Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года г. Павлово
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием прокурора Павловской городской прокуратуры Сенаторова А.В., представителя ответчика НОУ ВПО «РосНОУ» Шляпиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Павловского городского прокурора к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский новый университет» (НОУ ВПО «РосНОУ») о признании незаконным действий по осуществлению образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района Нижегородской области за исключением филиалов, обязании прекратить осуществление образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района Нижегородской области за исключением филиалов,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд с иском к НОУ ВПО «РосНОУ» о признании незаконным действия по осуществлению образовательной деятельности в помещении его представительства в г. Павлово и обязании прекратить осуществление образовательной деятельности в помещении его представительства в г. Павлово. В обоснование заявленных требований истец указал, что Павловской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о высшем и послевузовском образовании НОУ ВПО «РосНОУ». В ходе данной проверки установлено, что НОУ ВПО «РосНОУ» допускаются нарушения требований действующего гражданского законодательства и законодательства в области образования.
Так, решением собрания учредителей НОУ ВПО «РосНОУ» в Дата обезличена было создано представительство данного ВУЗа в г. Павлово. Университет в помещении указанного представительства проводит лекции и консультации, а также промежуточную аттестацию студентов (посредством сети Интернет). Таким образом, фактически данное обособленное подразделение выполняет отдельные функции высшего учебного заведения в отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности, что является недопустимым.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.1995 года за №137 утвержден порядок использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Согласно п.6 данного порядка, «…образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы). Таким образом, обучение (в том числе и с использованием ДОТ) на базе представительства действующим законодательством не допускается.
В соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством, а также ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Просит признать незаконными действия НОУ ВПО «РосНОУ» по осуществлению образовательной деятельности в помещении его представительства в г. Павлово, обязать НОУ ВПО «РосНОУ» прекратить осуществление образовательной деятельности в помещении его представительства в г. Павлово до Дата обезличена года.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял свои исковые требования. В настоящее время истец просит признать незаконным действия НОУ ВПО «РосНОУ» по осуществлению образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района Нижегородской области за исключением филиалов, обязании НОУ ВПО «РосНОУ» прекратить осуществление образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района, Нижегородской области за исключением филиалов в течение 1 месяца со дня вступления решения по данному делу в законную силу.
Поскольку данное дело было принято к производству Павловским городским судом без нарушения правил подсудности, установленных ГПК РФ, то, несмотря на то, что после уточнения исковых требований дело стало подсудно другому суду, оно в соответствии с ч.1 ст. 33 ГПК РФ должно быть разрешено по существу Павловским городским судом.
В судебном заседании прокурор Сенаторов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердил указанные обстоятельства и пояснил также, что, в соответствии с проверкой исполнения законодательства о высшем и послевузовском образовании НОУ ВПО «РосНОУ», проведенной Павловской городской прокуратурой, НОУ ВПО «РосНОУ» допускаются нарушения требований действующего гражданского законодательства и законодательства в области образования. Решением собрания учредителей НОУ ВПО «РосНОУ» в 2003 году было создано представительство данного ВУЗа в г. Павлово. Университет в помещении указанного представительства фактически выполняет отдельные функции высшего учебного заведения в отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности, что является недопустимым. Приказом министерства образования и науки РФ от 06.05.1995г №137 утвержден Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Согласно п.6 данного Порядка «… образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы). Таким образом, обучение (в том числе с использование ДОТ) на базе представительств и на базе Пунктов доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ» действующим законодательством не допускается. Это возможно только на базе филиалов. Ранее было возможно проводить образовательную деятельность на базе представительств, но были внесены изменения и это было исключено. Действующее законодательство не допускает проведения стадий образовательной деятельности представительствами и другими подразделениями ВУЗа, кроме филиалов. Представительство имеет право представлять ВУЗ, выдавать справки, возможно, принимать документы и направлять их в главный ВУЗ, но в данном случае сдаются экзамены и зачеты. НОУ ВПО «РосНОУ» проводит обучение (в том числе и с использованием ДОТ) на базе представительства, пункта доступа, что также является недопустимым. Право на образовательную деятельность дается юридическому лицу и филиалу, а в г. Павлово имеется только представительство. В положении представительства указано, что они лишь представляют интересы учреждения. В данном случае у студентов принимаются экзамены, зачеты в помещении представительства или пункта доступа. Из объяснений студентов следует, что в период сессии в помещении представительства на ..., ... проводились видеолекции с преподавателями университета через Интернет в режиме он-лайн. Данные занятия проводились ежедневно по четыре-шесть часов, в ходе которых учащиеся имели возможность задавать вопросы преподавателям и получать на них ответы. Зачеты и экзамены также проводились в режиме видеоконференции. Основная претензия прокуратуры к данному учебному заведению заключается в том, что НОУ ВПО «РосНОУ» ведет образовательную деятельность на территории Павловского района при отсутствии в районе филиала. С точки зрения прокурора образовательная деятельность, в том числе и с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) возможна только в самом ВУЗе или на базе филиалов. При сдаче экзаменов и зачетов в пункте доступа в г.Павлове личность студента не идентифицируется надлежащим образом.
