по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года                                                                    г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Киселевой С.Г., с участием истицы Балуевой С.С. и ее представителя - адвоката Уткиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Балуевой С.С. к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию,

                                             У С Т А Н О В И Л:

Балуева С.С. обратилась в Павловский городской суд с исковым заявлением к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию, указав при этом следующее.

18 октября 2011 года она обратилась в УПФ РФ по Павловскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Ответчик включил в ее специальный стаж, дающий право на указанную пенсию, 19 лет 8 дней.

Было отказано во включении в стаж, дающий право на данную пенсию, периодов ее работы с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года (1 год 11 дней), с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года (4 года 11 месяцев 29 дней) - в должности методиста в яслях-саде №7, так как данная должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

С отказом она не согласна, в связи, с чем вынуждена обратиться в суд с требованием о признании указанных периодов подлежащими включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

С 21.08.1986 года она была принята на работу в должности методиста в ясли-сад №7.

С 09.09.1987 года она была переведена на должность старшего воспитателя в том же учреждении.

Однако ее должностные обязанности и характер работы не изменились, а остались прежними.

В соответствии с типовым штатным расписанием яслей-садов, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года №103 в яслях-садах была предусмотрена должность воспитателя-методиста.

В соответствии с квалификационной характеристикой по должности воспитателя-методиста детского сада (яслей-сада), утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 07.01.1976 года №3, к должностным обязанностям воспитателя - методиста относились следующие функции: - Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении. - Участие в планировании воспитательно-образовательного процесса с учетом результатов диагностики, запросов педагогов и родителей. - Анализ состояния образовательно-методической работы в учреждении и разработка предложений по повышению ее эффективности. - Оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания. - Участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогов учреждения. - Организация работы методического кабинета. -Осуществление контроля за качеством воспитания и обучения детей. - Контроль за выполнением решений педсоветов дошкольного учреждения. - Организация работы по взаимодействию с семьей и др.

Должность воспитателя-методиста в яслях-садах предусматривалась до 01.09.1984 года.

В связи с принятием решения о присвоении воспитателям по результатам аттестации звания «воспитатель-методист» приказом Минпроса СССР от 25.06.1984 года №71 должность воспитателя-методиста была заменена на должность старшего воспитателя с тем, чтобы исключить параллельное применение должностного наименования и звания по результатам аттестации.

В то же время в соответствии с приказом Гособразования СССР от 04.06.1990 года №375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения с 01.12.1992 года условий оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе ЕТС.

С 01.12.1992 года и по настоящее время должность именуется «старший воспитатель». Таким образом, к работникам с одинаковыми трудовыми функциями могло применяться только два варианта наименования должности «воспитатель-методист» либо «старший воспитатель».

Поэтому считает, что при наименовании профессии «методист» в ее трудовой книжке была сделана ошибка, поскольку должность должна быть именовать как «воспитатель-методист» либо как «старший воспитатель».

Должностные обязанности старшего воспитателя заключаются в следующем: - Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОУ. - Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив. - Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. - Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе. - Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОУ.- В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ. - Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности. - Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. - Участвует в разработке планов (программ) воспитательной работы в ДОУ. - Ведет активную пропаганду здорового образа жизни. - Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников. - Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам).- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Согласно «Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность», утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, работа в качестве старшего воспитателя в дошкольном образовательном учреждении ясли-сад засчитывается в специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.

Поэтому считает, что спорные периоды ее работы с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года подлежит включению в ее специальный стаж, что в общей сложности составляет 6 лет 10 дней.

При условии включения указанных периодов ее специальный стаж на момент обращения к ответчику составит: 19 лет 8 дней + 6 лет 10 дней = 25 лет 18 дней.

Просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 18 октября 2011 года и включить в специальный стаж период ее работы с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года.

Обязать УПФ РФ по Павловскому району назначить ей указанную пенсию.

В судебном заседании истица Балуева С.С. и ее представитель- адвокат Уткина Н.В. поддержали исковые требования в полном объеме, подтвердили изложенные в иске обстоятельства и пояснили также, что все указанные в иске периоды истица работала в детском саде №7 «Рябинка» и постоянно до дня увольнения выполняла одну и ту же работу, одни и те же трудовые функции.

Наименование ее должности сначала с 21.08.1986 года было методист. С 1.09.1987 года по 1.10.1987 года ее должность именовали старшим воспитателем. С 1.10.1987 года по день увольнения 29.09.1995 года ее должность в трудовой книжке была вновь указана как методист. Хотя все это время она выполняла одну и ту же работу старшего воспитателя, независимо от названия ее должности. В представленных штатных расписаниях по детскому саду №7 «Рябинка» должности методиста вообще нет, а есть должность старшего воспитателя, которую она и занимала.

Представитель ответчика (УПФ РФ по Павловскому району Нижегородской области) в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Кроме того, в судебном заседании были допрошены свидетели.

