Решение о признании противоречащим законодательству распоряжения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2010 года г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием прокурора Павловской городской прокуратуры Савельева А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Павловского городского прокурора к главе Администрации г. Горбатов о признании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим, признание замещение муниципальной должности Иониной П.В. незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд с иском к главе Администрации г. Горбатов о признании распоряжения главы администрации г.Горбатов № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим, признание замещение муниципальной должности Иониной П.В. незаконным. В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

Павловской городской прокуратурой Нижегородской области была проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции в Администрации МО г. Горбатов Павловского района, соблюдения установленных законом запретов и ограничений для государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с действующим законодательством, а именно: Федеральным законом от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», основными принципами муниципальной службы являются профессионализм и компетентность муниципальных служащих. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы, единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ, и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом, для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в том числе и документ об образовании.

Аналогичные требования содержатся и в Законе Нижегородской области от 03.08.2007 года за №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области».

В соответствии с указанным законом, для замещения должностей муниципальной службы в Нижегородской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований. Кроме того, указанные требования устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы.

В число таких требований для замещения должностей муниципальной службы по высшим, главным, ведущим и старшим должностям муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования. В число требований для замещения младших должностей муниципальной службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

На основании Федерального закона «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Распоряжением главы Администрации МО г. Горбатов № от ДД.ММ.ГГГГ Ионина П.В. принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ и назначена на должность специалиста Администрации (младшая должность муниципальной службы - 1 группа) с оплатой, согласно штатному расписанию.

Проведенной проверкой установлено, что Ионина П.В. при поступлении на муниципальную службу предоставила копию аттестата о среднем общем образовании, подтвердив тем самым отсутствие высшего либо среднего профессионального образования. Таким образом, специалист МО г. Горбатов Ионина П.В. не имеет оснований и не соответствует требованиям для замещения муниципальной должности муниципальной службы в качестве специалиста 1-ой группы.

В связи с указанными нарушениями, прокуратурой г. Павлово в адрес главы Администрации г.Горбатов ФИО3 было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Однако данные требования главой Администрации г. Горбатов были проигнорированы, указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжение главы администрации МО г. Горбатов от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на муниципальную службу Иониной П.В.. Признать замещение муниципальной должности муниципальной службы администрации МО г. Горбатов Павловского района Нижегородской области Иониной П.В. противоречащим действующему законодательству о прохождении муниципальной службы.

Представитель истца (Павловский городской прокурор) Савельев А.Ф. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердив, изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика Самохвалова Т.П., третье лицо Ионина П.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, под роспись, извещенными о времени и месте судебного заседания.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьего лица.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.3 ст.4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года №25-ФЗ, основными принципами муниципальной службы являются: профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

В соответствии с п.1,2 ст.5 указанного Закона, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

В соответствии с п.1, п.п.8 ст.13 указанного Закона, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В соответствии с п.п.1, 3 ст.16 указанного Закона, на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет, в том числе и документ об образовании.

В соответствии с п.п.1-5 ст.8 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года за №99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», для замещения должностей муниципальной службы в Нижегородской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, указанных в настоящей статье.

Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы.

В число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы групп: "высшие должности муниципальной службы", "главные должности муниципальной службы", "ведущие должности муниципальной службы", "старшие должности муниципальной службы" входит наличие высшего профессионального образования.

В число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы группы "младшие должности муниципальной службы" входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года №273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В соответствии с ч.1,2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года №2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч.3 ст.35 названного Закона, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением главы администрации МО г. Горбатов № от ДД.ММ.ГГГГ Ионина П.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята и назначена на должность специалиста администрации (младшая должность муниципальной службы, 1-ая группа) с оплатой, согласно штатному расписанию (л/д.9,11-12). При поступлении на работу Ионина П.В. предоставила копию аттестат о среднем общем образовании (л/д.10). В настоящее время Ионина П.В. является студенткой второго курса юридического факультета (заочная форма обучения) «<данные изъяты>» г. <адрес> (л/д.13). Наличия высшего либо среднего профессионального образования у Иониной П.В. на данный момент не имеется. Указанные обстоятельства не оспорены, доказательств обратного суду представлено не было.

По мнению суда, в судебном заседании достоверно установлено, что специалист МО г. Горбатов Ионина П.В. не имеет оснований и не соответствует требованиям для замещения муниципальной должности муниципальной службы в качестве специалиста 1-ой группы.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что, в связи с указанными нарушениями, прокуратурой г. Павлово в адрес главы Администрации г.Горбатов ФИО3 было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л/д.14-16). Данные требования главой администрации г. Горбатов были проигнорированы. Кроме того, главой администрации МО г. Горбатов ФИО3 в адрес Прокуратуры г. Павлово был направлен ответ на указанное представление, в котором указано, что глава администрации МО г. Горбатов полагает возможным проявить в данном вопросе индивидуальный подход и оставить Ионину П.В. в занимаемой должности при условии ее добросовестной работы и учебы, а также, закрепить за ней на данный период наставника Самохвалову Т.П. (л/д.17).

По мнению суда, законы должны исполняться надлежащим образом и должностными лицами, и юридическими лицами, и государственными и муниципальными органами, и гражданами. Отступление от требований закона возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В данном случае имеет место прямое нарушение требований законодательства в части замещения муниципальной должности - назначение на муниципальную должность человека, не соответствующего предъявляемым законом требованиям к образовательному уровню муниципального служащего.

В связи с этим, распоряжение главы администрации МО г. Горбатов от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на муниципальную службу Иониной П.В. является незаконным, противоречащим федеральному законодательству.

В соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч. 4 ст.1 ГПК РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Поскольку распоряжение главы администрации МО г. Горбатов от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на муниципальную службу Иониной П.В. не является нормативным правовым актом, но при этом оно является правовым актом органа местного самоуправления, суд считает возможным применить аналогию закона и признать распоряжение главы администрации МО г. Горбатов от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на муниципальную службу Иониной П.В. недействующим с момента вынесения решения судом.

Суд также констатирует, что имевшее место замещение муниципальной должности муниципальной службы администрации МО г.Горбатов Иониной П.В., которая на сегодняшний момент по своему образовательному уровню не отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к муниципальным служащим, противоречит законодательству о прохождении муниципальной службы.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что в настоящее Ионина П.В. уволена по собственному желанию с муниципальной должности муниципальной службы, суд находит исковые требования Павловского городского прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Павловского городского прокурора к главе Администрации г. Горбатов о признании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим, признание замещения муниципальной должности Иониной П.В. незаконным удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжение главы администрации МО г. Горбатов от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на муниципальную службу Иониной П.В..

Признать замещение муниципальной должности муниципальной службы администрации МО г. Горбатов Павловского района Нижегородской области Иониной П.В. противоречащим действующему законодательству о прохождении муниципальной службы.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток.

Судья А.Ю. Макаров.