Решение о признании бездействия незаконным и о понуждении совершить определенные действия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Павлово 19 ноября 2010 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе Председательствующего судьи Лебедевой В.С.

При секретаре Шегольковой Е. В.,

С участием представителя истца помощника прокурора г. Павлово Ягодиной Ж.Е.,

Представителей ответчиков МОУ ДОД Дороховой И.Д., Гаврилович И.В., Администрации Павловского района Царева Н.Ю.,

Представителей третьих лиц ВОИ Ефановой В.В.;

ГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Молоковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», Администрации Павловского района о признании бездействий по несогласованию с Павловской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов не законным и о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Павловский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Павловский городской суд с исковым заявлением к МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», Администрации Павловского района о признании незаконным бездействия администрации Павловского района и администрации МОУ ДОД «Дворец детского (юношескою) творчества» в части неисполнения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в непринятии мер для обеспечения беспрепятственного доступа граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества, расположенное по адресу: <адрес>; о возложении обязанности на администрацию Павловского района и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» оборудовать вход в здание данного учреждения по вышесказанному адресу специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в срок до 01.08.2011.

В обосновании иска истец в заявлении указал, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства вход в МОУ Дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» не обеспечен специальными приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов в здание.

В целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействий) незаконными, а так же в интересах неопределенного круга лиц. С учетом того, что количество детей-инвалидов проживающих либо временно пребывающих на территории Павловского района, является не постоянным данное заявление предъявляется прокурором в интересах неопределенного круга лиц.

22.07.2010 г. от истца поступило уточненное исковое заявление о признании незаконным бездействие администрации Павловского района и администрации МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово. Выразившиеся в непринятии мер для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово и о возложении на администрацию Павловского муниципального района и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

19.10.2010 года в Павловский городской суд от истца поступило дополнительное исковое заявление о признании незаконным бездействие администрации Павловского района и администрации МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества г. Павлово, выразившееся в непринятии мер для обеспечения беспрепятственного доступа граждан- инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово, расположенное по адресу: <адрес>. и несогласовании с Павловской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, о возложении на администрацию Павловского муниципального района и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса - средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Павлово и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.08.2011.

В судебном заседании представитель истца Ягодина Ж.Е. иск поддержала и пояснила, что согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Представитель ответчика МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» Гаврилович И.В. в судебном заседании пояснила, что с иском прокурора не согласны и не признают по следующим основаниям: так, согласно п. 3 ст. 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009г. №21-3 «О без барьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области»: при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со СНиП, установленные законодательством РФ.

Оснащение действующих объектов специальными приспособлениями для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.

В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам…, собственниками таких объектов должно быть обеспечено удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан. При принятии данного решения учитываются мнения общественных объединений инвалидов».

Согласно п.п. 1.3., 1.6., 2.1 постановления Правительства Нижегородской области от 03.04.2007г. №102 «О формировании без барьерной среды для мало мобильных граждан на территории Нижегородской области»: формирование без барьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области происходит путем организации соответствующих мероприятий при проектировании, строительстве, реконструкции объектов. .. социальной инфраструктуры.

При невозможности полностью обеспечить объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, собственники таких объектов должны осуществлять меры, обеспечивающие минимальные потребности маломобильных граждан.

Беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем выполнения нормативов при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений.

В соответствии с п.4. постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999г. №74/51 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в случаях, когда при реконструкции …. зданий и сооружений,. .. не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.

Согласно п. 6 указанного выше постановления последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются. .. местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Согласно п. 1.1 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан групп населения»: «При новом проектировании и реконструкции общественных... зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения».

В соответствии с абзацами 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «...создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам. ..социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней»,

«В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов».

Исходя из толкования данных норм права, необходимо исходить и из степени социальной значимости объекта.

На сегодняшний момент в ДД(ю)Т не поступало обращений, заявлений детей- инвалидов, их родителей (законных представителей) о приеме в образовательное учреждение, также не поступало заявлений либо предложений от общественных организаций инвалидов.

Администрация ДД(ю)Т принимает меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Педагогический коллектив ДД(ю)Т ежегодно участвует в Декаде инвалидов согласно утвержденного учреждением плана мероприятий. Ежегодно ДД(ю)Т осуществляет выезд на дом к детям-инвалидам и маломобильным группам населения с новогодними поздравлениями (по соглашению с родителями (законными представителями)). Кроме того, в соответствии с предисловием к строительным нормам и правилам СНиП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»: «Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги,. ..доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны)...».

