Решение о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязании назначить указанную пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Завьяловой Н.А., с участием истицы Судаковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Судаковой Т.В. к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Судакова Т.В. обратилась в Павловский городской суд с иском к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию. В обоснование заявленных требований истица указала следующее.

25.10.2010 года Судакова Т.В. обратилась в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Письмом без номера и даты в ноябре 2010 года ей было отказано в назначении указанной пенсии ввиду недостаточности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж Судаковой Т.В. составляет восемь месяцев двадцать восемь дней в должности полировщика, занятого полировкой изделий из металла с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Период работы в качестве маляра в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был зачтен в специальный стаж, поскольку не было документов, уточняющих характер льготной работы и постоянную занятость. Никакого разъяснения от УПФ РФ по Павловскому району о том, какие документы необходимо предоставить дополнительно, Судаковой Т.В. дано не было.

Судаковой Т.В. были собраны недостающие документы (справка МП «Павловский строительный трест №15» от 13.12.2010 года, заключение Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере Защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Павловском районе от 20.12.2010 года), и 20.12.2010 года было направлено повторное заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Письмом № от 14.01.2011 года Судаковой Т.В. было отказано в назначении указанной пенсии повторно.

ДД.ММ.ГГГГ Судаковой Т.В. исполнилось 52 года. Период ее работы в качестве маляра с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил пять лет десять месяцев шестнадцать дней. Период работы в качестве полировщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил восемь месяцев двадцать восемь дней. Всего специальный трудовой стаж Судаковой Т.В. составляет 6 лет 7 месяцев 14 дней. Общий страховой стаж на момент обращения в УПФ РФ по Павловскому району составил более 20 лет.

Считает, что у нее имеются все законные основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В процессе своей работы в качестве маляра Судакова Т.В. постоянно имела контакт с красками, в которые входят вещества 3-4 класса опасности. Доказательствами ее работы в качестве маляра являются записи в трудовой книжке, архивная справка о назначении заработной платы в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15 за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Факт ее работы в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности подтверждается справкой МП «Павловский строительный трест №15» № от 13.12.2010 года, уточняющей льготный характер ее работы в указанный период времени, заключением Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере Защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Павловском районе от 20.12.2010 года № о содержании вредных веществ 3 и 4 класса опасности в красках, используемых при работе Судаковой Т.В.

Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать УПФ РФ по Павловскому району назначить указанную пенсию.

В судебном заседании истица Судакова Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, подтвердила изложенные в иске обстоятельства и пояснила также, что она в указанный период постоянно работала ХРУОР треста №15 в качестве маляра в бригаде маляров. Их бригада занималась только покраской. Они работали с нитрокрасками. Заняты на работе они были полный рабочий день при полной рабочей неделе. Работы было много и поэтому простоев не было. Ей работа нравилась. Но она была вынуждена уволиться с этой работы, т.к. у нее из носа стала постоянно течь кровь и ей доктор порекомендовал уйти с этой работы. На работе за вредность им выдавали спецодежду, спецжиры, были также дополнительные дни к отпуску. Многие работники, работавшие вместе с ней в бригаде, вышли на пенсию досрочно в связи с льготным характером работы. При этом время работы в ХРУОР треста №15 в качестве маляров было зачтено в их специальный стаж. Она сама не успела получить справку в ХРУОР треста №15 о специальном стаже, т.к. ХРУОР треста №15 уже не существует. На взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины не настаивает.

Изложенные истицей обстоятельства в судебном заседании полностью подтвердили свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3, которые работали вместе с ней в одной бригаде, а ФИО2 являлась бригадиром.

Представитель ответчика (УПФ РФ по Павловскому району) в судебное заседание не явился. Однако представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Судаковой Т.В. не признает. В отзыве на исковое заявление иск Судаковой Т.В. не признают, полагая, что у нее не имеется необходимого специального стажа. Письменные возражения на иск приобщены к материалам дела.

В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В соответствии с изложенным, учитывая заявление представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица (МП «Павловский строительный трест №15»), будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом мнения истицы, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения истицы, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Судаковой Т.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 «Об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» был утвержден Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В соответствии с разделом 33 «Общие профессии», указанного списка, данными льготами пользуются: маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

В соответствии с п.5 Разъяснения Министерства Труда РФ №5 от 22.05.1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе пенсионного страхования является трудовая книжка.

Как установлено в судебном заседании, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Судакова Т.В. работала в качестве маляра в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 13). Факт ее работы в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности подтверждается справкой МП «Павловский строительный трест №15» № от 13.12.2010 года, уточняющей льготный характер ее работы в указанный период времени (л/д.10), а также заключением Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере Защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Павловском районе от 20.12.2010 года № о содержании вредных веществ 3 класса опасности в красках, используемых при работе Судаковой Т.В. (л/д.11). Кроме того, доказательством ее работы в качестве маляра является архивная справка о назначении заработной платы в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15 за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (л/д.15).

Также Судакова Т.В. представила в судебное заседание копию решения Павловского городского суда от 05.02.2008 года, в соответствии с которым, ФИО4, работавшей вместе с Судаковой Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды были зачтены в льготный стаж и ей была назначена пенсия ранее установленного срока.

Также период работы Судаковой Т.В. в качестве маляра в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15 в судебном заседании был подтвержден показаниями свидетелей.

Суд считает доказанным тот факт, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Судакова Т.В. работала в качестве маляра в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста №15 и была занята полный рабочий день при полной рабочей неделе по своей основной работе.

Кроме того, суд находит доказанным тот факт, что в процессе своей работы в качестве маляра Судакова Т.В. постоянно имела контакт с красками, в которые входят вещества 3 класса опасности. Доказательств обратного суду не представлено.

Конституцией РФ установлено, что Россия является демократическим правовым государством (ст.1 ч.1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

Как установил Конституционный Суд РФ федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).

Также, Конституционный Суд РФ указал, что конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории, своих пенсионных прав.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 9 говорится, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Суд находит установленным тождественность работы, выполняемой Судаковой Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и работы маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, предусмотренной вышеназванным Списком №2. Поэтому суд считает, что данный период работы подлежит зачислению в специальный стаж работы, дающий Судаковой Т.В. право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.

При этом суд считает доказанным, что, работая в должности маляра, Судакова Т.В., по условиям, специфике, роду и характеру деятельности постоянно имела контакт с красками, в которые входят вещества 3 класса опасности.

Суд учитывает также, что в случае отказа Судаковой Т.В. в удовлетворении ее исковых требований о включении указанного спорного периода в ее специальный стаж, будет нарушен конституционный принцип равенства, поскольку ФИО4, работавшей вместе с Судаковой Т.В., периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зачтены в льготный стаж и ей была назначена пенсия ранее установленного срока.

При включении спорного периода в специальный стаж Судаковой Т.В., ее стаж на работах с тяжелыми условиями труда составит: 6 лет 7 месяцев 14 дней, т.е. более половины установленного п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 10-летнего срока. ДД.ММ.ГГГГ Судаковой Т.В. исполнилось 52 года. Ее страховой стаж более необходимых для назначения досрочной пенсии по старости 20 лет (данное обстоятельство никем не оспаривается). В связи с этим, трудовая пенсия Судаковой Т.В. может быть назначена с уменьшением пенсионного возраста.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Судаковой Т.В. являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Судаковой Т.В. к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию удовлетворить.

Признать за Судаковой Т.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Включить в специальный трудовой стаж Судаковой Т.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период ее работы в качестве маляра в Хозрасчетном участке отделочных работ Треста № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать УПФ РФ по Павловскому району назначить Судаковой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 22.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.

Судья А.Ю. Макаров.