Решение о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Павлово 20.09.2010 года

Нижегородская область

Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Минеевой И.А., при ведении протокола судебного заседания Назаровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Таремский сельсовет о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Таремский сельсовет, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности, об обязании принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Таремский сельсовет,

У С Т А Н О В И Л:

Павловский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Таремский сельсовет о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Таремский сельсовет, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности, об обязании принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Таремский сельсовет. В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

01.08.2010 года помощником Павловского городского прокурора Евдокимовым Д.О. совместно с инспектором отдела государственного пожарного надзора г. Павлово и Павловского района Андрияновым А.В. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности муниципального образования Таремский сельсовет. В ходе проверки установлено следующие нарушения, допущенные Администрацией МО Таремский сельсовет:

-.в населенных пунктах на стенах или калитках индивидуальных домов не вывешены таблички с изображением противопожарного инвентаря с которым жильцы этих домов обязаны прибыть на тушение возможного пожара (ППБ 01-03 п. З, НПБ 160-97);

-в населенных пунктах с. Таремское, д. Меленки, д. Шепелево, д. Александровка, д. Молявино не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114);

- для населенных пунктов с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения не приобретена переносная пожарная мотопомпа. С количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепная пожарная мотопомпа, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп (ППБ 01-03 п. 31, 107);

- населенный пункт д. Александровка не обеспечен подъездными путями с твердым покрытием (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.07.01-89* глава 6);

- населенные пункты д. Александровка, д. Крюки, д. Меленки не обеспечены водой для целей наружного пожаротушения (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.04.02-84* п. 2.11);

- у пожарных водоемов, гидрантов (водоисточников) не установлены указатели со светоотражающими покрытиями (ППБ 01-03 п. 90);

- в населенных пунктах: с. Таремское, д. Молявино к естественным водоемам не выполнены подъездные пути с твердым покрытием с площадкой размером не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94).

В соответствии со ст.1 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994г года, «О пожарной
безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данные положения закреплены и в ст.4 п.9 Устава Таремского сельсовета.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а
также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время
года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в
сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами
тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и
подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре:

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества
до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в
планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских
округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной
безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний
населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ №69-ФЗ граждане имеют право:

- на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном
действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью
и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 ФЗ РФ от 17.01.1992 года «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Распоряжением администрации Павловского муниципального района №2611 от 30.07.2010г. «О чрезвычайном положении», создан круглосуточно действующий оперативный штаб, утверждены графики дежурства. Все это позволяет сделать вывод о том, что на территории Павловского района сложилась крайне сложная обстановка в связи с аномальной жарой и пожарами, в связи с чем неукоснительное и неотложное выполнение правил и норм пожарной безопасности сельсоветами крайне необходимо.

Как установлено МО Таремский сельсовет ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства по обеспечению пожарной безопасности.

Бездействие МО Таремский сельсовет выражается в неисполнении требований вышеуказанного законодательства и соответственно непринятии мер по созданию условий для безопасного нахождения неопределенного круга граждан в учреждении.

В судебном заседании Павловский городской прокурор Нижегородской области в лице представителя Савельева А.Ф. поддержал исковые требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске. Просит суд обязать МО Таремский сельсовет до 21.03.2011 г. принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории МО Таремский сельсовет.

Ответчик в лице представителя Зорина А.В. иск признал частично и пояснил, что согласен с выявленными нарушениями. Однако обеспечить населенный пункт д. Александровка подъездными путями с твердым покрытием в настоящее время не представляется возможным. Поскольку требуются большие финансовые затраты.

В судебном заседании также был допрошен в качестве специалиста государственный инспектор Павловского района по пожарному надзору Д.А.Леонов, который показал, что в период с 11.03.2010 г. по 19.03.2010 г. начальником ОГПН по г. Павлово и Павловскому району Зайцевым П.И. проведено мероприятие по надзору территории, помещений, зданий и сооружений Таремского муниципального образования Павловского района. По результатам данной проверки 19.03.2010 г. главе Таремского муниципального образования Зорину А.В. было вручено предписание № 101/101/1-35 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе мероприятия по надзору, о которых и идет речь в исковом заявлении Павловского городского прокурора. В данном предписании был установлен срок до 21.03.2011 г. Поэтому проверить в настоящее время выполнены ли пункты, указанные в предписании, они не могут.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Данные положения закреплены и в ст. 4 п. 9 Устава МО Таремский сельский Совет Павловского района Нижегородской области л.д.14).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ, граждане имеют право:

