Дело № 2-1060/2011 22 ноября 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой И.В.,
при участие адвоката Силенок Л.И.,
при секретаре Ермолиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой Елены Викторовны к ТСЖ «А-5» об обязании предоставить информацию, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Афанасьева Е.В. в лице представителя Миронова В.В. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ТСЖ «А-5», в котором, ссылаясь на п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» указала на то, что она не получила ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, который поступил в адрес ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении информации о деятельности товарищества собственников жилья, о деятельности ТСЖ «А-5» в сфере управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а именно:
1. В рамках общей информации об управляющей организации:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
2. В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за период с 2006 года по 2011 год:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
3. В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией за период последних 5 лет с 2006 года по 2011 год включительно:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
охрана подъезда;
охрана коллективных автостоянок;
учет собственников помещений в многоквартирном доме;
иные услуги по управлению многоквартирным домом (при их наличии).
4. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома за период последних 5 лет с 2006 года по 2011 год включительно, которые должны содержать:
план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
5. Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации за период последних 5 лет с 2006 года по 2011 год включительно:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
6. В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы за период последних 5 лет с 2006 года по 2011 год включительно:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены).
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
7. Документальную информацию о порядке и основаниях начисления следующих видов платежей:
АУР, банковские услуги, юридические услуги.
Сроки предоставления запрашиваемой информации истекли, ответ не получен. В связи с непредставлением информации полагает, что нарушены ее права установленные ч.10 ст. 161 ЖК РФ, а так же просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. в связи с непредставлением ей запрашиваемой информации, судебные расходы в размере 10 000 руб.
Представитель истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уточнил свои требования, просил обязать Товарищества собственников жилья «А-5» предоставить Афанасьевой Е.В. возможность в течение 10 рабочих дней ознакомиться и снять копии (ксерокопии, фотокопии) с помощью собственных технических средств с документов о деятельности ТСЖ «А-5» в сфере управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Петергоф, <адрес>, а именно:
устав товарищества; реестр членов товарищества и собственников квартир дома; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества за период с 2008-2011 года, а именно: первичные учетные документы: расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, акты приема работ, кассовые счета/чеки, товарные накладные, банковские платежные поручения/требования, оригиналы документов, подтверждающие расходы (доходы) по следующим статьям сметы доходов (расходов):
эксплуатационное обслуживание; аварийное обслуживание «Жилкомсервис»; фонд заработной платы, начисления на заработную плату; освещение мест общего пользования; вывоз мусора; уборка; хозяйственные расходы, канцелярские товары, материалы, МБП; банковские услуги; юридические услуги; бухгалтерские услуги; холодная вода на хозяйственные нужды; абонентская плата за телефон; непредвиденные расходы; освещение придомовой территории; паспорт фасада; проверка дымоходов, изоляции, ограждения; служебные поездки; охрана; служба консьержа; ремонт ворот;
ремонт канализации; прочие услуги в размере 19 665 руб. 80 коп. за 2010 г.; подготовка к зиме; вывоз снега; скалывание сосулек, уборка снега, ремонт вентканалов на сумму 138833,0 руб. за 2010 года; уборка снега за январь и февраль 2010 г.; ремонт кровли в размере 1 291 957,46 руб.
Выписку из Банка (банков), обосновывающая движение (расходов/доходов) денежных средств, находящихся на счете (счетах) Товарищества за период 2008-2011 года; выписку из Банка (банков) о наличии денежных средств Товарищества по состоянию на октябрь 2011 года; заключенные договора об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за период 2008-2011 года; заключенные трудовые договора за период 2008-2011 года; сметы доходов и расходов товарищества за период 2008-2011 г.г., отчеты об исполнении таких смет; заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества за период 2008-2011 г.г.; документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества за период 2008-2011 г.г.; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, за период 2008-2011 г.г.; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; режим работы Товарищества, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками Товарищества и работы диспетчерских служб (консьержей и т.п.); почтовый адрес, адрес фактического местонахождения председателя и членов Товарищества, контактные телефоны; перечень коммунальных ресурсов, которые Товарищество закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым Товарищество закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых Товарищество закупает коммунальные ресурсы с указанием реквизитов нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены).; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются Товариществом для расчета размера платежей для потребителей (л.д.63,64).
Истец Афанасьева Е.В. в суд не явилась, ее представитель по доверенности Миронов В.В. в суд явился, исковое заявление поддержал. Представитель ответчика ТСЖ «А-5» по доверенности адвокат Силенок Л.И. в суд явилась, возражала против удовлетворения заявленного иска. Указала, что с требованиями указанными в уточненном иске истица в ТСЖ не обращалась, с частью документов она имела возможность ознакомиться, в рамках рассмотрения Следственным отделом по Петродворцовому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу заявлений Афанасьевой Е.В. и Кирьяка А.М. по фактам хищения в ТСЖ «А-5», завышения тарифов, а так же с уставом ТСЖ, который представлен в материалы дела.
