Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 июля 2012 года город Павловск Павловский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего – судьи Петренко Л.И., с участием: представителя заявителя - помощника прокурора Павловского района Воронежской области Тарасова С.О., представителя заинтересованного лица – главы Администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района Проценко А.А.,, при секретаре – Костромыгиной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района, у с т а н о в и л : Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования. Возложить на администрацию Покровского сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: определить и оборудовать места временного хранения отходов (контейнерные площадки) в количестве, предусмотренном санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом. Мотивировал тем, что по результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности Покровского сельского поселения установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего природоохранного и санитарного законодательства, ввиду того, что администрация, как орган местного самоуправления, не принимает мер по организации сбора и вывоза отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения Покровского муниципального образования: на территории поселения не оборудованы контейнерные площадки; отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села; не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов (битый кирпич, стекло, ветошь), что приводит к захламлению территории поселения несанкционированно размещенными отходами потребления и неудовлетворительному санитарному состоянию. Кроме того, фактически сбор и вывоз мусора на территории поселения не осуществляется и не организован; несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 0,003га расположена в 1км севернее с.Покровка. Постановлением администрации Павловского муниципального района утверждена Генеральная схема санитарной очистки территорий населенных пунктов района, которая содержит предложения по организации своевременной системы санитарной очистки на территории района, объема сбора и вывоза бытовых отходов от населенных пунктов Павловского района; требования, предъявляемые к контейнерным площадкам и расчет необходимого количества контейнеров. Однако данный правовой акт не определяет места установки контейнеров, график их очистки и иные вопросы, связанные с организацией сбора и вывоза отходов на территории сельского поселения. Отсутствие денежных средств для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения не является основанием для освобождения от исполнения требований законодательства, т.к. действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами потребления и производства с их финансовыми возможностями. Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушение экологического законодательства и прав граждан на благоприятную окружающую среду, т.к. наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия. Представитель администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района не возражает против удовлетворения заявления, пояснил, что на территории Покровского сельского поселения нет соответствующего специализированного предприятия для сбора и вывоза отходов и твердого бытового мусора, что и порождает возникновение стихийных мест сбора бытового мусора; указанная в заявлении несанкционированная свалка бытового мусора в настоящее время ликвидирована. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст.ст. 2,9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Земля и природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов. Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (ст.11), Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 4, 21, 22) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.18 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения, и соответственно, к полномочиям органов местного самоуправления поселения. Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно положений, содержащихся в указанных правилах, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утверждаемой решением исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1.). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта; площадка должна открытой, с водонепроницаемым покрытием и, желательно, огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3.). Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков их хранения; расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п.2.1.4.). В благоустроенном жилищном фонде для сбора твердых бытовых отходов следует применять стандартные металлические контейнеры; в домовладениях, не имеющих канализации, допускается принять деревянные или металлические сборники (п.2.2.2.). Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок, мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районной санэпидемстанцией. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, в исключительных случаях эти расстояния устанавливаются комиссионно, о чем составляется Акт, подлежащий утверждению исполкомом местного Совета н/д. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, и разрыв может быть сокращен до 8-10 метров (п.2.2.3.). Устав Покровского сельского поселения Павловского муниципального района принят на сессии Покровского сельского Совета постановлением №052 от 16.11.2004г.; зарегистрирован постановлением администрации Воронежской области №1208 от 29.12.2004г., регистрационный номер 591 (л.д. 8-61); в состав территории Покровского сельского поселения входят населенные пункты село Покровка, село Грань, хутор Новомаксимово, хутор Подгоры, хутор Ступило, село Черкасское (п.4 ст.1). К вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.19 ст.7). Администрация Покровского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом Покровского сельского поселения, возглавляемым главой Покровского сельского поселения на принципах единоначалия; обладает правами юридического лица (п.п. 1,2 ст.36). Администрация сельского поселения наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области (п.1 ст.37). Госинспектором Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору составлен 28.09.2011г. протокол №211 об административном правонарушении в отношении главы Покровского сельского поселения за совершение административного правонарушения, заключающегося в следующем: 28.09.2011г. в 16 часов на территории в с.Покровка в ходе плановой проверки установлено, что на земельном участке с/х назначения (пастбище), расположенного на расстоянии 1 км в северном направлении от с.Покровка находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ветошь, бумага, кирпич, шифер и т.п.) площадью 30 кв.м., что является порчей земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления. Данными действиями нарушены положения ст.ст.12, 13, 42 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона № 101-ФЗ от 16.07.1998г. «О государственном регулировании и обеспечении плодородия земель с/х назначения», ответственность установлена ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ (л.д. 62). Постановлением № 02/18-211 от 11.10.2011г. Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям глава администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района Проценко А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3500руб. (л.д. 63-65). 28 сентября 2011г. отделом земельного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям вынесено предписание №31 об устранении администрацией Покровского сельского поселения нарушений требований законодательства в сфере землепользования: в срок до 23.04.2012 года уьрать несанкционированную свалку ТБО площадью 30 кв.м. с земельного участка с/х назначения, расположенного на расстоянии 1 км в северном направлении от с.Покровка (л.д. 66). 23.04.2012г. за №067 администрацией Покровского сельского поселения Воронежскому межрайонному природоохранному прокурору направлена следующая информация: 1) администрацией поселения принято постановление № 005 от 10.03.2006 года «Об отводе земли под хранение бытовых отходов на территории Покровского сельского поселения»; 2) на территории поселения отсутствуют организации, оказывающие услуги по сбору и вывозу мусора; 3) муниципальные правовые акты, регулирующие порядок сбора и вывоза ртутных ламп не принимались; 4) администрацией поселения принято постановление №006 от 02.03.2011г.э «Об упорядочении содержания собак и кошек на территории Покровского сельского поселения Павловского муниципального района» (л.д. 7). Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прав граждан на благоприятную окружающую среду на территории Покровского сельского поселения Павловского района, данные нарушения до настоящего времени не устранены в полной мере, чем создается угроза причинения вреда окружающей среде, возникновения и распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании вышеизложенного, суд находит заявленные требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по организации сбора и вывоза ТБО с территории поселения, а также об обязанности органа местного самоуправления устранить допущенные нарушения, законными обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Покровского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования. Возложить на администрацию Покровского сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области обязанность устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: определить и оборудовать места временного хранения отходов (контейнерные площадки) в количестве, предусмотренном санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца. Судья Л.И. Петренко