Гражданское дело об оспаривании действий органа местного самоупраления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю. при секретаре Завьяловой Н.А. с участием представителя заявителя ФИО4 - адвоката Климова А.А., представителя заинтересованного лица - Администрации ... района, жилищной комиссии при администрации ... района ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО4 об оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований она указала, что является Ветераном Великой Отечественной войны и вдовой умершего Дата обезличена года инвалида Великой Отечественной войны ФИО19.

Дата обезличена года она обратилась с письменным заявлением на имя главы Администрации ... района Нижегородской области о признании ее нуждающейся в предоставлении жилья, и принятии на учет, как нуждающейся в жилье ветерана Великой Отечественной войны и вдовы инвалида Великой Отечественной войны.

Дата обезличена года Администрацией ... муниципального района Нижегородской области в ее адрес была направлена выписка из протокола жилищной комиссии от Дата обезличена года, утвержденного распоряжением главы Администрации от Дата обезличена года Номер обезличен, из которой следует, что ФИО4 было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилья. Данное решение было мотивировано тем, что общая площадь занимаемого ФИО4 жилого помещения больше учетной нормы принятой в г. Павлове решением Городской Думы от Дата обезличена года (более 10 м.кв. на одного члена семьи).

С данным решением жилищной комиссии ФИО4 не согласна по следующим основаниям.

Президентом РФ Медведевым Д.А. 07 мая 2008 года был подписан Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», который вступил в силу со дня его подписания, из которого следует «В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю: Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих права на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В Указ Президента РФ по вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов внесено уточнение, установившее, что необходимо завершить обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не только лиц упомянутых категорий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, как это было установлено ранее. Кроме этого исключено также указание на крайний срок (1 мая 2010 года), до которого необходимо было завершить обеспечение жильем ветеранов и членов их семей.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

ФИО4 не была надлежащим образом извещена о дне проведения жилищной комиссии Администрации ... муниципального района Нижегородской области, чтобы присутствовать и дать объяснения по данному вопросу.

В настоящее время ФИО4 проживает в жилом доме жилой площадью 51,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО10 по адресу: ..., ..., ..., ..., с которой у них постоянно возникают конфликты и иногда после ссор ФИО4 вынуждена проживать у посторонних людей. В указанном жилом доме кроме ФИО4 фактически проживают: ее дочь, ФИО10, зять - ФИО9, и до Дата обезличена года проживал ФИО8, который являлся родственником зятя. ФИО4 в настоящее время стало известно, что ее дочь ФИО10 на протяжении длительного времени ищет покупателей на дом и хочет его продать посторонним лицам и переехать жить в ... вместе с супругом.

ФИО4 83 года, она больная женщина, Ветеран Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении своих жилищных условий. У нее нет в собственности объектов недвижимого имущества.

ФИО4 считает, что действиями жилищной комиссии при решении данного вопроса нарушены ее права, поскольку жилищная комиссия не вправе была отказать ей в ее законных требованиях.

Просит признать отказ жилищной комиссии при Администрации ... муниципального района Нижегородской области от Дата обезличена года в признании ее нуждающейся в предоставлении жилья незаконным и необоснованным. Обязать Администрацию ... района поставить ФИО4 на учет о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить ее за счет средств федерального бюджета жильем.