Представитель ответчика (НОУ ВПО «РосНОУ») Шляпина О.А. в судебном заседании исковые требования Павловского городского прокурора не признала в полном объеме и пояснила, что представительство в. г.Павлово никакой образовательной деятельности не ведет, более того, в ходе прокурорской проверки в Дата обезличена года было указано на то же самое, но и на этот момент в представительстве не велась образовательная деятельность, так как Дата обезличена года были внесены поправки об отмене консультативных функций, которыми до этого могло заниматься представительство. В своем заявлении помощник прокурора ссылается на п.3 ст.10 ФЗ от 22.08.1996г. №125 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», в котором говорится, что право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования возникает с момента выдачи лицензии. Деятельность Российского нового университета в данном аспекте не противоречит законодательству. Следующая ссылка прокурора на приказ Министерства образования №137 от 06.05.1995 года не верна фактически, так как существует приказ №137 от 06.05.2005 года «О порядке использования дистанционных образовательных технологий». Прокурор ссылается на п.6 приказа, но никакого отношения данная формулировка к представительству не имеет. Представительство, в лице директора и секретаря, выполняет только свои функции, а именно: представляет интересы головного ВУЗа в области образовательной, научной и иной деятельности осуществляет их защиту, участвует в рекламно-информационной компании в целях пропаганды достижений РосНоУ в области образования, проводит разъяснительную работу по привлечению абитуриентов, знакомит с образовательными программами, устанавливает и поддерживает контакты с выпускниками и так далее, что соответствует Закону «О высшем и послевузовском образовании» и «Положению о представительстве», а также должностным инструкциям. В нарушение ст.56 ГПК РФ заявитель не доказал те обстоятельства, на которые он ссылается как обоснование своих требований. Кроме того, если исходить из утверждения заявителя о том, что представительство РосНоу в г.Павлово, обеспечивая доступ студентов к информационным ресурсам университета посредством сети Интернет, осуществляет образовательную деятельность, то таким образом можно утверждать, что любое Интернет-кафе, предоставляя студенту услуги по доступу в сеть Интернет, осуществляет образовательную деятельность. Доводы, изложенные в заявлении прокурора не основаны на требованиях действующего законодательства, не доказаны соответствующим образом и соответственно не могут быть удовлетворены, так как на площади 14,4 кв.м. образовательную деятельность вести просто невозможно. Существует договор аренды, подтверждающий данный факт, который находится в работе, для его пролонгации. В период 2009 года экзамены, зачеты принимал институт дистанционного обучения, который является подразделением «Российского нового университета». Институт дистанционного образования обеспечивает доступ студентов к использованию дистанционных технологий. Представительство к институту дистанционного образования отношения не имеет. Оплачивает аренду помещения головной ВУЗ. Никаких самостоятельных финансовых расчетов представительство не ведет. На основании «Закона об образовании» ст.8 п.3, в котором говорится, что: «Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры…» и типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования от Дата обезличена года п.16 «высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства … и другие структурные подразделения…» создан институт дистанционного обучения (на правах факультета). Статус и функции ИДО РосНоУ определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном Уставом вуза (п.3.1. структура университета) и положением об ИДО. В данном документе регламентируется деятельность пункта доступа к информационным ресурсам РосНОУ. В положении об ИДО в п.3.2 говорится о том, что деятельность структурных подразделений ИДО, отношения их между собой и взаимодействие с подразделениями, а в данном случае пункта доступа в г.Павлово регулируется соответствующим положением «О пункте доступа к информационным образовательным ресурсам РосНОУ». В положении о пункте доступа к информационным ресурсам РосНОУ, П.1.2. данного документа, говорится о том, что целью создания пункта доступа является формирование единой информационно-образовательной среды РосНОУ, а это подразумевает под собой: не только лекции, консультации, но и промежуточную аттестацию. Основная задача пункта доступа это- создание условий для освоения образовательных программ студентам заочной формы обучения, обучающимся с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме, и опять же образовательные программы, план подразумевают под собой итоговый контроль. Промежуточная аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса, и конечно же образовательной среды, которая является более широким понятием. Таким образом, РосНОУ никаких законов не нарушал и не нарушает. Основной задачей и функцией ИДО является облегчение доступа студентов к образовательному процессу. Именно это и производится в пункте доступа к информационным образовательным ресурсам РосНОУ в г.Павлове. Теоретически студенты могут обучаться и даже сдавать зачеты и экзамены и из своего дома, со своего личного компьютера. У каждого студента имеется свой личный логин и пароль, с помощью которого он получает доступ к информационным ресурсам ВУЗа и с помощью которого преподаватель может идентифицировать студента при приеме зачетов и экзаменов. В пункте доступа в г.Павлове имеются видеокамеры, которые позволяют осуществлять непосредственное визуальное взаимодействие студента и преподавателя. Но студент может сдавать экзамен и без визуального контроля, поскольку имеется логин и пароль.