Решение о признании недействующим Решения Городской Думы г.Горбатов от 18.03.10г. за №25 `Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования г.Горбатов`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Гучина С.В., представителя заинтересованного лица Городской Думы г. Горбатов Самохваловой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в порядке ст. 251 ГПК РФ по заявлению

Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим решения Городской Думы г. Горбатов от 18.03.2010 года №25 «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования г. Горбатов»,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Павловский городской суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании недействующим решения Городской Думы г. Горбатов от 18.03.2010 года №25 «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования г. Горбатов». В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

Нижегородской природоохранной прокуратурой в рамках надзора за законностью правовых актов установлено противоречие федеральному законодательству решения Городской Думы г. Горбатов Павловского района Нижегородской области «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования город Горбатов» от 18.03.2010 года №25.

Упомянутые Правила приняты с целью обеспечения эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья и жизни людей, устанавливают порядок регистрации, содержания животных на территории города Горбатов, а также предписывают выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней домашних животных и борьбе с этими болезнями.

Вышеназванные Правила не соответствуют требованиям законодательства по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О ветеринарии» №4979-1 от 14.05.1993 года, под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О ветеринарии» №4979-1 от 14.05.1993 года, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Органы местного самоуправления упомянутым федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области ветеринарии.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, санитарно - эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятныеусловия его жизнедеятельности. Одними из основных факторов среды обитания являются биологические факторы (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), воздействие которых на человека может привести к инфекционным заболеваниям и возможность передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления упомянутым федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.п. 1,4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты недолжны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 14 вышеназванного закона приведен перечень вопросов местного значения поселения, которым не предусмотрены полномочия органа местного значения поселения по регулированию отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения.

Таким образом, принятие правовых актов и контроль за их исполнением в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения, не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

Нижегородским природоохранным прокурором 06.05.2010 года в Городскую Думу г. Горбатов Павловского района Нижегородской области принесен протест с требованием отменить «Правила содержания животных на территории населенного муниципального образования город Горбатов». Однако представительным органом местного самоуправления протест отклонен.

Прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу решение Городской Думы г. Горбатов Павловского района Нижегородской области «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования город Горбатов» от 18.03.2010 года №25.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить. Полагает, что Правила содержания домашних животных на территории населенного муниципального образования город Горбатов приняты и утверждены Городской Думой г. Горбатов с превышением своих полномочий.

Прокурор пояснил, что названные Правила приняты, в том числе, с целью обеспечения эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья и жизни людей, устанавливают порядок регистрации, содержания животных на территории города Горбатов, а также предписывают выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней домашних животных и борьбе с этими болезнями. Т.е. Правила регулируют отношения в области ветеринарии.

Органы местного самоуправления федеральным законодательством не наделены полномочиями правового регулирования в этой области. Принятие правовых актов и контроль за их исполнением в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления и органы местно самоуправления не имеют права принимать нормативные акты, регулирующие данные отношения.

Принимая данные правила, Городская дума г.Горбатов превысила пределы своей компетенции. Оспариваемое решение Городской Думы г.Горбатов не может быть отменено в части, т.к. данным решением утверждены Правила в полном объеме, а значит и те его пункты, которые регулируют отношения в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В случае подготовки новой редакции данных Правил Городской думой г.Горбатов природоохранная прокуратура готова провести проверку проекта Правил и дать соответствующее заключение. В Нижегородской области по аналогичным заявлениям природоохранного прокурора отменено большое количество решений органов местного самоуправления об утверждении подобных Правил.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ о разграничении полномочий, надзор за законностью в области ветеринарии возложен на специализированную природоохранную прокуратуру. Поэтому Павловская городская прокуратура возможно и не проверяла данные Правила.