Кроме того, управлением образования администрации Павловского муниципального района, выполняющего функции учредителя ДД(Ю)Т (п.5 Положения об управлении образования администрации Павловского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Павловского района от 02.04.2009г. №8) подготавливается перечень мероприятий для включения в районную целевую программу: «Формирование доступной для маломобильных граждан среды жизнедеятельности в Павловском районе на 2010-2011 гг.» С инициативой по согласованию вопросов по обеспечению удовлетворения минимальных потребностей инвалидов в Павловскую районную организацию Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» не обращались.

Представитель ответчика ДД(Ю)Т - директор Дорохова И.В. поддержала пояснения Гаврилович И.В., пояснив, что даже оборудовав пандусом вход в здание Дворца, внутренняя планировка не даст возможности получит какую-либо услугу маломобильным гражданам, так как ни кабинеты, ни залы не оборудованы соответствующими приспособлениями. Для инвалидов организуют мероприятия и для их проведения выезжают в детские дома, в реабилитационный центр, в коррекционную школу.

Представитель ответчика Администрации Павловского муниципального района Царев Н. Ю. в судебном заседании пояснил, что исковым требованиями не согласны по следующим основаниям:

Во-первых, в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, кроме Федерального закона №-181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» действуют также следующие нормативные правовые акты: Закон Нижегородской области от 05.03.2009 года №-21-3 «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области»; Постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 года №-102 «О формировании безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области», которым утвержден порядок взаимодействия органов исполнительной власти при формировании доступной для маломобильных граждан среды жизнедеятельности, также органам местного самоуправления рекомендовано образовать комиссии по содействию в создании условий по формированию доступной для маломобильных граждан среды жизнедеятельности: Постановление Правительства Нижегородской области от 19.05.2009 года №-300 «Об утверждении областной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» на 2010-2013 годы». Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, принятый совместным Постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 года №-74/51 (РДС 35-201-99).

Во-вторых, в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами:

- формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области происходит путем организации соответствующих мероприятий при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства,инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры (пункт 1.3. Постановления Правительства Нижегородской области №-102 от 03.04.2007 года);

- при невозможности полностью обеспечить объекты социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, собственники таких объектов должны осуществлять меры, обеспечивающие минимальные потребности маломобильных граждан (пункт 1.6. Постановления Правительства Нижегородской области №-102 от 03.04.2007 года);

- беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем выполнения нормативов при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонтезданий, строений и сооружений (пункт 2.1. Постановления Правительства Нижегородской области №-102 от 03.04.2007 года);

- органы местного самоуправления вправе создавать комиссии по содействию в создании условий по формированию доступной для маломобильных граждан среды жизнедеятельности (пункт 2.3. Постановления Правительства Нижегородской области №-102 от 03.04.2007 года);

- оснащение действующих объектов специальными приспособлениями и оборудованием для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и капитального ремонта,если планировка позволяет осуществить эти работы (абзац 2 пункта 3 статьи 3 Закона Нижегородской области №-21-3 от 05.03.2009 года);

- объекты социальной инфраструктуры оснащаются, в том числе пандусами, - в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта(пункт 3 статьи 5 Закона Нижегородской области №-21-3 от 05.03.2009 года);

- в случаях невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, собственниками таких объектов должно быть обеспечено удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан (абзац 3 пункта 3 статьи 5 Закона Нижегородской области №-21-3 от 05.03.2009 года);

- муниципальные расходы на создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в местном бюджете (статья 6 Закона Нижегородской области №-21-3 от 05.03.2009 года);

- в случаях, когда при реконструкции зданий не могут быть выполнены в полном объеме требований действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения, обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов (статья совместного Постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 года №-74/51)

- разработка проектных решений на реконструкциюзданий без приспособления для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается (абзац 2 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года),

- созданий условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (абзац 3 статьи 15 Федерального закона №-181-ФЗ от 24.11.1995 года),

- в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (абзац 4 статьи 15 Федерального закона № 181- ФЗ от 24.11.1995 года).

В- третьих, администрацией Павловского муниципального района в порядке реализации указанных выше нормативных правовых актов:

- издано Распоряжение № 1454 от 14.07.2009 года создана межведомственная комиссия по вопросам содействия в создании условий по формированию доступной среды инвалидов среды жизнедеятельности,

- утвержден План организационных мероприятий на 2010 год по контролю за соблюдением правил доступности при проектировании, строительстве, содержании и эксплуатации социально-значимых объектов, согласно которому запланировано проведение инвентаризации объектов на предмет оснащения специальными приспособлениями и оборудованием, создающими условия для доступности инвалидов, поставлена цель по разработке межведомственной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Павловском районе на 2011-2014 годы». После утверждения указанной целевой Программы в бюджете района будут предусмотрены реальные финансовые средства, как того требует указанные выше нормативные правовые акты, для выполнения мероприятий, утвержденных в Программе, то есть Администрацией приняты принимаются меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по вопросам ведения и полномочий Администрации.