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что он является бывшим студентом НОУ «Российский Новый Университет». В Дата обезличена он перевелся на третий курс в НОУ «Российский Новый Университет» из ННГУ им. Лобачевского. Форма обучения была заочно-дистанционная. Сдача зачетов и экзаменов осуществлялась по месту представительства в г. Павлово. Была консультационная форма. До Дата обезличена приезжали преподаватели из г. Москвы и г.Н.Новгорода, а с Дата обезличена была форма интернет-общения. Зачеты и экзамены проводились прямо в помещении представительства, в режиме видеоконференции, через интернет. С Дата обезличена года студентам сообщали дату зачета или экзаменов, они приходили, их рассаживали в помещении представительства, которое располагается в бывшей школе Номер обезличен. Были тесты и студенты выбирали правильный ответ. У каждого был свой код доступа, он был нужен для получения информации, методической литературы. Каждого студента усаживали за компьютер и у каждого были свои вопросы. Дату зачетов и экзаменов они могли узнать через интернет или через методиста. Зачеты и экзамены сдавали с Дата обезличена года в помещении представительства в компьютерном классе. В представительстве был директор. Государственные экзамены студенты ездили сдавать в г. Орехово-Зуево в филиал РосНОУ, где у них была защита диплома и три государственных экзамена.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Павловского городского прокурора необоснованными и неподлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии преамбулой закона РФ «Об образовании», под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В соответствии со ст. 32 указанного Закона РФ 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе:
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.
Приказом Министра образования и науки от 6 мая 2005 г. N 137 «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» был утвержден Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Согласно данному Порядку: 1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее -образовательные программы).
2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника
3. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
6. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).
7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127).
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
8. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.
10. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.
12. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 года №71:
18. Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.
19. Структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
20. Филиал осуществляет самостоятельно все функции высшего учебного заведения или их часть.
Представительство представляет и защищает интересы высшего учебного заведения, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.
Сведения о наличии филиала и (или) представительства, их месте нахождения, а также реквизиты документа об их создании, переименовании и ликвидации в установленном порядке отражаются в уставе высшего учебного заведения.
Управление деятельностью филиала и представительства осуществляется в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
44. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционных образовательных технологий создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
Приказом Министерства Образования РФ №2551 от 31.05.2004 года «О подтверждении готовности негосударственного образовательного учреждения «Российский Новый Университет» к реализации отдельных образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий», была подтверждена готовность НОУ ВПО «РосНОУ» к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий для осваивающих соответствующие образовательные программы в заочной форме получения образования л.д.65).
В судебном заседании было установлено, что НОУ ВПО «РосНОУ» имеет право использовать в полном объеме дистанционные образовательные технологии. Указанное учебное заведение имеет необходимую лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации л.д.36). Данные обстоятельства истцом не оспаривались и под сомнение не ставились.
Согласно Уставу НОУ ВПО «РосНОУ» в г. Павлово имеется представительство данного учебного заведения л.д.9), что также подтверждается справкой Налоговой инспекции.
Кроме того, в соответствии с Положением о пункте доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ» в г. Павлове указанным учебным заведением был создан пункт доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ».
По мнению суда, основной довод истца о том, что НОУ ВПО «РосНОУ» осуществляет образовательную деятельность в г.Павлове при отсутствии здесь филиала не основан на фактических обстоятельствах дела.
Как указывалось выше, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», именно к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе использование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Суд полагает, что, осуществляя свое право на использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ), НОУ ВПО «РосНОУ» реализует свои, прошедшие государственную аккредитацию образовательные программы с использованием ДОТ, но при этом, по мнению суда, данное учебное заведение не занимается образовательной деятельностью в г.Павлове, поскольку весь профессорско - преподавательский состав находится в .... Непосредственно в г.Павлово преподаватели не выезжают. То обстоятельство, что потребители образовательных программ НОУ ВПО «РосНОУ» - студенты находятся, в том числе, и в ... не говорит о том, что данный ВУЗ реализует свои образовательные программы в г.Павлове. Необходимое условие образовательной деятельности, в том числе с использованием ДОТ, - наличие педагогических работников, имеющих соответствующий уровень подготовки имеется лишь у самого ВУЗа в ..., а не в г.Павлове. Слушая лекции и проходя промежуточную аттестацию с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, студенты, тем самым, реализуют свое право на получение образования посредством ДОТ, а НОУ ВПО «РосНОУ» реализует при этом свое право на использование ДОТ в образовательной деятельности.
