Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Павлово Дата обезличена г.

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи И.А.Минеевой И.А., при секретаре

Комлевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Наугольновой С.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с 15.12.2009 г., включении в стаж периода работы с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. и обязании назначить указанную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Наугольнова С.Ю. обратилась в Павловский городской суд Нижегородской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Нижегородской области (далее - УПФ РФ по Павловскому району) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с 15.12.2009 г., включении в стаж периода работы с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. и обязании назначить указанную пенсию.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 15 декабря 2009 г. она обратилась в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 31 декабря 2009 г. ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Ответчик включил в ее специальный стаж 16 лет 11 месяцев 5 дней. При этом было отказано в зачете периода ее работы с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. в должности руководителя ..., так как данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463 и №781 от 29.10.2002 г. С данным отказом она не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд. В соответствии с п. 9 ст. 30 Закона РФ «О трудовых пенсиях РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. № 94, согласованной с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов, Министерством финансов СССР, установлено, что названная Инструкция применяется при исчислении заработной платы следующих категорий работников: педагогических и руководящих работников внешкольных учреждений, руководителей кружков в школах, педагогических училищах, внешкольных и других учреждениях просвещения. В соответствии с приложением к указанной Инструкции в перечень учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения входят руководители кружков внешкольных детских учреждений, комнат школьника при клубах, дворцах культуры и жилищно-эксплутационных организаций. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной Аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросов по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС» было установлено переименование профессии «...» на профессию «педагог дополнительного образования», то есть тождество указанных должностей. Согласно разъяснений, изложенных в Информационном письме от 28 мая 2003 года Министерства труда и социального развития РФ № 4267-ВЯ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-25-23/5411, следует, что поскольку наименование должности ...» было изменено в централизованном порядке на «педагог дополнительного образования», то последняя должность предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правилами назначения досрочной трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Поэтому считает, отказ во включении периода ее работы с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. в должности руководителя кружка незаконным. Указанный период ее работы составляет 14 лет 4 месяца 10 дней. При условии включения данного периода специальный стаж на момент обращения в пенсионный Фонд РФ составил: 16 лет 11 месяцев 5 дней +14 лет 4 месяца 10 дней = 31 год 3 месяца 15 дней.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 15.12.2009 г., включить в стаж периода работы с 02.09.1978 г. по

11.01.1993 г. и обязать ответчика назначить указанную пенсию.

Представитель истца Наугольновой С.Ю. - адвокат Уткина Н.В. в судебном заседании поддержала требования Наугольновой С.Ю. и пояснила, что Наугольнова С.Ю., начиная с 1978 г. работала .... Работает по этой профессии и по настоящее время. За время ее работы происходило переименование ... во ..., во .... Происходило и переименование должности: с руководителя хореографического кружка в педагог дополнительного образования с 12.01.1993 г. Но Наугольнова С.Ю. как работала, так и продолжает работать по своей профессии. Характер работы истца в связи с переименованием должности, а также трудовые функции остались прежними.

От ответчика УПФ РФ по Павловскому району в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя л.д. 54). Исковые требования не признает, что подтверждается отзывом на исковое заявление л.д. 14).

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае

неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав мнение истца, представителя истца, и с их согласия, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

В судебном заседании были допрошены свидетели.

