о признании права на досрочную трудовую пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года                                                                                   г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Кондратовой М.Ю., с участием истца Коровинского А.Б., представителя истца - Коровинской Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Коровинского А.Б. к УПФ РФ по Павловскому району о включении периодов работы в общий трудовой стаж и признании права на льготную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Коровинский А.Б. обратился в Павловский городской суд с иском к УПФ РФ по Павловскому району о включении периодов работы в общий трудовой стаж и признании права на льготную трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

В настоящее время Коровинскому А.Б. необходимо уйти на пенсию по вредности. Однако у него не хватает стажа. Просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 06.08.1987 года по 06.08.1988 года. В указанный период он отбывал наказание по приговору Павловского городского суда от 06.08.1987 года. Кроме того, просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 12.06.1972 года по 12.04.1974 года, в который он работал на химии в г. Н.Новгород в СМТ. Коровинский А.Б. направлял запрос в «Промстрой» треста , но ему ответили, что такой организации больше нет.

Просит включить указанные периоды в трудовой стаж и признать за ним право на льготную пенсию.

В судебном заседании истец Коровинский А.Б. и его представитель Коровинская Л.Е. поддержали заявленные требования в полном объеме, подтвердили изложенные в иске обстоятельства и пояснили также, что в его трудовой книжке имеется запись о его работе с 6.08.1987 года по 6.08.1988 года на заводе. Но также имеется запись о том, что данный период не засчитывается в общий трудовой стаж, т.к. он отбывал приговор суда по исправительным работам. С 1972 по 1974 год он работал в «Промстрое» в г.Горьком (имеется справка). Этот период следует зачесть в его трудовой стаж. Также истец просит зачесть время его работы в 1976 году, когда он находился в местах лишения свободы и работал там. В подтверждение этого предоставляется справка.

Представитель ответчика (УПФ РФ по Павловскому району) в судебное заседание не явился, но представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Коровинского А.Б. не признает по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.2, п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. При назначении им пенсии применяется Список №2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. Кроме того, к периодам работ, выполнявшимся до 01.01.1992 года, может применяться Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173. Согласно п.1 ст.1 указанного Закона, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным Законом. Пунктом 1 ст.13 Закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями. Согласно п.4 ст.13 Закона, правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу УК РФ устанавливалось УК РСФСР (ст.27) и отбывалось осужденным, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом ИТК РСФСР. По общему правилу, которое устанавливалось ст.94 ИТК РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке. Закон РФ от 12.06.1992 года «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР» устранил ограничения в части включения периода отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж и только с 21.07.1992 года появилась возможность в общий трудовой стаж включать периоды исправительных работ. Поэтому периоды отбывания наказания в виде исправительных работ с 12.06.1972 года по 12.04.1974 года и с 06.08.1987 года по 06.08.1988 года (до 21.07.1992 года) не подлежат включению в общий трудовой стаж. Считает, что Коровинскому А.Б. было обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 20.04.2011 года по причине недостаточности страхового стажа (требуется 25 лет, а имеется 21 год 2 месяца 1 день).

Заслушав пояснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Коровинского А.Б. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с п.1 ст.13 Закона, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п.4 ст.13 Закона, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с п.6 раздела 2 данных правил «Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

В соответствии с п.1 п.п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 «Об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» был утвержден Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Кроме того, к периодам работ, выполнявшимся до 01.01.1992 года, может применяться Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173.

Наличие необходимого специального стажа у истца не оспаривается ответчиком. Однако, ответчик считает, что у истца не достает требуемых 25 лет общего трудового стажа.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось ст. 27 Уголовного кодекса РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось помимо ст. 27 УК РСФСР, также ст. 94 ИТК РФ, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

В соответствии со статьей 368 УПК РСФСР при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда.

Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года были внесены изменения в ст. 38, 94 ИТК РСФСР, в соответствии с которыми время отбывания исправительных работ засчитывалось в общий трудовой стаж. Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, ни постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 г. - даты официального опубликования настоящего Закона.

Как следует из определения ВС РФ от 26.11.2010 года №45-В10-21, по общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Закон РФ от 12.06.1992 года «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР» устранил ограничения в части включения периода отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж. Указанный Закон был опубликован в «Российской Газете» 21.07.1992 года №164.

Следовательно, только с 21.07.1992 года появилась возможность в общий трудовой стаж учитывать периоды исправительных работ.

Суд также считает, что время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии, если этот период работы имел место после 1 сентября 1992 года.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2989-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" принятая этим Законом в новой редакции часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 1 сентября 1992 года. Обратной силы данная норма не имеет.

В связи с внесением изменения в часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в пункте 1.1 которой также указано, что положение части 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 1 сентября 1992 года.

После внесения изменений в часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном названной инструкцией, но только с 1 сентября 1992 года.

Как установлено в судебном заседании, Коровинский А.Б. 20.04.2011 года обратился в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 10.05.2011 года ему было отказано в назначении данной пенсии по причине недостаточности страхового стажа (л/д.12).

Как видно из представленных материалов дела, Коровинский А.Б, осужден 25.04.1972 года Богородским районным судом Горьковской области по ст.206 ч.2 УК РСФСР к четырем годам лишения свободы. С 09.02.1972 года по 12.06.1972 года он содержался в СИЗО №1 г. Горький. 12.06.1972 года освобожден из СИЗО №1 по определению Советского районного суда г. Горький от 05.04.1972 года, в соответствии с Указом ПВС СССР от 17.02.1972 года условно на три года 8 месяцев 4 дня с направлением на стройки народного хозяйства: г. Горький, трест №2 «Промстрой». Определением Сормовского районного суда г. Горький от 12.05.1974 года возвращен в места лишения свободы сроком на 3 года 7 месяцев 27 дней (л/д.11).

Кроме того, приговором Павловского народного суда Горьковской области от 06.08.1987 года Коровинский А.Б. был осужден к исправительным работам сроком на 12 мес. (запись №9 в трудовой книжке л.д.8).

Согласно представленным справкам Коровинский А.Б. в период отбывания им наказания в виде лишения свободы в 1976 году работал с января по декабрь 1976 года (11 мес. 5 дней).

На основании вышеизложенных нормативных актов суд приходит к выводу о том, что включение в общий трудовой стаж для назначения истцу пенсии времени его работы в местах лишения свободы с 1972 по 1974 год, в 1976 году, а также времени исправительных работ с 1987 по 1988 год противоречит действующему законодательству и удовлетворению не полежит.

Поэтому время работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы с 12.06.1972 года по 12.04.1974 года, с января по декабрь 1976 года, периоды отбывания наказания в виде исправительных работ и с 06.08.1987 года по 06.08.1988 года (т.е. все периоды до 21.07.1992 года) не подлежат включению в общий трудовой стаж истца Коровинского А.Б.

Таким образом, на момент обращения в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у Коровинского А.Б. не имелось требуемого законом страхового стажа 25 лет. Общий страховой стаж Коровинского А.Б. составил 21 год 2 месяца 1 день.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Коровинского А.Б. являются необоснованными, недоказанными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Коровинского А.Б. к УПФ РФ по Павловскому району о включении периодов работы в общий трудовой стаж и признании права на льготную трудовую пенсию по старости отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2011года.

Судья                                                                                                А.Ю. Макаров.