Представитель заинтересованного лица (Городская Дума г. Горбатов) Самохвалова Т.П. в судебном заседании не согласилась с требованиями Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора и пояснила, что указанные правила приняты представительным органом местного самоуправления на основании рекомендаций постановления Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 года №919 и требований ст.2.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. Целью этих правил является не обеспечение эпидемиологического и ветеринарного благополучия людей и предписаний в области ветеринарии (этим должны заниматься соответствующие службы), а отражение тех моментов, которые могут привести при ненадлежащем содержании животных, к жалобам со стороны граждан (определение мест выгула, правила выгула и содержания животных, права и обязанности граждан при содержании животных и так далее) и последующим обращении их в суд. Правила содержания животных на территории муниципального образования г. Горбатов прошли проверку в государственно-правовом департаменте Нижегородской области и Павловской городской прокуратуре. При этом они были признаны не противоречащими действующему законодательству. Письменный отзыв на исковое заявление приобщен к материалам дела (л/д.20). Правила содержания домашних животных, принятые в Нижегородской области, рекомендуют принять аналогичные правила и органам местного самоуправления. Поэтому они и разработали и приняли данные Правила. Не все пункты Правил, утвержденных оспариваемым прокурором решением Городской Думы г.Горбатов содержат нормы ветеринарного и санитарного законодательства. Им бы хотелось, чтоб природоохранная прокуратура указала конкретно, какие пункты правил не соответствуют закону, т.к. их нормативные акты проверяла Павловская городская прокуратура и не сделала им замечаний.

Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив, собранные по делу, доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Павловский городской суд с заявлением о признании недействующим решения Городской Думы г. Горбатов от 18.03.2010 года №25, которым были утверждены «Правила содержания животных на территории муниципального образования г. Горбатов».

Из материалов дела установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в рамках надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления проведена проверка.

В ходе данной проверки установлено противоречие федеральному законодательству решения Городской Думы г. Горбатов Павловского района Нижегородской области «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования город Горбатов» от 18.03.2010 года №25.

Данные Правила приняты с целью обеспечения эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья и жизни людей, устанавливают порядок регистрации, содержания животных на территории города Горбатов, а также предписывают выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней домашних животных и борьбе с этими болезнями. Данные Правила обнародованы 19.03.2010 года.

Указанные Правила не соответствуют требованиям законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «з» п.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

В соответствии с п.5 ст.76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместно ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О ветеринарии» №4979-1 от 14.05.1993 года, под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии со ст.2 1 ФЗ РФ «О ветеринарии» №4979-1 от 14.05.1993 года, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Как видно из приведенных норм Закона, органы местного самоуправления упомянутым федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области ветеринарии.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Одними из основных факторов среды обитания являются факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии со ст.3 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы местно самоуправления данным Федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст.7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 года приведен перечень вопросов местного значения поселения, которым не предусмотрены полномочия органа местного значения поселения по регулированию отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения.

Таким образом, принятие правовых актов и контроль за их исполнением в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления и решение Городской Думы г.Горбатов «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования город Горбатов» от 18.03.2010 года №25 противоречит действующему законодательству, т.к. данное решение принято с превышением полномочий указанного органа, установленных законодательством, поскольку Городская Дума г. Горбатов приняла и утвердила Правила, регулирующие отношения в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Нижегородским природоохранным прокурором 06.05.2010 года в Городскую Думу г. Горбатов Павловского района Нижегородской области принесен протест с требованием отменить «Правила содержания животных на территории населенного муниципального образования город Горбатов». Однако представительным органом местного самоуправления протест отклонен.

Доводы представителя заинтересованного лица (Городская Дума г. Горбатов) Самохваловой Т.П. о том, что указанные Правила приняты представительным органом местного самоуправления на основании рекомендаций постановления Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 года №919 и требований ст.2.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и поэтому решение Городской Думы г.Горбатов об утверждении данных Правил является законным, суд находит несостоятельными, поскольку это не исключает вступление указанных Правил в противоречие с действующим Федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, 2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. 3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. 4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора является обоснованным, доказанным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 251,253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим решения Городской Думы г. Горбатов от 18.03.2010 года №25 «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования г. Горбатов» удовлетворить.

Признать решение Городской Думы г. Горбатов Павловского района Нижегородской области «Об утверждении Правил содержания животных на территории муниципального образования город Горбатов» от 18.03.2010 года №25 противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток.

Судья А.Ю. Макаров.