отопление основана на договоре заключенном между ООО «Жилкомсервис Петродворца» и ООО «Петербургтеплоэнерго». Вместе с тем возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст.157 ЖК РФ и положениям Правил № 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами № 306. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч.2 ст.157 ЖК РФ.

Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Вместе с тем, положения ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом. Установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства СПб в силу положений Постановления Правительства СПб № 1346 от 13.09.2005 г. «О Комитете по тарифам».

В 2010 г. на территории СПб действовало Распоряжение Комитета по тарифам СПб от 14.12.2009 г. № 199-р, в котором определен тариф для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и по горячему водоснабжению, услугам, предоставляемым гражданам и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории СПб. Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие тариф по отоплению в указанный период не принимались.

В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен ст.6 ФЗ от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст.157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы в силу п.20 ст.2 ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст.14 ФЗ (п.1 ст.13). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации программы организации коммунального комплекса (п.3 ст.13).

ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области гос. регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов.

В отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета, исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.

<адрес>.3 по <адрес> оснащен общедомовым прибором учета тепла. Однако ООО «ЖКС Петродворца» не представляла данные в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии по приборам учета тепловой энергии за предыдущий год для ежемесячного начисления платы за отопление. Таким образом, несмотря на установку в доме общедомового прибора учета, начисления производились по нормативам, утвержденным Комитетом по тарифам.

В силу п.13 ст.155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Доказательств того, что потребители были заранее оповещены о предстоящей корректировке платы за отопление, представителем ответчика не представлено.

Таким образом, требования истца о признании действий незаконными по корректировке платы за отопление в декабре 2010 года и обязании устранить нарушения прав обоснованны и подлежат удовлетворению. Начисление пени на сумму корректировки также является необоснованным, поскольку в действия истца отсутствует виновное поведение.

В связи с удовлетворением данных требований суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца почтовые расходы в размер 85 руб.15 коп., поскольку представленными квитанциями подтверждается, что истец дважды направлял ответчику письма с требованием произвести перерасчет: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Копии писем представлены в материалы дела.

Что касается иных требований Бурова ЮА, то они не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В формулах, предусмотренных приложением № 2 к Правилам потребления коммунальных услуг, учитывается размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный энергоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Оснований полагать, что с июля 2011 года ответчиком произведен незаконный перерасчет платы за отопление, не имеется по следующим основаниям.

В материалы дела представлен договор на техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в <адрес> в Петродворце. Следовательно, начисление платы за отопление собственникам и нанимателям жилых помещений должно было производиться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Однако из материалов дела следует, что ответчик не имел возможности предоставлять данные в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии по общедомовым приборам учета тепловой энергии за предыдущий год для ежемесячного начисления платы за отопление, так как отсутствовало программное обеспечение. Возможность ввода в систему объема (расхода) тепловой энергии на отопление, определяемого на основании показаний общедомовых приборов учета, у ответчика появилась с июня 2011 года.

Изложенные обстоятельства подтверждены письмом ГУП ВЦКП в адрес ООО "Жилкомсервис г.Петродворца", а также письменным уведомлением жителей дома, размещенным для всеобщего обозрения на информационном стенде <адрес>.3, копию которого представил истец в суд.

Таким образом, в квитанции за июль 2011 года плата за отопление включила: размер платы за отопление за июль 2011 года, рассчитанный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного общедомовым прибором учета; разность размера платы за отопление за июнь 2011 года, определенного исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление и размера платы за отопление за июнь 2011 года, рассчитанного исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного общедомовым прибором учета.

Сумма в 137 рублей 82 копеек является разностью размера платы за отопление за июнь 2011 года, определенного исходя их норматива потребления тепловой энергии на отопление, и размера платы за отопление за июнь 2011 года, рассчитанного исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного общедомовым прибором учета.

Оснований полагать данные действия ответчика незаконными не имеется, так как они соответствуют действующему законодательству, плата за отопление была начислена исходя из показаний общедомовых приборов учета. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в счете-извещении изменился, так как стал зависим от показаний общедомового прибора учета, размер платы за отопление определяется по формуле № 7 Приложения № 2 Правил.

Требования истца, дополненные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ о взыскании переплаты за содержание общедомового неработающего узла учета энергии на 61 руб.58 коп. не подлежат удовлетворению, т.к. оснований для освобождения истца от обязанности оплачивать узел учета не имеется. Данных, свидетельствующих о том, что он не работал, не имеется.

Также подлежат отклонению и требования о взыскании компенсации морального вреда. Истцом не представлено, а в судебном заседании не добыто доказательств, подтверждающих причинение истцу какими-либо неправомерными действиями ответчика физических или нравственных страданий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Бурова Ю.А. удовлетворить частично.

Признать действия ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" по корректировке платы за отопление за отопительный перио<адрес> года, произведенной по <адрес>.3 по <адрес>, незаконными и обязать ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" устранить допущенные нарушения путем прекращения учета суммы перерасчета за отопление за декабрь 2010 г. по лицевому счету Бурова Ю.А.

Запретить ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" начислять пеню на сумму перерасчета за отопление, начисленного в декабре 2010 г. по указанной квартире.

Взыскать с ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" в пользу Бурова Ю.А. почтовые расходы 85 руб.15 коп.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с ООО "Жилкомсервис г.Петродворца" госпошлину в федеральный бюджет в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