№ 2-309-2012 - об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.



Дело № 2-309-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Павловск 9 июля 2012 года

Павловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Самойловой Л.В.,

при секретаре Котовой В.В.,

с участием представителя заявителя помощника прокурора Павловского района Тарасова С.О.,

представителя заинтересованного лицаТимофеева В.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлениюВоронежского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Красного сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, суд

установил:

Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Красного сельского поселения Павловского муниципального района.

Требования мотивирует тем, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности Красного сельского поселения Павловского муниципального района. Установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего природоохранного и санитарного законодательства.

Администрация Красного сельского поселения не принимает мер по организации сбора и вывоза отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения Красного муниципального образования. На территории муниципального образования не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории мела, не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов (битый кирпич, стекло, ветошь), что приводит к захламлению территории муниципального образования не санкционированно размещенными отходами потребления и неудовлетворительному санитарному состоянию территории населенного пункта.

В ходе проводимых проверок управлением Россельхознадзора по Воронежской и Волгогражской областям выявлялись факты размещения бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения в границах Красного сельского поселения.

Отсутствие денежных средств для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения не является основанием для освобождения от исполнения требований законодательства, так как действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами потребления и производства с их финансовыми возможностями.

Постановлением администрации Павловского муниципального района утверждена Генеральная схема санитарной очистки территорий населенных пунктов Павловского муниципального района. Названный правовой акт содержит предложения по организации своевременной системы санитарной очистки на территории района, объема сбора и вывоза бытовых отходов от населенных пунктов Павловского района, требования, предъявляемые к контейнерным площадкам и расчет необходимого количества контейнеров.

Однако, данный правовой акт не определяет места установки контейнеров, график их очистки и иные вопросы, связанные с организацией сбора и вывоза отходов на территории сельского поселения. Кроме того, фактически сбор и вывоз мусора на территории сельского поселения не осуществляется и не организован. Об этом свидетельствуют материалы проверки и информация, представленная администрацией сельского поселения.

Кроме того, на территории муниципального образования не решены вопросы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от населения.

В связи с тем, что органами местного самоуправления надлежащим образом не определена процедура сбора ртутьсодержащих ламп от населения, жители муниципального образования фактически лишены возможности в установленном законом порядке утилизировать названные лампы после использования. Создается угроза утилизации ртутьсодержащих ламп совместно с иными бытовыми отходами, в том числе на несанкционированные свалки, попадания опасных отходов на землю, что является недопустимым.

Бездействие органов местного самоуправления влечет нарушение экологического законодательства и прав граждан на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок, а также не принятие мер по организации сбора и вывоза отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия.

Воронежский межрайонный природоохранных прокурор проситпризнать незаконным бездействие администрации Красного сельского поселения Павловского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к организации сбора вывоза бытовых отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп с территории муниципального образования,возложить на администрацию Красного сельского поселения Павловского муниципального района обязанность устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии сдействующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: определить и оборудовать места временного хранения отходов (контейнерные площадки) в количестве, предусмотренном санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом, возложить на администрацию Красного сельского поселения Павловского муниципального района обязанность устранить допущенные нарушения путем определения порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования, информирования о нем юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц и привлечения специализированной организации к осуществлению такого сбора.

В судебном заседании прокурор Тарасов С.О. требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации Красногосельского поселения Павловского муниципального районаВоронежской области Тимофеев В.П. требования признал.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 4, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003гю № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения, и соответственно, к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5.08.1988г. (далее-Правила).

Вышеназванными Правилами установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов их жилых зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.).

Пунктом 2.1.1. Правил установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общего пользования, места отдыха.

В соответствии с п.2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. (п.2.1.4. Правил).

Согласно п.2.2.2. Правил для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 2.2.3. Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должныутверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых советов народных депутатов.

Согласно постановления Правительства РФ от 3.09.2010г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, ждоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.

В нарушение вышеуказанных положений законодательства администрация Красногосельского поселения не организовала сбор и вывоз бытовых отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, что подтверждается предписанием об устранении нарушения № 30от 27.09.2011г. (л.д.12), протоколом об административном правонарушении № 210 от 27.09.2011г. (л.д.8), постановлением по делу об административном правонарушении в области земельного контроля № 02/18-210 от 6.10.2011г. (л.д.9).

На основании вышеизложенного суд считает, что требования Воронежского обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197,199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Красногосельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп с территории муниципального образования.

Обязать администрацию Красного сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области обязанность устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: определить и оборудовать места временного хранения отходов (контейнерные площадки) в количестве, предусмотренном санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом.

Обязать администрацию Красного сельского поселения Павловского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения путем определения порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования, информирования о нем юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц и привлечения специализированной организации к осуществлению такого сбора.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Павловский районный суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В.Самойлова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200