Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года г. Павлово.
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием прокурора Павловской городской прокуратуры Ягодиной Ж.Е., представителя заявителя Абросимова А.С. - Самсоновой С.В., заинтересованных лиц Гарушина А.В., председателя участковой избирательной комиссии №1869 по выборам депутатов городской думы г. Ворсма Сивоконева И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Абросимова А.С. о признании незаконным постановления Номер обезличен от Дата обезличена года участковой избирательной комиссии №1869 по выборам депутатов городской думы г. Ворсма о регистрации кандидата в депутаты городской Думы муниципального образования г.Ворсма по одномандатному избирательному округу №4 Гарушина А.В., отмене данного постановления
У С Т А Н О В И Л:
Абросимов А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Номер обезличен от Дата обезличена года участковой избирательной комиссии Номер обезличен по выборам депутатов городской думы г. Ворсма. В обоснование заявленных требований Абросимов А.С. указал, что 25.12.2009 года в газете «...» №50 (3904) было опубликовано Решение №52 от 21.12.2009 года городской думы МО г. Ворсма, которым на 14.03.2010 года назначена дата выборов депутатов городской Думы МО г. Ворсма.
Постановлением №108 от 30.12.2009 года Территориальной избирательной комиссии г. Павлово «О совмещении полномочий избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы г. Ворсма возложены на участковую избирательную комиссию №1869.
Постановлением №13 от 29.01.2010 года участковой избирательной комиссией №1869 (УИК №1869) Абросимов А.С. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы МО г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4.
Постановлением №3 от 29.01.2010 года УИК №1869 Гарушин А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы МО г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4.
Абросимов А.С. полагает, что Постановление №3 от 29.01.2010 года о регистрации Гарушина А.В. в качестве кандидата в депутаты городской Думы МО г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4 принято в нарушение норм действующего избирательного законодательства.
Основанием регистрации кандидата Гарушина А.В. послужили представленные им в УИК №1869 подписные листы с подписями избирателей. Как следует из текста подписного листа, на нем неверно указана информация о выборах, не указаны дата рождения и должность кандидата по месту работы. Кроме того, в графе «подписной лист удостоверяю» неверно указано наименование органа, выдавшего паспорт лица, осуществляющего сбор подписей, а также в его адресе места жительства отсутствует наименование субъекта и района.
В соответствии с действующим избирательным законодательством, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, приведенной в приложении №1 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области». В подписном листе кандидат обязан указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, наименования субъекта РФ, города, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место его работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, а также наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут.
Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес его место жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения.
При этом под понятием «адрес» понимается наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
В соответствии с действующим избирательным законодательством, подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных законом, признаются недействительными. Поэтому Абросимов А.С. считает, что подписи избирателей, которые представил кандидат Гарушин А.В. для регистрации в УИК №1869, являются недействительными, а, следовательно, у УИК №1869 не имелось законных оснований для регистрации кандидата Гарушина А.В.
Кроме того, по мнению Абросимова А.В., вынесение незаконного постановления позволило участвовать в избирательном процессе кандидату, выдвинувшемуся с нарушением требований законодательства, что грубо нарушает принцип равенства кандидатов и его избирательные права. Абросимов А.С. считает, что имеются все законные основания для отмены Постановления №3 от 29.01.2010 года УИК №1869 по выборам депутатов городской Думы МО г. Ворсма.
В судебном заседании представитель заявителя Абросимова А.С. - Самсонова С.В. поддержала заявленные требования, полностью подтвердила указанные обстоятельства и пояснила также, что в подписных листах Гарушина А.В. имеются приведенные выше нарушения требований законодательства. В соответствии с действующим избирательным законодательством подписи в подписных листах, не соответствующих требованиям закона являются недействительными и соответственно у избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации кандидата Гарушина А.В. Закон не делает в данном случае различий между существенными и несущественными нарушениями при сборе подписей в поддержку кандидата. Оспариваемое постановление подлежит отмене.
Представитель заинтересованного лица (УИК №1869) Сивоконев И.А. в судебном заседании требования, заявленные Абросимовым А.С. не признал и пояснил, что по его мнению избирательная комиссия приняла законное постановление о регистрации Гарушина А.В. Приведенные в заявлении нарушения комиссия сочла несущественными и формальными, т.к. неточности и помарки в подписных листах есть у многих кандидатов. Он полагает, что данные нарушения несущественны, т.к. все избиратели в округе знают кандидата лично.
Заинтересованное лицо Гарушин А.В. в судебном заседании требования, заявленные Абросимовым А.С. не признал и пояснил, что в заявлении Абросимова А.С. не указаны дата закона и дата внесения в него изменений. Нарушения, допущенные им, несущественны. Он сам лично собирал подписи и его паспортные данные указаны в нижней части подписного листа. Когда он собирал подписи избирателей, то нижняя часть подписного листа не была им заполнена. Он ее заполнил после сбора подписей.
Представитель Городской Думы г.Ворсмы в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В соответствии с изложенным, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Городской Думы..
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление Абросимова А.С. подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что требования Абросимова А.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
В соответствии с п.п.5, 6 ст. 29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» 5. Подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, приведенной в приложении 1, а при выдвижении кандидата избирательными объединениями - по форме, приведенной в приложении 2.
6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, города, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, а также наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении.
