№2-49-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Павловск 04 марта 2011 год Павловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Шевцова Ю.И., с участием представителя истца действующего по доверенности Жигульских В.А., представителя ответчика МИФНС России №6 по Воронежской области Рязанцева Д.В., представителя заинтересованного лица Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Шамардиной И.В., при секретаре Бобраковой Л.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осининой Анны Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Воронежской области о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам, суд у с т а н о в и л: Осинина А.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Воронежской области о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам. В обоснование своих требований в исковом заявлении указала, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь - ФИО1. Она представила ответчику листок нетрудоспособности по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ей было начислено пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей. При этом в средний заработок, из которого было начислено пособие, не были включены средства материального стимулирования в размере <данные изъяты> руб. 00 копеек и единовременная выплата к отпуску в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек. В связи с указанным, ей не доплатили сумму в размере <данные изъяты> рублей 20 копеек. Просила взыскать с ответчика в её пользу <данные изъяты> рублей 20 копеек в качестве доплаты пособия по беременности и родам. Истица Осинина А.А. о времени и месте судебного заседания извещена, в суд не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель истицы Жигульских В.А., действующий по доверенности от 05.02.2011 г. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Представитель ответчика Рязанцев Д.В. действующий на основании доверенности от 01.03.2011 г. считает, что в удовлетворении иска следует отказать, поскольку средства материального стимулирования и единовременные выплаты к отпуску не входят в систему оплаты труда государственного служащего. Представитель заинтересованного лица Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Шамардина И.В. действующая на основании доверенности от 25.11.2010 г. считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Осининой А.А. с ответчиком был заключен служебный контракт, согласно условий которого Осинина А.А. обязалась исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста юридического отдела. Служебный контракт заключен на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ между Осининой А.А. и работодателем заключено дополнительное соглашение к служебному контракту, согласно условий которого Осинина А.А. обязалась исполнять должностные обязанности по должности заместителя начальника юридического отдела. Пункт 8 упомянутого контракта содержит условие о том, что государственному гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, за особые условия службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежемесячного отпуска и материальной помощи, ежемесячного денежного поощрения. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Истицей работодателю был предъявлен листок нетрудоспособности с началом болезни ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17). Всего к оплате ответчиком было определено и выплачено в феврале 2008 г. - <данные изъяты> руб. 00 коп., при этом из расчета заработка Осининой А.А., из которого исчислена оплата пособия, исключены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти и единовременная выплата к отпуску. Согласно свидетельству о заключении брака 1-СИ № выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Павловского района Воронежской области Переверзевой А.А. после заключения брака присвоена фамилия – Осинина. (л.д.20) Согласно свидетельству о рождении 1-СИ № выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Павловского района Воронежской области матерью ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в г.Павловске Воронежской области является Осинина Анна Александровна. (л.д.18) Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан определяется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Федеральный закон №255), а также Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2007 года №375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» (далее - Положение №375). Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №255, назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Павловская ЦРБ», Осининой А.А. был выдан листок нетрудоспособности серии ВЛ 1934204. (л.д. 16,17). На основании данного листка нетрудоспособности, по месту работы (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Воронежской области) ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. Также по месту работы, уполномоченными сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Воронежской области, было произведено начисление пособия по беременности и родам в размере 100% к заработной плате за 140 дней (число календарный дней, приходящихся на отпуск по беременности и родам (70 календарных дней до родов + 70 календарных дней после родов) - часть 1 статьи 10 Федерального закона №255). Сумма пособия к выдаче, составила <данные изъяты> рублей. Указанные суммы (значения) содержатся в листке нетрудоспособности, соответствующие части которого были заполнены сотрудниками кадровой службы и бухгалтерии МИ ФНС №6 по Воронежской области. Как видно из листка нетрудоспособности, при исчислении среднего дневного заработка, размер которого необходим для начисления пособия, работодателем были установлены: - расчетный период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - число фактически отработанных дней в расчетном периоде - 318; -сумма фактического заработка за расчетный период - <данные изъяты>. Таким образом, сумма начисленного пособия составила <данные изъяты> рублей 00 копеек. (<данные изъяты> рубля х 140 дней = <данные изъяты> рублей), которое было выплачено Осининой А.А. в феврале 2008 г. Утверждение представителя истца, что при исчислении пособия, сотрудниками МИ ФНС №6 по Воронежской области была допущена ошибка, что повлекло выплату Осининой А.А. пособия в меньшем размере, чем это предусмотрено законом обоснованно. Судом установлено, что работодателем неверно определена сумма фактического заработка истицы за расчетный период, исходя из которой исчисляется средний дневной заработок и следовательно размер пособия. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактический заработок истицы составил <данные изъяты>, что подтверждается справкой о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19). Сумма фактического заработка состоит из: оклада, надбавки за выслугу лет, надбавки за классный чин, надбавки за ненормированный рабочий день, единовременных денежных поощрений, премии по итогам работы, материальной помощи, единовременных поощрений, единовременной выплаты к отпуску, средств материального стимулирования и отпускных. Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №255, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ. Абзац 1 пункта 2 Положения №375 дублирует вышеуказанную норму закона. Кроме того, в пункте 2 Положения №375 содержится перечень выплат включаемых в заработок, исходя из которого исчисляются пособия. В том числе: А) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; Д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; 3) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационных разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемой работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой; И) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда, повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы; К) премии и вознаграждения, включая вознаграждения по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; Л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. Упомянутый перечень выплат, содержащийся в пункте 2 Положения №375, не является исчерпывающим. Данный вывод позволяет сделать формулировка, содержащаяся в подпункте Л пункта 2 Положения №375 - «другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат». Помимо перечня выплат включаемых в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, вышеупомянутое Положение №375 содержит и перечень выплат не включаемых в заработок, исходя из которого исчисляется пособие (пункт 4 Положения №375), а также перечень периодов исключаемых из расчетного (начисленные за эти периоды суммы - пункт 8 Положения №375). В соответствии с вышеперечисленными нормами права, в расчет заработка Осининой А.