Граждансоке дело о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю. при секретаре Завьяловой Н.А. с участием представителя истицы ФИО9 - ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО9 к УПФ РФ по ...у о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО9 обратилась в суд с иском к УПФ РФ по ...у о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование заявленных требований истица указала, что Дата обезличена года умер ее отец ФИО3 Брак между ее родителями был расторгнут в 1996 году. Поскольку на момент смерти отца истица была несовершеннолетней, в ее пользу была назначена пенсия по случаю потери кормильца, которую получала мать истицы ФИО0 Данная пенсия выплачивалась до достижения истицей совершеннолетия.

После окончания школы, а именно: с Дата обезличена года по Дата обезличена года истица проходила обучение на подготовительных курсах ... Университета в ... по очной форме обучения. С 2009 года истица поступила на первый курс института международных и общественных отношений .... В настоящее время она является студенткой очной формы обучения.

После того, как истице исполнилось 18 лет, а именно с Дата обезличена года выплата пенсии по случаю потери кормильца прекратилась.

В декабре 2009 года истица обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что она продолжает обучение в высшем учебном заведении и имеет право на получение данной пенсии. В феврале 2010 года истице было отказано в назначении данной пенсии.

Истица не согласна с данным отказом. Она считает, что каждый имеет право на образование, данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека. Каждый совершеннолетний гражданин РФ имеет право выбора образовательного учреждения и формы получения образования. Законодательство РФ в области образования не ограничивает возможности реализации права выбора образовательного учреждения только российским образовательными учреждениями, что соответствует требованиям международно-правовых актов. Конституция РФ также не содержит каких-либо ограничений в отношении страны выезда и времени пребывания за границей, а также цели выезда, в числе которого может быть и получение образования (включая профессиональное).

В соответствии с действующим гражданским законодательством, российские граждане могут самостоятельно, без направления на учебу, поступать в иностранные образовательные учреждения и обучаться в них при отсутствии соответствующих международных договоров. Нормы гражданского права, регулируемые в сфере образования, не могут применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца с Дата обезличена года до окончания обучения, но не долее, чем до достижения 23 лет.

Представитель истицы ФИО9 - ФИО0 в судебном заседании уточнила заявленные исковые требования и в настоящее время просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца с Дата обезличена года до окончания обучения, но не долее, чем до достижения 23 лет. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении представитель истицы подтвердила в полном объеме и пояснила также, что, по их мнению, истица имеет право на получн6ие пенсии по случаю потери кормильца, т.к. является студенткой университета в ... республики. Различий с точки зрения пенсионного обеспечения для тех, кто поступил на обучение в иностранное учебное заведение самостоятельно и для тех, кто поступил на обучение по договору, направлению, быть не должно, т.к. это противоречит Конституции РФ. Они просят назначить пенсию по случаю потери кормильца ФИО9 с Дата обезличена года, т.е. с первого числа месяца, в котором они обратились в Пенсионный фонд РФ.

Представитель ответчика (УПФ РФ по ...у) в судебное заседание не явился, но представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В своем отзыве на исковое заявление ответчик УПФ РФ по ...у исковые требования ФИО9 не признал и указал, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет. Кроме того, при назначении пенсии по случаю потери кормильца вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семьи умершего кормильца, решаются с применением норм ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с указанным законом, лицам старше 18 лет пенсия по случаю потери кормильца в период обучения за пределами РФ не назначается, а назначенная пенсия не выплачивается, за исключением случаев, когда направление на учебу имело место в соответствии с международными договорами РФ. ФИО9 являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца с Дата обезличена года по Дата обезличена года. С Дата обезличена года выплата данной пенсии была прекращена, поскольку документы, подтверждающие обучение по очной форме после достижения 18 летнего возраста не представлены. Дата обезличена года ФИО9 обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, представив справку на иностранном языке, без перевода, выполненного в надлежащем порядке, указав в заявлении, что проходит обучение в Чехии, поступила на учебу самостоятельно без направления на учебу в соответствии с договорами РФ. Ответчик полагает, что ФИО9 обоснованно было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО9 подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам старше 18 лет пенсия по случаю потери кормильца в период обучения за пределами РФ не назначается, а назначенная пенсия не выплачивается, за исключением случаев, когда направление на учебу имело место в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

В судебном заседании установлено, что ФИО9 являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Таким образом, ФИО9 имела право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.

После достижения 18-летнего возраста, с Дата обезличена года выплата данной пенсии ФИО9 была прекращена, поскольку документы, подтверждающие обучение по очной форме после достижения 18 летнего возраста не представлены.

В настоящее время истицей представлены документы, подтверждающие, что ФИО9, Дата обезличена года рождения, является студенткой 1 курса по очной форме обучения высшего учебного заведения - Института международных и общественных отношений ... по программе обучения с получением степени бакалавра по специальности: Международные отношения и дипломатия л.д.8).

В своем постановлении от 27.11.2009 года №18-П Конституционный Суд РФ указал, что 2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).

В соответствии с подпунктом "h" пункта 1 статьи 1 Конвенции МОТ 1967 года N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.

3.1. Согласно статье 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В Российской Федерации одной из гарантий его реализации выступает предоставленное совершеннолетним гражданам Российской Федерации право выбора образовательного учреждения и формы получения образования (пункт 2 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).

Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении.

3.2. В силу пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Названное законоположение, по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования, и как таковое не вступает в какое-либо противоречие с конституционными предписаниями. Иное его истолкование означало бы такое ограничение конституционного права на образование, включая право выбора образовательного учреждения, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не отвечает конституционно значимым целям, перечисленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.

Лишение тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, - в отличие от лиц, направленных на учебу в иностранные образовательные учреждения в соответствии с международным договором Российской Федерации, - права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Между тем конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории, своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.

Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

3.4. Таким образом, положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Указав вышеизложенное, Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу - не препятствуют предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, с учетом требования действующего законодательства и вышеприведенного Постановления Конституционного Суда РФ, суд находит, что ФИО9, обучающаяся по очной форме обучения в ... университете в ..., имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания ею этого обучения, но не дольше, чем до достижения ею возраста 23 лет.

То обстоятельство, что истица обучается в высшем учебном заведении за пределами РФ и поступила на обучение в данное учебное заведение самостоятельно без направления и при отсутствии какого-либо договора с данным учебным учреждением, по мнению суда, с учетом вышеприведенного постановления Конституционного Суда РФ, не является основанием для отказа в выплате ей пенсии по случаю потери кормильца, поскольку обратное привело бы к нарушению конституционного принципа равенства.

Поскольку ФИО9 обратилась в УПФ РФ по ...у с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца Дата обезличена года, то признавая за ФИО9 право на получение данной пенсии, суд полагает, что она должна быть назначена с Дата обезличена года, т.е с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО9 к УПФ РФ по ...у удовлетворить.

Признать за ФИО9 право на получение пенсии по случаю потери кормильца с Дата обезличена года до окончания обучения по очной форме, но не долее чем до достижения возраста 23 лет.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.Ю. Макаров.