З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Г.Павлово 6 декабря 2011 года Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сыровой Т.А., С участием помощника Павловского городского прокурора Ягодиной Ж.Е., При секретаре Спорышевой Н.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Центр» о признании незаконными действий, выразившихся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, возложении обязанности не взимать с потребителей плату при опломбировании приборов учета воды, У С Т А Н О В И Л: Павловский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Центр» о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, возложении на ответчика обязанности не взимать с потребителей платы при оказании данной услуги. В обоснование своих требований истец указал, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей со стороны ООО «Центр». В ходе проверки установлено, что при установке прибора учета водомерного счетчика при его опломбировании ООО «Центр» с граждан взимается плата в размере 300 рублей. Согласно п.2.1 Устава ООО «Центр» целью деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. В соответствии с п. 2.2 Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются: - управление эксплуатацией жилого фонда, - деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, - производство санитарно-технических работ, - торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность, в том числе по продукции и товарам, приобретение которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), - а также осуществление других работ и любых иных видов хозяйственной деятельности, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ. Вышеперечисленные услуги ООО «Центр» потребителям предоставляются возмездно согласно устава данного общества. Учитывая вышеизложенное ООО «Центр» является исполнителем, а граждане, пользующиеся данной услугой исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в силу абз. 3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» являются потребителями. Следовательно, к рассматриваемому вопросу применимо законодательство о защите прав потребителей. Согласно представленной информации ООО «Центр» при опломбировании приборов учета воды, с граждан взимает плату в размере 300 рублей согласно калькуляции себестоимости затрат на регистрацию индивидуального прибора учета холодного водоснабжения от 01 февраля 2010 года, утвержденного директором ООО «Центр» Климовым С.Ю. Согласно п.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Обязанности потребителя четко расписаны в п.52 п.п. «в, г» Правил согласно которым потребитель обязан: в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Кроме того, согласно п. 53 «д» Правил потребителю запрещается: самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение. В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее правил) исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Вместе с этим, требований об установке пломб за счет граждан-потребителей вышеуказанными нормами не предусмотрено. Таким образом, основной целью опломбирования является обеспечение достоверного учета потребляемой энергии и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем заинтересован исполнитель ООО «Центр». Потребность потребителя в опломбировании прибора учета потребленной воды фактически отсутствует. Кроме того, опломбированию приборов учета потребители не препятствуют. Допускать в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя как указывалось в соответствии п. 52 п.п. «д» правил - их обязанность. Согласно п.п.2,3 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ООО «Центр» тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обусловливает регистрацию приборов учета потребителей дополнительной платной услугой, тем самым, нарушая требования законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределённого круга лиц. Представитель истца Ягодина Ж.Е. в судебном заседании иск прокурора поддержала. Ответчик ООО «Центр» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен. Об уважительных причинах неявки он не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно требований ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу. С учетом мнения представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства. Заслушав представителя истца Ягодину Ж.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Павловского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года (в редакции от 29.06.2010 г.) №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг. В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ (статья 137). ЖСК и ЖК (статья 110), управляющей организацией (статья 162) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (статья 164). Согласно п.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, «коммунальные услуги надлежащего качества» - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условий предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 4 вышеназванных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия, предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пп. «а» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений… В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления правительства от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» /далее Правил/ исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, в п.п. «в,г» п. 52 предусмотрено, что в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, возможно использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. О том, что собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме обязаны производить опломбирование приборов учета энергоресурсов за свой счет данным пунктом Правил не предусмотрено, не предусмотрено это и действующим законодательством РФ и иными правовыми актами. Кроме того, согласно п. 53 п.п. «д» Правил потребителю запрещается: самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение. Согласно п.3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации вРоссийской Федераций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 и действующих в редакции от 23 мая 2006 года, определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. В соответствии с названными Правилами, абонентами признаются: юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуга населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом. На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Согласно п.2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства /аналогия права/ и требований добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, основной целью опломбирования прибора учета потребленной воды является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем должен быть заинтересован исполнитель ООО «Центр». Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует. При таких обстоятельствах опломбирование приборов учета обусловливалось обязательной платой, что ухудшает положение потребителя, делающее его менее благополучным по сравнению с предусмотренным законодательством положением. Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым признать действия ответчика - ООО «Центр», по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды противоправными и обязать ООО «Центр» при опломбировании приборов учета воды не взимать с потребителей плату. Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Ответчик в судебное заседание не явился, свои возражения относительно заявленных прокурором требований не представил, поэтому суд считает заявленные Павловским городским прокурором Нижегородской области требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Госпошлина судом определяется в размере 200 рублей, исходя из того, что иск предъявлен в защиту граждан, а при обращении гражданина в суд за защитой своего нарушенного права, с иском не имущественного характера, иск оплачивается госпошлиной в размере 200 рублей. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика ООО «Центр» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 200 руб. На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр» удовлетворить. Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Центр» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Центр» при опломбировании приборов учета воды не взимать с потребителей плату. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центр» в местный бюджет госпошлину в сумме <данные изъяты>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Сырова Т.А. Мотивированное решение составлено 08 декабря 2011 года. Судья: Сырова Т.А.