Согласно приложению 1 данного закона подписной лист имеет следующую форму:
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Выборы депутатов ______________________________________________________
(наименование представительного органа
муниципального образования)
"___" __________ ____ года
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты
по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N _______________
гражданина Российской Федерации ______________________________________,
родившегося __________________________________________________________,
работающего __________________________________________________________,
проживающего _________________________________________________________.
N | Указанные | Год рождения | Адрес места | Серия, | Подпись и |
Нижегородская | |||||
1 | |||||
2 |
Подписной лист удостоверяю: ___________________________________________
(собственноручно указанные фамилия, имя,
отчество, дата рождения,
___________________________________________________________________________
серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт
___________________________________________________________________________
гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес
___________________________________________________________________________
места жительства лица, собиравшего подписи, его подпись и дата ее внесения)
Кандидат в депутаты: __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись
___________________________________________________________________________
и дата ее внесения)
Как следует из подписных листов кандидата Гарушина А.В. в них, в нарушение требований закона, не верно указана дата выборов (23 января 2010 года вместо 14 марта 2010 года), не указана дата рождения кандидата Гарушина А.В., занимаемая им по месту работы должность л.д. 31-32). Таким образом, в данных подписных листах указано наименование (дата) выборов - 23.01.2010 года, которых не было и не планировалось.
В соответствии с п.6 ст.31 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода, выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п.5 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Дата обезличена года в газете «...» №50 (3904) было опубликовано Решение №52 от 21.12.2009 года городской думы МО г. Ворсма, которым на 14.03.2010 года назначена дата выборов депутатов городской Думы МО г. Ворсма. Постановлением №108 от 30.12.2009 года Территориальной избирательной комиссии г. Павлово «О совмещении полномочий избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы г. Ворсма возложены на участковую избирательную комиссию №1869. Постановлением №13 от 29.01.2010 года участковой избирательной комиссией №1869 (УИК №1869) Абросимов А.С. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы МО г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4 (л/д.9). Постановлением №3 от 29.01.2010 года УИК №1869 Гарушин А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы МО г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4 (л/д.10). Основанием регистрации кандидата Гарушина А.В. послужили представленные им в УИК №1869 подписные листы с подписями избирателей.
Из подписных листов, представленных Гарушиным А.В., видно, что в них не указаны дата рождения и должность кандидата Гарушина А.В. по основному месту работы. Кроме того, в графе «подписной лист удостоверяю» неверно указано наименование органа, выдавшего паспорт лица, осуществляющего сбор подписей, а также в его адресе места жительства отсутствует наименование субъекта и района л.д.31,32).
Исходя из смысла п.5 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», можно сделать вывод, что указание в адресе места жительства сборщика подписей в данном случае на Нижегородскую область, а также Павловский район обязательно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что подписные листы, представленные Гарушиным А.В., не соответствуют требованиям действующего избирательного законодательства.
В соответствии с п.3 ст.38 указанного Закона, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с п.п.11 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушений требований, установленных настоящим Законом, либо в подписном листе, в котором сведения об избирательном объединении, кандидате не соответствуют действительности, признаются недействительными.
Суд считает, что все подписи избирателей в подписных листах, которые представил кандидат Гарушин А.В., для регистрации в УИК №1869, являются недействительными ввиду того, что сведения о кандидате, о лице, осуществлявшим сбор подписей, изложены не в полном, установленном законом объеме, и искажены сведения о выборах (дата выборов), что является нарушением требований закона.
В соответствии с п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с п.п.7 п.8 ст.34 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», основанием отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Поскольку в судебном заседании было установлено, что все подписи избирателей, которые представил кандидат Гарушин А.В., для регистрации в УИК №1869, являются недействительными ввиду нарушений требований закона к подписным листам, суд считает, что у УИК №1869 не имелось законных оснований для регистрации кандидата Гарушина А.В.
В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Исходя из смысла данной статьи можно сделать вывод, что при вынесении Постановления о регистрации кандидата Гарушина А.В. УИК №1869 должна была руководствоваться принципом равенства прав и обязанностей кандидатов Абросимова А.С. и Гарушина А.В. при участии в избирательном процессе. Однако, участие в избирательном процессе кандидата, выдвинувшегося с нарушением требований законодательства, нарушает принцип равенства кандидатов.
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.6 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 8-10 ст.34 настоящего Закона и иных требований, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ 1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
3. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии со ст. 260 ГПК РФ 2. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
6. В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи.
В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ 1. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 261 ГПК РФ 3. Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.
При указанных выше обстоятельствах, с учетом соблюдения заявителем процессуальных процедур и сроков обращения, суд приходит к выводу, что требования Абросимова А.С., изложенные в заявлении, являются обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Абросимова А.С. о признании незаконным постановления №3 от 29.01.2010 года Участковой избирательной комиссии №1869 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования г. Ворсма удовлетворить.
Постановление №3 от 29.01.2010 года Участковой избирательной комиссии №1869 по выборам депутатов Городской Думы муниципального образования г. Ворсма Павловского района, Нижегородской области (с полномочиями Окружной избирательной комиссии) о регистрации кандидата в депутаты Городской Думы муниципального образования г. Ворсма по одномандатному избирательному округу №4 Гарушина А.В. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 5 суток.
...:
Судья А.Ю. Макаров.