В ходе судебного разбирательства ФИО4 уточнила свои требования и в настоящее время просит признать решение жилищной комиссии при Администрации ... района от Дата обезличена года об отказе в признании ее нуждающейся в предоставлении жилья незаконным и необоснованным, признать распоряжение главы Администрации ... района от Дата обезличена года за Номер обезличен недействительным, обязать Администрацию ... района поставить ФИО4 на учет о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечить ее за счет средств федерального бюджета жильем.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 - адвокат Климов А.А. поддержал заявленные требования, подтвердил указанные обстоятельства и пояснил также, что ФИО4 является Ветераном Великой Отечественной войны и вдовой умершего Дата обезличена года инвалида Великой Отечественной войны ФИО4 Жилья, принадлежащего ей на праве собственности или по договору социального найма у нее нет. ФИО4 не является членом семьи ФИО9, у них разные бюджеты, разные входы в дом, две газовые плиты. ФИО4 и ФИО10 совместного хозяйства не ведут. Дочь за ФИО4 не ухаживает. У ФИО4 и ФИО10 постоянные конфликты и ФИО4 вынуждена уходить из дома и ночевать у подруг, это длится несколько лет. Никакого жилья в собственности у ФИО4 не имеется. Дом бревенчатый, одноэтажный, введен в эксплуатацию в 1938 году. В доме есть газ и две газовые плиты, туалет находится на улице, ванной или душевой комнаты в доме нет. Отопление в доме газовое. Сейчас на регистрационном учете в доме стоит только ФИО4, а проживают фактически ФИО4, ее дочь ФИО10 с мужем. Договор купли-продажи данного дома пока не заключен. Переход права собственности на дом не зарегистрирован. Однако, в настоящее время заключен предварительный договор купли-продажи дома. После того, как будет заключен договор купли-продажи дома ФИО4 выселят из него. ФИО4 не является членом семьи собственника жилого помещения и поэтому нуждается в улучшении жилищных условий. Он согласен с тем, что жилищная комиссия была правомочна рассмотреть заявление ФИО4 в ее отсутствие и не выдвигает данное обстоятельство (рассмотрение заявления ФИО4 без ее участия) как основание заявленных требований. Распоряжение главы местного самоуправления ... района Номер обезличен он просит признать недействительным только в части утверждения протокола жилищной комиссии в отношении ФИО4

Представитель заинтересованного лица (Администрации ... района, жилищной комиссии при Администрации ... района) ФИО0 в судебном заседании требования ФИО4 не признала и пояснила, что ФИО4 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в доме площадью 104,6 кв.м. и является членом семьи собственника данного жилого помещения. В Дата обезличена ФИО4 по своей доброй воле подарила дом своей дочери ФИО10 Сейчас ФИО4 проживает в доме, в котором общая площадь больше учетной нормы, принятой в г. Павлово, и именно на этих основаниях ФИО4 было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Тот факт, что между ФИО4 и ее дочерью ФИО10 плохие отношения и они ведут раздельный бюджет, не является основанием для предоставления жилья. Законом это не предусмотрено. Решение жилищной комиссии носит рекомендательный характер. Решение жилищной комиссии утверждается распоряжением главы местного самоуправления. Администрация ... района согласна с тем, что ФИО4 как ветеран Великой отечественной войны и как вдова инвалида войны подпадает под действие Указа Президента РФ №714, но, по их мнению, ФИО4 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения.

Заинтересованное лицо ФИО10 в судебное заседание не явилась. Однако, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования, заявленные ФИО4 поддерживает в полном объеме.

В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В соответствии с изложенным, учитывая заявление заинтересованного лица ФИО10, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Кроме того, в судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля ФИО12, которая пояснила, что является соседкой ФИО4 Ей известно, что отношения между ФИО4 и ее дочерью ФИО10 натянутые. ФИО4 приходит к ФИО12 и жалуется, что ее выгоняют из дома. У ФИО10 с ФИО4 происходят ссоры. Бывает, что ФИО4 из-за ссор с дочерью ночует у нее. Со слов ФИО4 ей стало известно, что ФИО10 хочет продать дом и уехать жить в .... В настоящее время ФИО10 с мужем уехали в .... Она их не видела с зимы. ФИО4 и ФИО10 всегда вели раздельный бюджет, общего хозяйства никогда не вели. Живут они каждый в своей половине. У ФИО4 имеется свой вход в дом. Питаются они раздельно, каждый на свои средства. У них разные холодильники, даже дрова для бани они привозят каждый для себя. ФИО4 живет на свою пенсию и у дочери даже не занимает денег, а обращается с этим вопросом к ней. В доме имеется газ, туалет на улице, ванной или душевой комнаты у ФИО4 не имеется. Она топит баню и моется в ней. У нее в доме стоит бачок с водой, т.е. в ее части дома водопровода нет, также нет и канализации.