А., исходя из которого исчисляется пособие, должны были быть включены следующие выплаты: оклад, надбавка за выслугу лет, надбавка за классный чин, надбавка за ненормированный рабочий день, ежемесячные денежные поощрения, премия по итогам работы, а также единовременная выплата к отпуску и средства материального стимулирования. Таким образом, сумма заработка истицы, исходя из которой должно было быть исчислено пособие, составляет <данные изъяты> и состоит из: - сумма оклада - <данные изъяты> рублей 00 копеек; - сумма надбавки за выслугу лет - <данные изъяты> рублей 00 копеек; - сумма надбавки за классный чин - <данные изъяты>; - суммы надбавки за ненормированный рабочий день - <данные изъяты>; - суммы ежемесячных денежных поощрений - <данные изъяты> рублей 00 копеек; - премии по итогам работы - <данные изъяты> рублей 00 копеек; - единовременной выплаты к отпуску - <данные изъяты> рублей 00 копеек; - средств материального стимулирования - <данные изъяты> рубля 00 копеек. Кроме того, необходимость включения в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, суммы единовременной выплаты к отпуску (<данные изъяты>,00 рублей) и средств материального стимулирования (<данные изъяты>,00 рубля) подтверждается следующим: Согласно части 2 статьи 139 Трудового кодекса РФ при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Статьей 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработной платой (оплата труда В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №79). При этом, согласно статьи 73 Федерального закона №79, федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной данным Федеральным законом. Пунктом 1 статьи 50 Федерального закона №79 установлено, что оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2 статьи 50 Федерального закона №79). К дополнительным выплатам в силу пункта 5 статьи 50 Федерального закона №79 относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Из содержания приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в том числе и в Фонд социального страхования РФ, а также взносы на обязательное пенсионное страхование. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 51 Федерального закона №79 единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих. В соответствии с пунктом 2 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года N213 (далее - Положение №213), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. В силу статьи 14 Федерального закона № 255 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ; особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. Согласно подпункта Д пункта 2 Положения №213 денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности учитывается для расчета среднего заработка. Кроме того подпункт Д пункта 2 Положения №375 предусмотрено, что в заработок исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с главой 24 НК РФ, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации. Учитывая изложенное, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в систему оплаты труда гражданских служащих, на нее начисляется единый социальный налог. Следовательно, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам. В связи с этим действия сотрудников МИ ФНС России №6 по Воронежской области, выразившиеся в не включении указанной суммы (<данные изъяты> рублей) в расчет заработка Осининой А.А., являются неправомерными. Суд считает, что указанные средства должны учитываться при расчете государственному служащему пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 1 января 2007 года и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» установлено, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годы. Материальное стимулирование указанной категории лиц осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. На основании указанных нормативных актов, в декабре 2007 года истице была начислена и выплачена премия (средства материального стимулирования) в сумме <данные изъяты> рубля 00 копеек. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 255 и пунктом 2 Положения №375 в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 Положения №375 в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет, другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. Статья 50 Федерального закона №79 предусматривает, что оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом в статье указано, что относится к дополнительным выплатам. Пункт 10 указанной статьи устанавливает, что гражданским служащим производятся другие выплаты предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, средства материального стимулирования, не включаются в состав денежного содержания государственного служащего, но включаются в систему оплаты труда государственного служащего. Абзацем 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, средства материального стимулирования являются по своей сути премией, предусмотрены нормативных актом государственного органа, в качестве иных выплат государственным служащим, облагаются единым социальным налогом. В соответствии с пунктом 14 Положения №375 премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде. То есть если премии начислены в расчетном периоде, то они подлежат учету в среднем заработке при расчете пособия полностью. Ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены. Учитывая изложенное, премии, выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 и в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н, подлежат включению в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам в порядке, установленном Положением №375. С учетом изложенного, сумма заработка Осининой А.А., исходя из которой должно было быть исчислено пособие, составляет <данные изъяты>. Таким образом, пособие по беременности и родам должно было быть выплачено Осининой А.А. в размере <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: - расчетный период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - число фактически отработанных дней в расчетном периоде - 318; - сумма заработка за расчетный период (применяемая для расчета) - <данные изъяты>. Средний дневной заработок - <данные изъяты>. (<данные изъяты> рубля / 318 дней) Размер пособия - <данные изъяты>. (<данные изъяты> рубля х 140 дней) Представленный истицей расчет пособия по временной нетрудоспособности представитель ответчика и представитель заинтересованного лица не оспаривали. Суд приходит к выводу о том, что при включении в состав заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности средств материального стимулирования и единовременной выплаты к отпуску, размер пособия выплаченного истице, был бы на <данные изъяты> рублей 20 копеек больше, указанную сумму следует взыскать с ответчика в пользу истца. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов. Государственная пошлина в сумме <данные изъяты>. подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Воронежской области в пользу Осининой Анны Александровны <данные изъяты> в качестве доплаты пособия по беременности и родам. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Воронежской области государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Павловский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья Ю.И.Шевцов
В результате чего, средний дневной заработок составил <данные изъяты>. (<данные изъяты> рубля /318 дней)
работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).