о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Павлово                                                                                 03 ноября 2011 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе Председательствующего судьи Лебедевой В. С.

при секретаре Щегольковой Е. В.,

с участием истца Комаровой Р. Ф., представителя истца Уткиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Комаровой Р.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный стаж периодов работы, о возложении на ответчика обязанности назначить указанную пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Павловскому району Нижегородской области /далее - УПФ РФ / о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж работы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истец Комарова Р. Ф. исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем.

Представитель истца Уткина Н.В. пояснила, что 19.09.2011 г. в назначении указанной пенсии Комаровой Р. Ф. было отказано. При этом ответчик включил в ее специальный стаж 2 года 7 месяцев 3 дня, и было отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве изготовителя натуральной колбасной оболочки в Павловском мясокомбинате, что составляет 7 лет 8 месяцев 16 дней. Основанием отказа указано то, что по представленным документам не представляется возможным документально подтвердить занятость полный рабочий день при полной рабочей неделе, выписка из индивидуального лицевого счета не содержит сведений об особых условиях труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С отказом УПФ РФ по Павловскому району Комарова Р. Ф. не согласна, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с требованием о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 50 лет. При обращении к ответчику она полагала, что имеет необходимый специальный стаж работы 10 лет для назначения указанной пенсии, а также страховой стаж более 20 лет. Однако, истец уточняет, что действительно, в 1997 г. работники мясокомбината вынуждены были брать административные отпуска. Комарова Р.Ф., также, как и Золотова Л.А., которой уже назначена досрочная трудовая пенсия, оформляла в течение 1997 г. административные отпуска, общей продолжительностью 1 месяц 22 дня в периоды: с 02.01по ДД.ММ.ГГГГ, с 03.03. по ДД.ММ.ГГГГ, с 29.04. по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,которые согласна исключить из специального стажа. Но, даже исключив данные периоды, у нее имеется специальный стаж работы, а именно 10 лет 01 месяц 27 дней.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно п.2 вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Правительством РФ приняты постановления от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессией и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старост соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с Постановлением № 537 от 18.07-2002 г. при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

В соответствии со списком №2, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 правом на досрочное пенсионное обеспечен по возрасту (по старости) на льготных условиях пользуются изготовители натуральной колбасной оболочки кишечного производства.

Согласно записи в трудовой книжке Комарова Р. Ф. была принята на работу на Павловский мясокомбинат с ДД.ММ.ГГГГ в качестве изготовителя натуральной колбасной оболочки и проработала в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время не возможно представить справку, уточняющую характер работы и условия труда, в связи с тем, что Павловского мясокомбината уже не существует. Однако согласно архивной справки по документам за 1989 - 1999 г. указана ее должность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указана, как изготовитель натуральной колбасной оболочки. Указанный период работы Комаровой Р. Ф. на Павловском мясокомбинате проходил на одном и том же месте в одной и той же должности - изготовителя натуральной колбасной, оболочки кишечного производства. В указанный период времени она выполняла одну и ту же работу по обработке кишок на операциях: вязка кишок в пучки или пачки с установленным количеством узлов и указанием их калибра; надувание кишок для сушки. Дополнительная зачистка кишок вручную после шлямовки на машине. Выгрузка из тары соленого кишечного сырья, промывка его в рассоле и укладка по сортам и калибрам в соответствии с товарными отметками. При обработке кишок свиней - замочка черев и разборка их после замочки. При обработке кишок крупного рогатого скота - промывание и освобождение от содержимого, удаление слизистой оболочки (шлямовка) кругов, толстых черев и синюг на машине и вручную; полная обработка проходников и пищеводов (пикал). В указанный период работы Комаровой Р. Ф. предоставлялся дополнительный отпуск, выдавалось дополнительное питание за работу в тяжелых условиях труда. Спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день увольнения согласно данным трудовой книжки) составляет 7 лет 8 месяцев 16 дней, исключив период административных отпусков в 1997г. специальный стаж составит, как уже было указано 10 лет 01 месяц 27 дней.

От ответчика УПФ РФ по Павловскому району поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя /л.д. 21/, иск не признают, так как считают, что период с 01.01.1992г. по 30.09.1999г. не подтверждается документами занятость Комаровой Р.Ф. полный рабочий день при полной рабочей неделе в связи с тем, что в документах пенсионного дела имеется пояснительная записка предприятия о том, что в течение каждого рабочего дня 1997 г. работники были заняты менее 80% рабочего времени. Кроме того, выписка из индивидуального ( персонифицированного) лицевого счета Комаровой Р.Ф. не содержит сведений об особых условиях труда за период с 01.01. 1997г. по 30.09.1999г.. То есть, у Комаровой Р.Ф. недостаточен специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на дату обращения 25 августа 2011г./л.д.20/.