- на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 45, Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Распоряжением администрации Павловского муниципального района №2611 от 30.07.2010 года «О чрезвычайном положении», создан круглосуточно действующий оперативный штаб, утверждены графики дежурства. Все это позволяет сделать вывод о том, что на территории Павловского района сложилась крайне сложная обстановка в связи с аномальной жарой и пожарами, в связи с чем неукоснительное и неотложное выполнение правил и норм пожарной безопасности сельсоветами крайне необходимо.

Судом установлено, что МО Таремский сельсовет надлежащих мер по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании не принимает. Указанное обстоятельство подтверждено пояснениями в судебном заседании представителя Павловского городского прокурора, справкой о результатах проведенной 1 августа 2010 года проверки л.д.15), показаниями специалиста Д.А.Леонова.

По мнению суда в судебном заседании достоверно установлено бездействие администрации муниципального образования.

Судом установлено, что в населенных пунктах не на всех индивидуальных жилых домах имеются таблички с изображением противопожарного инвентаря, с которым жильцы этих домов обязаны прибыть на тушение возможного пожара. В населенных пунктах с. Таремское, д. Меленки, д. Шепелево, д. Александревка, д. Молявино не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара. Необходимого количества пожарных мотопомп для целей пожаротушения также не имеется. Населенный пункт д. Александровка не обеспечен подъездными путями с твердым покрытием. Населенные пункты д. Александровка, д. Крюки, д. Меленки не обеспечены водой для целей наружного пожаротушения. У пожарных водоемов, гидрантов (водоисточников) не установлены указатели со светоотражающими покрытиями. В населенных пунктах: с. Таремское, д. Молявино к естественным водоемам не выполнены подъездные пути с твердым покрытием с площадкой размером не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Представитель ответчика в судебном заседании эти обстоятельства признал и не оспаривал.

Представитель ответчика не оспаривает выявленные нарушения, но считает невозможным устранить нарушение по обеспечению населенного пункта

д. Александровка подъездными путями с твердым покрытием в срок, указанный прокурором, поскольку необходимо надлежащее финансирование.

Судом приняты во внимание те обстоятельства, что администрация МО Таремский сельсовет на день рассмотрения дела не устранила отмеченные нарушения. Суд учитывает также отсутствие у ответчика необходимых денежных средств на производство дорогостоящих работ по устройству подъездных путей и дорог с твердым покрытием, а также трудоемкость указанных работ. Вместе с тем суд учитывает, и то обстоятельство, что Главным государственным инспектором г. Павлово и Павловского р-на по пожарному надзору Зайцевым П.И. ранее указывалось на необходимость устранить указанные нарушения правил пожарной безопасности, но надлежащих мер администрацией муниципального образования принято не было.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает требование прокурора о принятии надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Таремский сельсовет, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в Муниципальном образовании Таремский сельсовет.

Обязать Муниципальное образование Таремский сельсовет до 21.03.2010 г. принять надлежащие меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Таремский сельсовет, а именно:

- в населенных пунктах на стенах или калитках индивидуальных домов вывесить таблички с изображением противопожарного инвентаря;

- в населенных пунктах с. Таремское, д. Меленки, д. Шепелево, д. Александревка, д. Молявино установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара;

для населенных пунктах с количеством усадеб не более 300 для целей
пожаротушения приобрести переносную пожарную мотопомпу. С
количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 прицепную пожарную
мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух
прицепных пожарных мотопомп;

населенный пункт д. Александровка обеспечить подъездными путями
с твердым покрытием;

- населенные пункты д. Александровка, д. Крюки, д. Меленки обеспечить водой для целей наружного пожаротушения;

- у пожарных водоемов, гидрантов (водоисточников) установить
указатели со светоотражающими покрытиями;

- в населенных пунктах: с. Таремское, д. Молявино к естественным водоемам выполнить подъездные пути с твердым покрытием с площадкой размером не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в 10-ти дневный срок.

Судья И.А.Минеева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.09.2010 г.

Судья И.А.Минеева