... Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года город Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области
В составе:
Председательствующего судьи: Падалкиной Е.Ю.
С участием адвоката: Константиновой Н.Н., представившей удостоверение № 975, ордер 604
При секретаре: Чернигиной А.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании решения администрации ... сельского Совета Павловского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в Павловский городской суд с заявлением об оспаривании решения администрации ... сельского Совета Павловского муниципального района.
В судебном заседании ФИО3 свое заявление поддержал и пояснил, что он является инвалидом Великой Отечественной войны. Дата обезличена года он обратился в администрацию ... сельского Совета с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилья и принятии на учет по улучшению жилищных условий как ветерана В.О.в.
Дата обезличена года состоялось заседание жилищной комиссии администрации ... сельского Совета. По результатам рассмотрения его заявления ему было отказано. С указанным решением он не согласен, поскольку считает, что относится к категории граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалид В.О.в. В собственности у него своих жилых помещений не имеется. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., в котором он проживает со своей женой ФИО5, принадлежит на праве собственности, на основании договора дарения от 14.08. 2006 г., его дочери ФИО4, которая постоянно проживает в .... С дочерью он общее хозяйство не ведет, вместе не проживает, следовательно, не является членом семьи собственника дома. Общая площадь дома составляет 35,5 кв.м. Дом не имеет никаких удобств и состоит из одной жилой комнаты и кухни. Они с женой являются инвалидами 2 группы и вынуждены сами отапливать дровами дом и носить воду из колодца.
Основанием отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что общая площадь дома составляет 35,5 кв.м., на регистрационном учете состоят два человека, а учетная норма при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий- 10 кв.м. Считает, что решением администрации ... сельского Совета нарушены его права ветерана и инвалида В.О.в. на улучшение жилищных условий, предусмотренные ФЗ РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов В.О.в 1941-1945г.г.». Просит признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации ... сельского Совета Павловского муниципального района Нижегородской области и обязать устранить допущенное нарушение путем вынесения нового решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны.
Доверенное лица заявителя ФИО3- адвокат Константинова Н.Н. заявление ФИО3 поддержала в полном объеме и дополнила, что собственниками дома Номер обезличен по ... ... ФИО3 не являются. В данном доме нет никаких удобств, к дому подведена вода, но зимой она перемерзает. Они вынуждены ходить на колодец, носить воду. Дом отапливается дровами и углем. Канализации в доме нет. Их дочь ФИО4 является собственником данного дома, но она уже более 30 лет живет в ..., своей отдельной семьей.
Представитель ... сельской администрации - глава администрации ФИО6 - в судебном заседании пояснил, что ФИО3 не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение, а именно дом Номер обезличен по ... ... предоставлен им дочерью, она является членом семьи. Считает, что должен быть договор найма, его у них нет. ФИО3 отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что: во-первых, соблюдена учетная норма жилья; во-вторых, не прошло 5 лет, как он ухудшил свои жилищные условия, подарив принадлежащий ему дом дочери; в-третьих, они являются членами семьи собственника.
По инициативе суда в качестве заинтересованного лица к участию в деле была привлечена супруга ФИО3- ФИО5
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО5 пояснила, что собственного жилья у них нет, дом они подарили дочери, которая живет в .... Дарственную муж совершил не с целью ухудшить свои жилищные условия. Удобств в доме нет никаких, зимой вода замерзает, газа, канализации нет. В доме печное отопление. Считает, что супругу отказали в постановке на учет неправомерно.
Свидетель ФИО7 пояснил в судебном заседании, что живет в соседях с ФИО3. Они проживают вдвоем с женой. Удобств в доме нет никаких, вода зимой замерзает и им приходится ходить на колодец. Газа и канализации нет. В доме печное отопление.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно договора дарения от Дата обезличена года ФИО3 безвозмездно передал в собственность дочери ФИО4 земельный участок и расположенный на нем жилой одноэтажный бревенчатый дом, находящийся по адресу: ..., ..., ..., ..., ....