Заслушав пояснения представителя заявителя - адвоката Климова А.А., представителя заинтересованного лица Администрации ... района, жилищной комиссии при Администрации ... района, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, а также, учитывая мнение заинтересованного лица ФИО10, суд приходит к выводу, что требования ФИО4 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Указом Президента РФ №714 от 7.05.2008 года (в действующей редакции) постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны: 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Тот факт, что ФИО4 является ветераном Великой Отечественной войны никем в судебном заседании не оспаривался.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеранах» 1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В Указ Президента РФ №714 от 7.05.2008 года было внесено изменение от 9.01.2010 года, установившее, что необходимо завершить обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не только лиц упомянутых категорий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, как это было установлено ранее. Кроме этого исключено также указание на крайний срок (1 мая 2010 года), до которого необходимо было завершить обеспечение жильем ветеранов и членов их семей.

Суд считает, что, таким образом, в связи с внесением изменений в названный Указ Президента РФ, государство взяло на себя обязанность обеспечить жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, названных в Указе Президента РФ категорий.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ 1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из выписки из протокола жилищной комиссии от Дата обезличена года, утвержденного распоряжением главы Администрации ... района от Дата обезличена года Номер обезличен, ФИО4 было отказано в признании ее нуждающейся в предоставлении жилья, т.к. общая площадь занимаемого ею жилого помещения больше учетной нормы, принятой в ... решением Городской думы от Дата обезличена года (более 10 кв.м на 1 члена семьи).

Таким образом, отказ в удовлетворении требований ФИО4 о признании ее нуждающейся в предоставлении жилья мотивирован только тем, что она не признана нуждающейся в предоставлении жилья.

В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2006 года №430 «О формировании и ведении сводного реестра учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по Нижегородской области», а также ст.1.2 «Порядка формирования и ведения сводного реестра учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по Нижегородской области», применительно к настоящему Порядку под нуждающимися понимаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 3 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В соответствии со ст.2.2.6 вышеуказанного Порядка, включению в реестр подлежат: иные граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, после 1 января 2005 года, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области социального использования в установленном законодательством Нижегородской области порядке: в том числе,

1) инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

2) участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.1, п.2 ст.2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года за №179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования:

1) малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют свое право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.

В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 5 указанного закона, основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, (далее - заявление) в орган, осуществляющий принятие на учет.

В соответствии с п.4, п.п.3 ст. 5 указанного закона, с заявлением представляются: документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);

б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);

г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;

д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);

е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).

На основании п.1, п.2 ст.7 указанного закона, в соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.

В соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст.8 указанного закона, 1. отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;

3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:

1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади;

2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;

3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;

4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;

5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела, ФИО4 подала заявление на имя главы Администрации ... района и приложила к нему необходимые для решения ее вопроса документы л.д.10). Нареканий на неполноту представленных документов со стороны жилищной комиссии не было. Также не было установлено с ее стороны и действий, направленных на ухудшение ее жилищных условий, т.к. свой дом ФИО4 подарила в Дата обезличена л.д.36), т.е. значительно раньше, чем за 5 лет до дня подачи заявления.

Как уже указывалось выше и как заявила представитель Администрации ... района и жилищной комиссии при Администрации ... района в судебном заседании, основанием для отказа в постановке на учет ФИО4, как нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (согласно ч.2 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказ должен обязательно содержать основания отказа). Таким образом, у Администрации ... района и жилищной комиссии при Администрации ... района не вызвал сомнения статус ФИО4 как ветерана Великой Отечественной войны и вдовы инвалида Великой Отечественной войны, которая вправе претендовать на улучшение жилищных условий в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, но Администрация ... района и жилищная комиссия при Администрации ... района полагают, что ФИО4 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не может быть поставлена на учет в качестве таковой.