Именно таким образом предусматривается и предполагается согласно вышеуказанному Порядку использование образовательных дистанционных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
По мнению суда, и как следует из выше приведенных нормативных актов, именно в этом (опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и педагогического работника) и есть суть и смысл ДОТ.
Но при этом законодатель возлагает на образовательное учреждение обязанность обеспечить наличие руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
Создание и открытие НОУ ВПО «РосНОУ» в г.Павлове пункта доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ», как раз и является исполнением данного требования п.5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий. Цель и задача данного пункта - создать студентам благоприятные условия для освоения образовательных программ, обеспечить доступ студентов к учебно-методическому комплексу Университета, как того требует п. 8 вышеназванного Порядка и что предусмотрено Положением о пункте доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ» л.д.108).
Суд считает, что НОУ ВПО «РосНОУ» не ведет образовательную деятельность в г.Павлове, а выполняет требования нормативных актов, в частности, Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденных Приказом Министра образования и науки от 6 мая 2005 г. N 137 и создает студентам условия для надлежащего усвоения образовательных программ. Сам пункт доступа к информационно - образовательным ресурсам НОУ ВПО «РосНОУ», равно как и представительство данного ВУЗа в г.Павлове, не реализовывает и не может реализовывать образовательные программы, поскольку сами пункт и представительство не имеют ни образовательных программ, ни информационных ресурсов, ни штата преподавателей, без которых реализация образовательных программ невозможна.
По мнению суда, п.6 указанного Порядка, на котором основаны исковые требования прокурора и который гласит, что образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы), имеет ввиду такую ситуацию, что образовательное учреждение при наличии у него филиалов (которые в соответствии с действующим законодательством также должны лицензироваться) и при наличии в данных филиалах педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, может реализовывать образовательные программы, в том числе, с использованием ДОТ не через головное образовательное учреждение - ВУЗ (в данном случае НОУ ВПО «РосНОУ»), а через свои филиалы. То есть общение студентов (и проведение промежуточной аттестации в том числе) при дистанционном обучении может происходить не с преподавателями Университета, находящимися в ..., а с преподавателями филиала Университета, расположенными в других городах. Филиалы, при выполнении ряда установленных законодательством условий - наличие соответствующих педагогических работников, технических возможностей, могут наравне с самим головным образовательным учреждением, реализовывать образовательные программы, владеть информационными ресурсами и обеспечивать и предоставлять к ним доступ своим студентам.
С точки зрения прокурора, учебное заведение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ только там, где у данного учебного заведения имеются филиалы. Но в этом случае утрачивается смысл и цель дистанционного обучения, предусмотренные п. 3 вышеназванного Порядка, т.к. студент имеет возможность обучаться непосредственно в филиале, расположенном в месте его жительства или нахождения.
В соответствии с п.15 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, самостоятельное осуществление образовательного процесса. В соответствии с п.4 вышеназванного Порядка образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении, в том числе, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. В соответствии с п. 7 данного Порядка образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Шляпина О.А., у каждого студента имеется свой личный логин и пароль, с помощью которого он получает доступ к информационным ресурсам ВУЗа и с помощью которого преподаватель может идентифицировать студента при приеме зачетов и экзаменов. То обстоятельство, что каждый студент имел свой «код доступа» подтвердил в судебном заседании и свидетель ФИО5.
Таким образом, с учетом вышеприведенных требований закона, позволяющих производить текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся с использованием ДОТ, т.е. с применением информационных и телекоммуникационных технологий, с наличием возможности ведения учета результатов образовательного процесса и внутреннего документооборота в электронно-цифровой форме, суд полагает, что наличие у каждого студента личного логина и пароля, которые он применяет при сдаче зачетов и экзаменов, является достаточным для идентификации личности студента. К тому же, как следует из служебной записки директора ИДО на имя проректора НОУ ВПО «РосНОУ», идентификация личности осуществляется непосредственно преподавателем с помощью технических средств телекоммуникации - WEB-камер.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора и считает, что в удовлетворении его иска следует отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Павловского городского прокурора к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский новый университет» о признании незаконным действия по осуществлению образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района Нижегородской области за исключением филиалов, обязании прекратить осуществление образовательной деятельности в его обособленных подразделениях, расположенных на территории Павловского района Нижегородской области за исключением филиалов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток.
Судья А.Ю. Макаров.