Так свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что с 1983 года она работает с Наугольновой С.И. Сама она начинала работать в должности ..., а Наугольнова С.И. в то время работала .... С 1983 года по 1993 год Наугольнова С.И. работала с несовершеннолетними детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Ей известно, что о переименовании должности ... на должность «...» - делались записи в трудовой книжке. Но должностные инструкции остались те же. Наугольнова С.И. как работала с детьми, так и работает. Дети того же возраста, количество детей тоже осталось прежним. Зарплата у Наугольновой С.И. осталась такая же. У Наугольновой С.И. нагрузка всегда больше - около 30 часов. Она работает на полторы ставки, а иногда даже больше. У нее по 5 - 6 групп. На педсоветах Наугольнову С.И. отличают, так как у нее всегда больше всех детей. Ее коллективы выступают на областных конкурсах. Наугольнова С.И. имеет грамоты за работу с детьми. Она подтверждает, что характер работы Наугольновой С.Ю. в связи с переименованием должности, также как и трудовые функции остались прежними. Наугольнова С.Ю. продолжает выполнять прежнюю работу с детьми в учреждении дополнительного образования детей.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что во ... она работает с 1980 года - основным работником. Они постоянно работали вместе с Наугольновой С.Ю. Она работает ..., а Наугольнова С.Ю. ... с детьми возраст которых от 5 до 12, сейчас от 6 до 15 лет. Ставка - это 2 -3 группы. Она вместе с Наугольновой С.И. работает на полторы ставки, а это - 4-5 групп. После переименования должности характер работы у них не изменился. Единственное что изменилось, это то, что до 1993 года был утвержденный сборник программ, а сейчас они могут сами писать программы. Зарплата после переименования должности не изменилась. Их основная задача была работа с детьми. После переименования должности их основной задачей осталась работа с детьми. Она подтверждает, что после переименования должности ... на должность ... трудовые функции Наугольновой С.Ю. остались те же. Характер работы истца не изменился.

Заслушав истца, ее представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иску подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 9 говорится, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что истец работала с 02.09.1978 г. по 09.09.1991 г. в должности ... во .... 09.09.1991 г. ... переименован во ... Должность ... переименована в должность ... с 12.01.1993 г.

15 декабря 2009 г. истец обратилась в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 31 декабря 2009 г. ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Ответчиком не были засчитаны в льготный стаж период работы истца с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. в должности ... ..., в связи с тем, что должность ... не предусмотрена списком должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Однако, допрошенные в судебном заседании свидетели

ФИО5, ФИО6 показали, что работа Наугольновой С.Ю. во ... ... и работа во ... педагогом дополнительного образования носит один и тот же характер. Характер работы истца в связи с переименованием должности, также как и трудовые функции остались прежними. Она продолжает выполнять прежнюю работу с детьми в учреждении дополнительного образования детей.

Из справки Номер обезличен следует, что Наугольнова С.Ю. действительно была принята ... во ... с 04.09.1978 г. (приказ Номер обезличен от Дата обезличена г. по ...) и работает в должности ... во ... по настоящее время. ... переименован во ... 09.09.1991 г. (приказ Номер обезличен по ГОРОНО от Дата обезличена г.) ... переименован во ... (Приказ Номер обезличен от Дата обезличена г. по УО).

Таким образом, период работы истца с 02.09.1978 г. по настоящее время проходит в одном и том же учреждении дополнительного образования для детей. Данный вид учреждения дополнительного образования для детей включен в Список должностей и учреждений, работа в которых учитывается при оформлении досрочного назначения трудовой пенсии.

Приказом Министерства образования РФ № 21 от 25.01.1993г. наименование должностей педагогических и руководящих работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11.11.1992г. №406. Согласно п. 4 данного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования. Согласно записи в трудовой книжке с учетом данного приказа должность истца, с 12.01.1993г. была переименована в должность педагога дополнительного образования.

Из должностной инструкции руководителя кружка (коллектива) следует, что руководитель кружка проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне занятия с членами кружка (коллектива) соответствующего профиля. Добивается повышения уровня их знаний и мастерства. Планирует проведения занятий, обеспечивает выполнение учебной программы, принимает участие в методической работе. Проводит отбор и комплектует состав кружка (коллектива). Обеспечивает участие членов кружка (коллектива) в соревнования, выставках, концертах и других массовых мероприятих. Контролирует соблюдение учебной дисциплины членами кружка (коллектива), ведет учет посещаемости ими занятий. Обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности. Кроме того, во Дворцах и в Домах пионеров, детских клубах и других внешкольных учреждениях осуществляет подготовку пионеров-инструкторов и юных организаторов по работе кружков. Изучает личные качества членов кружка (коллектива).

