Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2010 года г. Павлово.
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием истицы Морозовой О.В., представителя истицы - адвоката Уткиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Морозовой О.В. к УПФ РФ по Павловскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию и обязательстве назначить досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова О.В. обратилась в Павловский городской суд с исковым заявлением к УПФ РФ по Павловскому району о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости с 29 июля 2010 года и обязательстве назначить указанную пенсию. В обоснование заявленных требований истица указала следующее.
29.07.2010 года Морозова О.В. обратилась в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. 26.08.2010 года в назначении указанной пенсии ей было отказано по причине недостаточности специального стажа, дающего право на назначение указанной пенсии. При этом в ее специальный (медицинский) трудовой стаж ответчик включил 29 лет 4 месяца 5 дней. С отказом УПФ РФ по Павловскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Морозова О.В. не согласна.
Ее работа в периоды с 05.10.1987 года по 30.05.1994 года - в должности <данные изъяты> детского комбината «<данные изъяты>», и с 01.06.1994 года по 29.07.2010 года - в должности <данные изъяты> <данные изъяты> амбулатории проходила в сельской местности, поскольку указанные организации находятся на территории <данные изъяты> сельского Совета.
В своем письме ответчик указал, что не подлежит включению в специальный стаж период работы Морозовой О.В. с 01.10.1993 года по 30.05.1994 года в должности <данные изъяты> в детском комбинате «<данные изъяты>». Данное основание отказа Морозовой О.В. не оспаривается.
При устном обращении к ответчику Морозовой О.В. было разъяснено, что период ее работы с 05.10.1987 года по 01.10.1993 года в должности <данные изъяты> детского комбината «<данные изъяты>» был исчислен в календарном порядке. Морозова О.В. считает, что указанный период ее работы должен быть исчислен с применением коэффициента 1,3 (год работы за один год три месяца работы).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года за №464, исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений производится по правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
Детский комбинат «<данные изъяты>» располагался в с. <адрес>, Павловского района.
Поскольку с. <адрес> относится к территории <адрес> сельской Администрации, то есть расположено в сельской местности, то период работы Морозовой О.В. в качестве <данные изъяты> детского комбината «<данные изъяты>» с 05.10.1987 года по 01.10.1993 года следует исчислять в льготном порядке, то есть один года работы за один год и три месяца, что дополнительно составит 1 год 5 месяцев (5 лет 11 месяцев 25 дней = 2155 дней : 4 = 538 дней или 1 год 5 месяцев).
При условии включения указанного периода, специальный трудовой стаж Морозовой О.В. составит 29 лет 4 месяца 5 дней + 1 год 5 месяцев = 30 лет 9 месяцев 5 дней.
Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 29.07.2010 года, исчислив период работы с 05.10.1987 года по 01.10.1993 года в льготном порядке. Обязать УПФ РФ по Павловскому району назначить данную пенсию.
В судебном заседании истица Морозова О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, полностью подтвердила указанные обстоятельства и пояснила также, что при ее обращении в УПФ РФ по Павловскому району ей объяснили, что работа в детском комбинате «<данные изъяты>» зачтена в ее стаж в одинарном исчислении, т.к. нет данных о том, что данный комбинат расположен в сельской местности.
Представитель УПФ РФ по Павловскому району в судебное заседание не явился, но представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление иск Морозовой О.В. не признают. Письменные возражения на иск приобщены к материалам дела (л.д. 11).
Заслушав пояснения истицы, ее представителя, изучив материалы дела, суд находит иск Морозовой О.В. подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Конституцией РФ установлено, что Россия является демократическим правовым государством /ст.1 ч.1/, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства /ст.2/. По смыслу конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости отказа государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос об определении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.
Как установил Конституционный Суд РФ федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Также, Конституционный Суд РФ указал, что конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории, своих пенсионных прав.
В соответствии с п.п.20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 5 вышеуказанных Правил, 5. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Также в соответствии с п.3 действующего на тот момент Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 6.09.1991 года №464 было установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Списком, утвержденным указанным выше Постановлением Совмина РСФСР, предусматривалось 1. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
2. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Согласно записи в трудовой книжке Морозовой О.В. она с 5.10.1987 года по 30.05.1994 года работала в должности <данные изъяты> в детском комбинате «<данные изъяты>». Таким образом, спорный период работы Морозовой О.В. (с 5.10.1987 года по 1.10.1993 года) приходится на работу в данном учреждении.
Указанный спорный период был включен ответчиком в специальный медицинский стаж Морозовой О.В. в одинарном исчислении (л.д.12).
Согласно справки Администрации <данные изъяты> сельсовета детский сад «<данные изъяты>» находился на территории <данные изъяты> сельсовета, т.е. в сельской местности (л.д.13).
Вместе с тем ответчиком не исчислен данный период в льготном порядке за работу в Сельской местности.
Суд, с учетом вышеприведенных требований законодательства, считает, что УПФ РФ по Павловскому району необоснованно не применило льготу за работу в сельской местности Морозовой О.В. в указанный период.
Суд находит, что с учетом вышеприведенного конституционного принципа равенства, с учетом того, что данный период работ зачтен ответчиком в специальный медицинский стаж Морозовой О.В., законодателем предусмотрен льготный порядок исчисления стажа за работу в сельской местности, недопустимо ущемление прав гражданина по сравнению с правами граждан, относящихся к той же профессиональной категории (медицинские работники, имеющие специальный медицинский стаж). Суд считает, что поскольку спорный период зачтен ответчиком в специальный медицинский стаж Морозовой О.В., работала она в этот период в сельской местности, то к данному периоду должно быть применено льготное исчисление стажа.
В судебном заседании было установлено, что в период с 05.10.1987 года по 01.10.1993 года, что составляет 5 лет 11месяцев 25 дней, что составляет 2180 дней. 2180 : 4 = 545 дней, что соответственно составляет 1 год 6 мес. Таким образом, дополнительный специальный стаж Морозовой О.В. при льготном исчислении составит 1 год 6 мес.
Общий специальный стаж Морозовой О.В. на 29.07.2010 года (на момент обращения в УПФ РФ по Павловскому району) составит: 29 лет 4 мес. 5 дней (зачтено УПФ РФ по Павловскому району) + 1 год 6 мес. (дополнительный льготный стаж за спорный период) = 30 лет 10 мес. 5 дней, т.е. более необходимых 30 лет.
При указанных обстоятельствах суд считает, что исковые требования Морозовой О.В. являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Морозовой О.В. к УПФ РФ по Павловскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязательстве назначить досрочную пенсию удовлетворить.
Признать за Морозовой О.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 29.07.2010 года.
Исчислить период работы Морозовой О.В. в период с 05.10.1987 года по 01.10.1993 года в льготном порядке.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Павловскому району назначить Морозовой О.В. пенсию по старости с 29.07.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.Ю. Макаров