В соответствии с п.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ о применении норм жилищного законодательства, изложенными в п.11, п.п. «а» Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Суд считает, что по смыслу ст. 31 ЖК РФ и вышеприведенных разъяснений Верховного Суда РФ речь в них идет о признании граждан членами семьи собственника жилого помещения при наличии оснований и их желания на это. Т.е. для признания граждан членами семьи собственника жилого помещения при наличии их воли на это и при наличии спора об этом достаточно только установления факта их совместного проживания с собственником жилого помещения в данном жилом помещении.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Семейного кодекса РФ 1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

Как установлено в судебном заседании, ФИО4 в настоящее время проживает и зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО10 по адресу: ..., ..., ..., ... (л/д.25,26). Отношения с ФИО10 у нее натянутые, общего хозяйства они не ведут, взаимной материальной и иной поддержки друг другу не оказывают, бюджеты у них раздельные, занимают они фактически разные отдельные части дома. ФИО10 намерена в ближайшее время продать данный дом л.д.24). Согласно пояснениям представителя заявителя ФИО4, данным в судебном заседании, она не считает себя членом семьи своей дочери. По мнению суда, в данной ситуации, с учетом вышеприведенных положений ст. 7 Семейного кодекса РФ, нельзя принудительно обязать ФИО4 и ФИО10 (мать и совершеннолетнюю дочь) жить и являться единой семьей и быть членами одной семьи, если они сами этого не желают, в противном случае это будет нарушением вышеприведенной нормы семейного кодекса. Кроме того, в судебном заседании установлено, что ФИО4 в настоящее время в доме ФИО10 зарегистрирована одна. Сама ФИО9 и ее муж в доме не зарегистрированы л.д.46). ФИО10 снята с регистрационного учета по данному адресу согласно адресной справке Дата обезличена года, что, по мнению суда, также может служить косвенным доказательством того, что ФИО10 не проживает и не намерена проживать в доме совместно с матерью и они не являются членом одной семьи.

По мнению суда, с точки зрения правового смысла норм Семейного законодательства РФ ФИО4 и ФИО10 не составляют одну семью. С точки зрения Жилищного законодательства факт проживания ФИО4 в доме, принадлежащем ее дочери ФИО10 мог служить основанием для признания ее членом семьи ФИО10 при наличии спора об этом и требования ФИО4 признать ее членом семьи дочери. Однако, такого требования ФИО4 и никем другим не заявлялось, более того, ФИО4 не согласна и оспаривает это. Суд считает, что стороной заявителя в судебном заседании доказано, что ФИО4 и ФИО10 не составляют одну семью. Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ФИО4 в соответствии со смыслом вышеприведенных норм не является членом семьи собственника жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., несмотря на то, что она является матерью собственника дома ФИО10 В судебном заседании также достоверно не установлен факт их совместного проживания. А поскольку другого жилья у ФИО4 ни на праве собственности, ни на праве социального найма не имеется (доказательств обратного представителем Администрации ... района и жилищной комиссии при Администрации ... района суду не представлено), то имеются основания для признания ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление жилищной комиссии при Администрации ... района от Дата обезличена года об отказе в признании ФИО4 нуждающейся в предоставлении жилья, а также распоряжение главы Администрации ... района Номер обезличен от Дата обезличена года об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от Дата обезличена года в части касающейся ФИО4 являются незаконными и необоснованными. ФИО4 подлежит постановке на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, суд полагает, что требование заявителя ФИО4 об обязании жилищной комиссии при Администрации ... района обеспечить ее жильем за счет средств федерального бюджета не может быть рассмотрено в рамках данного дела, возникающего из публичных правоотношений, носит исковой характер, в связи с чем данное требование определением Павловского городского суда выделено в отдельное гражданское судопроизводство.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать постановление жилищной комиссии при Администрации ... района от Дата обезличена года об отказе в признании ФИО4 нуждающейся в предоставлении жилья незаконным и необоснованным.

Признать распоряжение главы Администрации ... района Номер обезличен от Дата обезличена года об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при Администрации Павловского района от Дата обезличена года в части касающейся ФИО4 недействительным.

Обязать жилищную комиссию при Администрации ... района поставить ФИО4, Дата обезличена года рождения, ветерана Великой Отечественной войны, вдову инвалида Великой Отечественной войны на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено Дата обезличена года.

Судья А.Ю. Макаров.