Выслушав представителя ответчика ТСЖ «А-5», изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд находит иск не неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных требований по указанным в иске основаниям.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что непредставлением информации о деятельности ТСЖ «А-5» в сфере управления многоквартирным домом существенно нарушены ее права, предусмотренные ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало ДД.ММ.ГГГГ Постановление № 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. В п. 21 Стандарта, установило 20-дневный срок для предоставления информации по поступившему письменному запросу.
Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 731 Афанасьева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ направила в ТСЖ «А-5» запрос на раскрытие информации (л.д.4).
В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом согласно п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что согласно представленной копии устава в многоквартирных домах по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с целью управления домами в 2004 году было создано ТСЖ «А-5» (л.д. 36-47).
Таким образом, собственники помещений реализовали свое право на выбор способа управления – управление товариществом собственников жилья, а не управляющей организацией.
Данный способ управления до настоящего времени не изменен.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, требования которого положены в основу запроса Афанасьевой Е.В. и заявленного иска, не распространяет свое действие на правоотношения ТСЖ «А-5» и членом товарищества Афанасьевой Е.В. Оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить информацию, предусмотренную указанным выше Стандартом, не имеется.
В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ под договором управления многоквартирного дома понимается договор, в соответствии с которым одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, предоставлять предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, сторонами договора управления многоквартирным домом являются исполнитель соответствующих работ и услуг - управляющая организация, и заказчик - собственники помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.
Одновременно действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым в силу положений ст. 135 ЖК РФ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
При этом, по смыслу указанной нормы права, а также ст. 137 ЖК РФ, п. 2 ст. 52 ГК РФ товарищество собственников жилья создается собственниками помещений многоквартирного дома для управления комплексом недвижимого имущества в соответствии с характером, предметом и целями, обозначенными в Уставе созданного товарищества для установления справедливого порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом, то есть иными словами ТСЖ является юридическим лицом, выступающим в качестве механизма обеспечения общих интересов собственником помещений.
Таким образом, исходя из анализа действующего жилищного законодательства, следует, что собственников помещений по поводу способа управления многоквартирным жилым домом могут связывать два вида отношений: отношения членства и договорные отношения. При этом эти отношения имеют различные основания возникновения и разное правовое регулирование, это вызвано тем, что товарищество собственников жилья является особого рода юридическим лицом, основанным на опосредованной связи указанного лица с имуществом через членство в нем собственников такого имущества, тогда как управляющей организацией является постороннее лицо, не имеющее подобной связи с собственниками помещений многоквартирного дома, переданного на управление, и действующее на основании заключенного договора.
При таком положении, оценивая обстоятельства возможности применения к правоотношениям, возникшим между товариществом собственников жилья и членом товарищества в период до введения в действие изменений в п. 10 ст. 162 ЖК РФ, предусматривающих обязанность товарищества собственников жилья, которое осуществляет управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией, предоставить информацию о деятельности ТСЖ, положений Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, суд с учетом различной правовой природы управления многоквартирным домом посредством товарищества собственников жилья и профессиональной управляющей организацией при отсутствии прямого указания в законе на обязанность ТСЖ предоставления информации в порядке, предусмотренном указанным Стандартом, приходит к выводу о том, что до 01 августа 2011 года (дата вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации) положения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами к спорным правоотношениям применены быть не могут.
В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения уточненного иска Афанасьевой Е.В. об обязании ответчика предоставить возможность в течение 10 дней ознакомиться и снять копии документов согласно приложенного иска, поскольку истцом не доказано отсутствие у нее такой информации.
В подтверждение указанных обстоятельств представитель ответчика, указала, что данная информация предоставлялась ТСЖ «А-5» в рамках рассмотрения Следственным отделом по Петродворцовому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу заявлений Афанасьевой Е.В. и Кирьяка А.М. по фактам хищения в ТСЖ «А-5», завышения тарифов и истец имел возможность с ней ознакомиться. Кроме того, Афанасьева Е.В. не обращался в ТСЖ «А-5» за предоставлением ей перечисленных в уточненном заявлении документов.
С учетом указанного суд находит доводы истца об отсутствии у нее соответствующей информации неподтвержденными, а оснований предполагать, что при обращении истца в ТСЖ «А-5» за получением конкретных документов, указанных в уточненном иске, ей будет, отказано не имеется.
Кроме того, суд отказывает Афанасьевой Е.В. в удовлетворении требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, так как истцом не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что действиями ответчика, нарушены ее личные неимущественные права, либо осуществлено посягательство на принадлежащие ей другие нематериальные блага, причинены физические и нравственные страдания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, в силу ст. 98 ГПК РФ оснований для возложения на ответчика обязанности возместить понесенные истцом судебные расходы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Афанасьевой Елены Викторовны к ТСЖ «А-5» о предоставлении информации, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья
Решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