Таким образом, Администрация не согласна с требованиями истца о признании незаконным бездействия Администрации и обязании Администрации оборудовать вход в здание, а была бы согласна с требованиями истца изложенными в следующей редакции: «Возложить на Администрацию Павловского муниципального района и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» обязанность при проведении реконструкции здания учреждения или при проведении его планового капитального ремонта спланировать проектирование и выполнение работ по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломоблильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными законодательством РФ».

Представитель третьего лица Министерства социально политики Нижегородской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, согласно имеющегося в материалах дела отзыва /л.д.65-66/, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, по существу предъявленных требований поясняют следующие, согласно части 1 статьи 5 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 № 21-3 «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» (далее - Закон) объекты и учреждения образования и науки относятся к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан. Перечень специальных приспособлений и оборудования, которыми оснащаются объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и благоустройства определен частью 3 статьи 5 Закона. Таким образом, МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» относится к объектам, которые должны быть оснащены специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан в соответствии с законом. По информации территориального органа Министерства, управления социальной защиты населения Павловского района (письмо от 22.06.2010 г. №40551-474) в результате проведенного членами межведомственной комиссии по вопросам содействия в создании условий по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, созданной под председательством заместителя главы местного самоуправления Павловского района (далее Комиссия), обследования выявлено, что вход в здание МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» не оборудован поручнями и пандусами. Учитывая вышеизложенное, Министерство считает исковые требования и.о. Павловского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ГУ « Реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями Павловского района» Молокова Т.Л. пояснила, что в г. Павлово и Павловском районе по официальным данным числиться 480 детей-инвалидов. Среди них всего 47 детей с детским церебральным параличом и дефектами опорно-двигательного аппарата. ДД(Ю)Т регулярно выезжают в ГУ «Реабилитационный центр…» и проводят определенные мероприятия. Такую работу ДД(Ю)Т оказывает на протяжении 7 лет, т.е. все время, как существует реабилитационный центр. Для занятий с маломобильными детьми, инвалидами необходима лицензия. ГУ существует 7 лет, занимается реабилитацией детей - инвалидов.

Представитель третьего лица Павловской районной организации Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Ефанова В.В. пояснила, что сама она была в здании Дворца. Действительно, здание построено таким образом, что даже если будет оборудовано пандусами, при помощи которых можно будет инвалидам попасть внутрь, то дальше фойе первого этажа они никуда не смогут попасть. Ни администрация района, ни администрация дворца не обращались в районную организацию инвалидов по вопросам согласования мер, обеспечивающих минимальные потребности инвалидов.

Выслушав объяснения истца, ответчиков, исследовав материалы дела суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ч. 3 ст. 3. Закона Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации.

Оснащение действующих объектов специальными приспособлениями и оборудованием для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.

В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должно быть обеспечено удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан. При принятии данного решения учитываются мнения общественных объединений, осуществляющих защиту прав и интересов маломобильных граждан.

Согласно п.п. 1.3, 1.6, 2.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 N 102 "О формировании безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области"

1.3. Формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области происходит путем организации соответствующих мероприятий при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

1.6. При невозможности полностью обеспечить объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, собственники таких объектов должны осуществлять меры, обеспечивающие минимальные потребности маломобильных граждан.

2.1. Беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем выполнения нормативов при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений, их частей и объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктур.

Согласно предисловиям к строительным нормам и правилам СНиП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»: «Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги».

В судебном заседании было установлено, что муниципальное образовательное учреждение дворец детского творчества представляет собой 3-х этажное здание 1976 года постройки. Выстроено в соответствии со СНиПами, действующими на тот период времени. Вход в здание не оборудован пандусами. Здание расположено в парковой зоне. Напротив фасадной стороны здания расположена Аллея Героев. Устройство пандуса технически невозможно…/л.д. 69-71/.