Давая оценку, имеющейся в материалах дела должностной инструкции педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца детского (юношеского) творчества, суд приходит к выводу, что выполняемые «руководителем кружка» и «педагогом дополнительного образования» функции, тождественны. О том, что данные должности тождественны свидетельствует и п.3 Письма Министерства образования России от 12.01.1993г. № 10/32-Т «Об условиях оплаты труда на основе Единой тарифной сетки в учреждениях образования» где отражено, что изменение в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками наименование должности «руководитель кружка» в образовательных учреждениях на должность «педагог дополнительного образования» не влечет за собой изменения нормы часов педагогической нагрузки на ставку заработной платы и продолжительности очередного отпуска.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации

каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституцией Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо оттого, в чьей собственности они находятся.

Согласно статьям 8 и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом.

Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права

собственности должны иметь одинаковые возможности защиты данного права и связанных с ним законных интересов без каких-либо ограничений, которые в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законом только для достижения конституционно значимых целей и должны быть соразмерны им.

Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения, обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5 Конституции Российской Федерации). В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (статьи 9 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендаций ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. (статья 11.1).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55).

Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. № 94, согласованной с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов, Министерством финансов СССР, установлено, что названная Инструкция применяется при исчислении заработной платы следующих категорий работников: педагогических и руководящих работников внешкольных учреждений, руководителей кружков в школах, педагогических училищах, внешкольных и других учреждениях просвещения. В соответствии с приложением к указанной Инструкции в перечень учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения входят руководители кружков внешкольных детских учреждений, комнат школьника при клубах, дворцах культуры и жилищно-эксплутационных организаций. Согласно разъяснений, изложенных в Информационном письме от 28 мая 2003 года Министерства труда и социального развития РФ № 4267-ВЯ и Пенсионного фонда РФ № МЗ-25-23/5411, следует, что поскольку наименование должности «руководитель кружка» было изменено в централизованном порядке на «педагог дополнительного образования», то последняя должность предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правилами назначения досрочной трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Суд находит, что в судебном заседании установлено, что работа Наугольновой С.Ю. в должности ... ... с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г. тождественна работе в учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых Наугольновой С.Ю. функциональных обязанностей по занимаемой должности, по организации воспитательного процесса с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации, в которой она работала (Дворец пионеров) аналогичны работе в учреждениях, предусмотренных Списком.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным включить данный период с специальный педагогический стаж Наугольновой С.Ю.

Конституцией Российской Федерации установлено, что Россия является демократическим правовым государством (ст.1 ч.1), в которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). По смыслу конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости отказа государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос об определении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.

Из пояснений истца Наугольновой С.Ю. и ее обращений в УПФ РФ по Павловскому району и в суд по вопросу назначения ей пенсии следует, что она рассчитывала на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств, и полагала, что сможет реализовать свое право на досрочное получение пенсии по выслуге лет в соответствии с действовавшим в период ее работы законодательством.

При включении всего спорного периода в специальный стаж Наугольновой С.Ю. ее специальный стаж составит: 16 лет 11 месяцев 5 дней, включенных в стаж Пенсионным фондом + 14 лет 4 месяца 10 дней = 31 год 3 месяца 15 дней, что дает ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в соответствии со ст. 27 п.1 пп.19 ФЗ № 173 “ О трудовых пенсиях в РФ” с момента обращения с заявлением в УПФ РФ по Павловскому району, то есть с 15.12.2009 г.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом Наугольновой С.Ю. были понесены расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей л.д. 4-5), которые в соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск Наугольновой С.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Павловскому району удовлетворить.

Признать за Наугольновой С.Ю. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 15.12.2009 г.

Включить в педагогический стаж работы Наугольновой С.Ю. для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды выполнения работы в должности ... (фактическое выполнение обязанностей педагога дополнительного образования) ... г. Павлово с 02.09.1978 г. по 11.01.1993 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Павловскому району назначить Наугольновой С.Ю. трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ РФ по Павловскому району, то есть, с 15 декабря 2009 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Павловскому району в пользу Наугольновой С.Ю. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 дней.

Судья И.А.Минеева