Выслушав истца, представителя истца, учитывая мнение ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Конституцией РФ установлено, что Россия является демократическим правовым государством /ст.1 ч.1/, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства /ст.2/. По смыслу конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости отказа государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос об определении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.

Осуществляя трудовую деятельность в должности изготовителя натуральной колбасной оболочки Комарова Р. Ф. рассчитывала на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагала, что сможет реализовать свое право на досрочное получение пенсии по выслуге лет в соответствии с действовавшим в период ее работы законодательством.

Положение о возможности по волеизъявлению и в интересах заинтересованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применения при исчислении пенсии ранее действовавших нормативных правовых актов к периодам работы до 01 января 2002 г содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии.»

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В судебном заседании было установлено следующее.

Согласно сведениям трудовой книжки, а также паспортным данным ДД.ММ.ГГГГ Комаровой Р.Ф. исполнилось 50 лет /л.д.8/.

Согласно записям в трудовой книжке страховой стаж Комаровой Р.Ф.на момент обращения с заявлением в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ составляет более 20 лет, начало трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ / л.д.8-11/.

Согласно записям в трудовой книжке АТ -II Комарова Р.Ф. принята с ДД.ММ.ГГГГ в Павловский мясокомбинат на работу изготовителем натуральной колбасной оболочки и ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию /л.д. 9/.

Согласно личной карточке Павловского мясокомбината Комарова Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ принята в Павловский мясокомбинат на работу изготовителем натуральной колбасной оболочки /л.д.22/.

Свидетели ФИО9., ФИО10 подтвердили в судебном заседании, что они вместе с Комаровой Р.Ф. работали в Павловском мясокомбинате. ФИО11 с 1989г., а ФИО12 с 1992г., по 1999 г.. Рабочий день длился 8 часов. Но в 1997г. в виду того, что сырье для изготовления колбас поступало не равномерно, им приходилось оформлять административные отпуска. В общей сложности в 1997г. они отгуляли в административном отпуске около 2-х месяцев. Работа по изготовлению натуральной колбасной оболочки вредная. За вредные условия труда работники, занятые на данной работе, получали спецжиры и пользовались дополнительными отпусками.

Более того, ФИО13 пояснила, что ей уже назначена досрочная трудовая пенсия по старости и имеется вступившее в законную силу решение суда по вопросу включения в специальный стаж определенных периодов работы. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 1999г учтены как периоды, дающие право на назначение льготной пенсии.

Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ Павловского городского суда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ФИО14. включен, в том числе и период с 1992г. по 1999 г. ее работы в качестве изготовителя натуральной колбасной оболочки в Павловском мясокомбинате.

Из анализа представленных суду доказательств, следует, что Комарова Р.Ф. в спорный период, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением 1 месяца 22 дней, что установлено вступившим в законную силу решением от ДД.ММ.ГГГГ Павловского городского суда, и утверждается истцом, что составляет 7 лет 06 м. 24 дня, выполняла работу с вредными условиями труда, занята была полный рабочий день, поэтому, данные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости по достижению женщиной возраста 50лет, согласно Списку №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.

Тот факт, что работодатель не указал в лицевом счете Комаровой Р.Ф. все необходимые для включения в специальный стаж периоды работы, не является основанием для отказа во включении таких периодов в специальный стаж.

Работник не может отвечать за действия (бездействия) работодателя, который не указывал в персонифицированных сведениях на работника о имеющихся у него льготах по назначению досрочной трудовой пенсии. И отсутствие представленных сведений со стороны работодателя не может служить основанием к отказу в признании за Комаровой Р.Ф. права на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях.

Право на назначение пенсии носит заявительный характер. В Управление пенсионного фонда в Павловское отделение Комарова Р.Ф. обратилась 25 августа 2011 г., именно с этой даты и возникло право у Комаровой Р.Ф. на назначение пенсии.

Следовательно, специальный стаж Комаровой Р.Ф. на момент обращения за назначением пенсии составляет 10 лет 01 месяц 27 дней, страховой стаж более 20 лет, возраста 50 лет она достигла 18 июня 2011г., с заявлением о назначении пенсии она обратилась, т.е., все предусмотренные ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости у Комаровой Р.Ф. имеются.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Комаровой Р.Ф. удовлетворить.

Включить в специальный стаж Комаровой Р.Ф., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Павловскому району назначить Комаровой Р.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ по Павловскому району в пользу Комаровой Р.Ф. расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в 10-дневный срок.

Судья:          В. С. Лебедева