Согласно Распоряжению Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области № 2993 от 16.09.2010 года «О создании комиссии» в целях привлечения специалистов в архитектурно-строительной сфере для определения техническо-строительной возможности выполнения требований действующих нормативных документов в части доступности муниципальных объектов социальной инфраструктуры для маломобильных граждан (в том числе устройство пандусов и поручней на наружной лестнице) создана комиссия в следующем составе: ФИО5 - председатель комиссии, председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации Павловского района, члены комиссии: ФИО6 - начальник Управления капитального строительства Администрации Павловского района, ФИО7 - директор МУ «Архпроект», ФИО8 - директор МУ «Стройтрест № 15», ФИО9 - директор ООО «Стройбазис» (по согласованию), главы администраций муниципальных образований, входящих в состав Павловского муниципального района (по согласованию), на территории которых производится обследование объектов социальной инфраструктуры /л.д.68/.

Согласно протоколу от 17.09.2010 года выездного заседания комиссии по определению техническо-строительной возможности выполнения требований действующих нормативных документов в части выполнения строительных работ по устройству пандуса и поручней на наружной лестнице здания МОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества, расположенного по адресу: <адрес> для доступности маломобильных граждан, устройство пандуса технически невозможно, так как при существующей высоте крыльца (как центрального, так и запасного) уклон лестничного марша составляет более 5%, а допустимый уклон при устройстве пандусов не должен превышать 5%. При выдерживании уклона при устройстве пандусов в 5% сама длина пандуса будет составлять более 7 метров, и разместить его без ограничения условий жизнедеятельности других групп населения и эффективности эксплуатации здания, как того требуют Строительные нормы и правила, не предоставляется возможным. В соответствии со СНиП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (раздел «Введение») «проектно- организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение требуемой услуги».То есть, даже если бы существовала реальная возможность устройства пандусов и поручней на наружной лестнице здания в соответствии с требованиями строительных норм и правил, то реальное беспрепятственное получение требуемой услуги маломобильными гражданами в данном случае не обеспечивалось бы, так как само устройство входа, входные двери в здание и внутренняя планировка здания, спроектированного и построенного более 30-ти лет назад, этого не позволяют и для этого требуется проведение капитального ремонта с реконструкцией указанного здания, как того и требует руководящие документы в данной сфере /л.д.69-71/.

Согласно протоколу от 10.11.2010 г. выездного дополнительного заседания комиссии планировка блока дверных устройств при входе в здание не позволяет осуществлять доступ маломобильных граждан в само здание. Планировка лестниц, отсутствие специальных лифтов не позволят осуществлять доступ маломобильных граждан в различные помещения здания для беспрепятственного получения ими требуемых услуг; планировка спортивного зала с отсутствием мест для зрителей не позволяет осуществлять доступ маломобильным гражданам на спортивные и оздоровительные мероприятия; расположение актового зала на 2-м этаже здания и его внутренняя планировка ( расстояние между рядами, креслами, расположение эвакуационных путей) не позволяют разместить инвалидные кресла и коляски; планировка самих различных помещений в здании также не позволяют беспрепятственно получать маломобильным гражданам требуемые услуги. Таким образом, для устранения указанных препятствий для получения маломобильными гражданами требуемых от учреждения услуг требуется проведение капитального ремонта здания с реконструкцией помещений, как того и требуют руководящие документы в данной сфере. /л.д. 135-136/.

Данные факты нашли подтверждение в судебном заседании также в показаниях представителей ответчиков, а также третьего лица представителя Павловской районной организации « Всероссийского общества инвалидов» Ефановой В.В..

То есть, суду не представлено доказательств того, что при наличии пандуса при входе в здание дворца детского творчества, маломобильные граждане могут получить те услуги, для которых существует данное здание, так как конечная цель обустройства входа в здание пандусом предполагает беспрепятственное получение услуги такими гражданами, но не доступность здания.

Кроме того, согласно типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 с изменениями) п. 27. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства /л.д. 104/. Из чего следует, что МОУ ДОД в своем положении об учреждении предусмотрело оказание услуги маломобильным гражданам по месту жительства.

Из пояснений представителя третьего лица ГУ « Реабилитационный центр…» Молоковой Т. следует, что МОУ ДОД оказывает некоторый вид услуг, выезжая к инвалидам в реабилитационный центр.

В судебном заседании установлено, что Администрация Павловского района и Администрация МОУ ДОД Дворец детского творчества г.Павлово допустили бездействие и не согласовывали с Павловской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Данное обстоятельство признали и представители ответчиков в судебном заседании. Данный факт подтвердил представитель Павловской организации инвалидов Ефанова В.В..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца детского ( юношеского) творчества г. Павлово Нижегородской области, Администрации Павловского района Нижегородской области по несогласованию с Павловской районной организацией Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В удовлетворении остальной части иска Павловского городского прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10-дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: В. С. Лебедева