На основании данного договора было выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок и жилой дом на имя ФИО4.
Дата обезличена года было проведено обследование жилищно-бытовых условий ФИО3 по адресу: ..., ..., ... и составлен акт, в ходе которого было выявлено следующее: дом бревенчатый, состоит из одного этажа. В доме имеется комната и кухня. Общая площадь-35,5 кв.м., жилая площадь- 21,4 кв.м.. В доме есть холодная вода, которая зимой перемерзает, канализация отсутствует, отопление печное. Как выяснилось со слов ФИО3 в доме нужен ремонт, а именно: замена кровли дома, строительство новой бани, замена оконных рам, строительство канализации.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено:
1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах»
1. Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)
В соответствии с Жилищным Кодексом РФ:
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
КонсультантПлюс: примечание.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В данном случае установлено, что ФИО3 не является членом семьи собственника жилого помещения, т.к. ФИО4 вместе с ним не проживает и общее хозяйство не ведет. Вместе с тем следует учитывать, что он по собственному волеизъявлению совершил действия, в результате которых перестал быть собственником жилого дома, подарив его Дата обезличена г. своей дочери ФИО4 Со времени совершения этих действий не прошло 5 лет, поэтому, в силу ст. 53 ЖК РФ, он не может быть поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в признании ФИО3 нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия ... сельсовета Павловского муниципального района Нижегородской области не учла положения п. 3 ст. 51 ЖК РФ, согласно которого таковыми признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При обследовании жилого помещения, занимаемого ФИО3, жилищная комиссия не проверила его фактическую общую и жилую площадь, учитывая, что ФИО3 считают ее меньше, чем указано в справке ГП НО «Нижтехинвентаризация».
Жилищная комиссия также не проверила, отвечает ли жилое помещение, занимаемое ФИО3 установленным требованиям.
Согласно справки ГП НО «Нижтехинвентаризация» жилой дом, в котором проживает ФИО3, введен в эксплуатацию в 1959 г., имеет 41% износа, состоит из одной комнаты и кухни. В доме отсутствуют водоснабжение, канализация, газоснабжение. Имеется электричество и печное отопление.
Согласно акта обследования жилищных условий в доме требуются замена кровли, строительство новой бани, замена оконных рам, строительство канализации.
В судебном заседании ФИО3 и ФИО5 пояснили, что жилая и общая площадь дома фактически меньше указанной в справке ГП НО «Нижтехинвентаризация».
Все указанные вопросы следовало разрешить в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494), согласно которого:
7. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
8. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет ФИО3 как нуждающегося в улучшении жилищных условий принято преждевременно, без проведения необходимой проверки, предусмотренной вышеуказанным Положением, о наличии или отсутствии оснований постановки на учет ФИО3 по п. 2 и п. 3 ЖК РФ, и подлежит отмене.
В то же время суд не может удовлетворить требование ФИО3 об обязательстве жилищной комиссии поставить его на учет, поскольку в соответствии с вышеприведенным Положением только орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
По результатам такого обследования может быть принято также решение о реконструкции дома либо оборудования его надлежащими удобствами для улучшения условий жизни инвалида Великой Отечественной войны.
Администрации ... сельского Совета Павловского муниципального района Нижегородской области необходимо провести соответствующую проверку и по ее результатам повторно рассмотреть вопрос о нуждаемости ФИО3 в улучшении жилищных условий.
Приходя к указанным выводам суд руководствуется также ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 удовлетворить частично.
Отменить решение жилищной комиссии при администрации ... сельского Совета Павловского муниципального района Нижегородской области от Дата обезличена года.
Обязать администрацию ... сельского Совета Павловского муниципального района Нижегородской области создать комиссию по обследованию жилищных условий ФИО3 для принятия решения о признании жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., пригодным или непригодным для проживания граждан и для определения его фактической общей и жилой площади.
В остальной части жалобы отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись:
.... Судья: Е.Ю. Падалкина