<данные изъяты>
<данные изъяты>
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИР Е Ш Е Н И Ег. Павлово 12.08.2010 года
Нижегородская областьПавловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Минеевой И.А., при ведении протокола судебного заседания Комлевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Павловского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Павловского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Павловского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование заявленных исковых требований истец в заявлении указал на следующее: Прокуратурой Павловского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования. В ходе проверки установлено, что здание, в котором расположена администрация Павловского района, по адресу: г. Павлово, ул. <адрес>, д.№, является муниципальной собственностью Павловского муниципального района. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации. К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения учреждения культуры, включая пандусы, специальные лифты. Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих учреждений. В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в
городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001г. №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года,СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001. К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-201 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». В нарушение названных требований закона установлено, что в помещении данного здания условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание администрации, не созданы, а именно, в здании администрации не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Данное нарушение законодательства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что к маломобильным группам населения относится не только категория социально незащищенных групп населения - инвалидов, но и иных категорий, упомянутых в СНиП 35-01-2001, круг этих лиц можно обозначить как неопределенный. В связи с этим прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем принуждения к исполнению обязанности. На основании изложенного, просит суд возложить на администрацию Павловского муниципального района обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание администрации Павловского района и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями свода правил по проектированию и строительству СП 31 - 102 - 99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35 - 01 - 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.08.2011 года.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Павловской городской прокуратуры Ягодина Ж.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. К представленному техническому заключению от 12.08.2010 г. просит отнестись критически, поскольку оно не может являться доказательством отсутствия технической возможности установки пандусов в здании, т.к. председатель комитета архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района находится в служебной зависимости от главы администрации Павловского муниципального района Нижегородской области.
Представитель ответчика Администрации Павловского муниципального района Киселева И.В., действующая на основании доверенности, выданной ответчиком, иск прокурора не признала и пояснила, что в соответствии с техническим заключением № 325 от 12.08.2010 г., устройство пандуса в здании Администрации Павловского муниципального района Нижегородская область по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. <адрес>, д. №, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" не предоставляется возможным. Администрацией Павловского муниципального района в порядке реализации нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту инвалидов РФ издано Распоряжение № от 14.07.2009 года, в соответствии с
которым создана межведомственная комиссия по вопросам содействия в создании условий по формированию доступной среды для инвалидов среды жизнедеятельности, утвержден План организационных мероприятий на 2010 год по контролю за соблюдением правил доступности при проектировании, строительстве, содержании и эксплуатации социально-значимых объектов, согласно которому запланировано проведение инвентаризации объектов на предмет оснащения специальными приспособлениями и оборудованием, создающими условия для доступности инвалидов, поставлена задача по
разработке межведомственной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Павловском районе на
2011-2014 годы». После утверждения указанной целевой Программы в бюджете района будут предусмотрены реальные финансовые средства, как того требует указанные выше нормативные правовые акты, для выполнения мероприятий, утвержденных в Программе, открыт официальный сайт органов местного самоуправления Павловского муниципального района, в меню которого размещается вся необходимая информация о деятельности Администрации, Земского собрания и учреждений района, в настоящее время проводятся мероприятия по включению в меню сайта по оказанию гражданам муниципальных услуг в электронном виде, работает горячая телефонная линия - тел.2-15-45, телефоны руководителей и работников Администрации доступны в телефонных справочниках, то есть Администрацией приняты и принимаются меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по вопросам ведения и полномочий Администрации. Кроме того, необходимо отменить, что до настоящего времени никаких заявлений и жалоб в адрес Администрации или каких-либо иных инстанций от маломобильных граждан на существование каких-либо препятствий к доступу в здание или на обеспечение удовлетворений минимальных потребностей по вопросам ведения и полномочий Администрации не поступало. Решение, обязывающее их, как ответчиков, установить пандусы, останется неисполненным.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к
следующему:
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
В судебном заседании установлено, что балансодержателем объекта недвижимости: четырехэтажного с п/подвалом, кирпичного административного здания общей площадью 2011,56 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, Нижегородская область, г. Павлово, ул. <адрес>, д. №, является Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области, которая пользуется вышеуказанным зданием. Данное здание находится в муниципальной собственности Павловского района. В указанном здании на лестничном марше установлены поручни на одном уровне, пандусов не имеется.
Согласно техническому заключению, составленного Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области № 325 от 12.08.2010 г., устройство пандусов в здании администрации Павловского муниципального района технически в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" невозможно т.к. при существующей высоте крыльца 1,2 м уклон лестничного марша составляет 37,5 %, а допустимый уклон при устройстве пандусов не должен превышать 5 %.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Суд мог отвергнуть представленное ответчиком техническое заключение
№ 325 от 12.08.2010 г. лишь в том случае, если бы это заключение находилось в противоречии с остальными доказательствами по делу, которые бы каждое в отдельности и все они в своей совокупности бесспорно подтверждали то обстоятельство, что имеется техническая возможность установки пандусов в вышеуказанном здании.
Однако по данному делу таких обстоятельств не имеется, представленное техническое заключение согласуется с другими доказательствами, а именно: объяснениями представителя ответчика, планом 1 этажа здания № по <адрес> в <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для того, чтобы не согласиться с данным заключением, и не принимает во внимание доводы помощника прокурора Ягодиной Ж.Е. о том, что представленное техническое заключение не может являться доказательством отсутствия технической возможности установки пандусов в здании, поскольку председатель комитета архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района находится в служебной зависимости от главы администрации Павловского муниципального района Нижегородской области.
Доказательств, опровергающих указанное техническое заключение прокурором не предоставлено, а судом установлено не было.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Павловского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через
Павловский городской суд в 10-ти дневный срок.
Судья: подпись
Копия верна: судья: И.А.Минеева
Решение вступило в законную силу: 28 сентября 2010 года
Судья: И.А. Минеева
С П Р А В К А
Определением судебной коллеги по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 сентября 2010 года решение Павловского городского суда Нижегородской области от 12 августа 2010 года отменено, и вынесено новое решение, которым исковые требования Павловского городского прокурора удовлетворить частично: Обязать Администрацию Павловского муниципального района принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание администрации Павловского района путем установления пандусов и устройства поручней.
Справка верна:
Судья: И.А. Минеева