Так, свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что она с 1969 года по 2001 год работала в детском саде №7 заведующей. Балуева С.С. работала с 1986 года по 1995 год в качестве старшего воспитателя. Все это время Балуева С.С. выполняла одну и ту же работу старшего воспитателя и никакую другую, хотя наименования ее должности были разные. Весь этот период она работала единственным старшим воспитателем в их детском саде. Их детский сад был заводской и поэтому штатное расписание по детскому саду разрабатывал ООТиЗ завода им. Кирова. Они брали за основу какое-либо устаревшее штатное расписание и поэтому должность Балуевой С.С. в трудовой книжке была указана как методист, хотя фактически этой должности быть не должно, а должно быть было указано старший воспитатель.

Свидетели ФИО7 и Шалина И.А. в судебном заседании подтвердили, что Балуева С.С. всегда с 1986 по 1995 год работала старшим воспитателем в их детском саде и выполняла функции старшего воспитателя.

Заслушав пояснения истицы, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Балуевой С.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Частью 2 статьи 39 Конституции РФ закреплено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления, которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Ответчик зачел в специальный педагогический стаж Балуевой С.С. 19 лет 8 дней и находит не подлежащим зачету в специальный стаж истицы периоды работы с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года - в должности методиста в яслях-саде №7, поскольку данная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, №1067 от 22.09.1999 года, №463 от 6.09.1991 года (л/д.14). Таким образом, отказ ответчика в назначении досрочной пенсии Балуевой С.С. мотивирован тем, что она работала методистом в детском саде, а эта должность не предусмотрена вышеприведенными Списками.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 9 говорится, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании было установлено, что с 21.08.1986 года Балуева С.С. (истица по данному делу) была принята на работу в должности методиста в ясли-сад №7. С 01.09.1987 года она была переведена на должность старшего воспитателя в том же учреждении, а 01.10.1990 года снова переведена методистом (л/д.7-13).

Однако допрошенные в судебном заседании свидетели (заведующая детским садом и воспитатели, работавшие вместе с Балуевой С.С. в спорные периоды) показали, что Балуева С.С. с момента поступления на работу и до своего увольнения работала фактически в должности старшего воспитателя, т.к. выполняла работу старшего воспитателя. Она была единственным старшим воспитателем в этот период в детском саде. Никакую другую работу, кроме работы старшего воспитателя, Балуева С.С. не выполняла.

Кроме того, истица предоставила суду штатные расписания работников яслей-сада №7 «Рябинка» в спорные периоды, из которых следует, что в штате сотрудников имеется должность старшего воспитателя, а должность методиста вообще отсутствует. То же самое следует из представленных истицей копий статистической отчетности дошкольного учреждения ясли-сад №7 «Рябинка» за 1986-1987 г.г., 1990-1992 г.г., 1994 г. (должность методист не указана). В представленном списке педагогических работников от 10.09.1987 года Балуева указана как старший воспитатель. В приказах от 31.08.1987 года (еще до перевода на должность старшего воспитателя) №408-к и от 8.07.1988 года № 300 к Балуева С.С. также указана как старший воспитатель.

По мнению суда, в судебном заседании достоверно установлено, что истица Балуева С.С. с 21.08.1986 года по 29.09.1995 года постоянно выполняла функции старшего воспитателя в детских яслях-саде №7 «Рябинка», хотя наименование ее должности в этот период, указанное в ее трудовой книжке было иное - методист. Доказательств обратного суду не представлено.

Конституцией РФ установлено, что Россия является демократическим правовым государством /ст.1 ч.1/, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства /ст.2/.

Как установил Конституционный Суд РФ федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).

Также, Конституционный Суд РФ указал, что конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории, своих пенсионных прав.

Суд находит установленным тождественность работы, выполняемой Балуевой С.С. в периоды с21.08.1986года по 31.08.1987 года; с 1.10.1990 года по 29.09.1995 года и работы старшего воспитателя в детском саде, предусмотренной вышеуказанными Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поэтому суд считает, что данные периоды работы подлежат зачислению в специальный педагогический стаж работы Балуевой С.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По мнению суда, в судебном заседании установлено, что истица в спорные периоды выполняла только работу старшего воспитателя и неверное указание в ее трудовой книжке ее должности не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требовний.

При указанных обстоятельствах суд находит исковое требование о включении в специальный педагогический стаж истицы периода ее работы с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года подлежащим удовлетворению.

Таким образом, при включении в специальный стаж Балуевой С.С. вышеуказанных периодов, с учетом того, что согласно позиции ответчика, УПФ РФ по Павловскому району считает подлежащим зачету в специальный педагогический стаж истицы 19 лет 8 дней, ее специальный стаж по состоянию на 18.10.2011 года составит: 19 лет 8 дней (зачтено Пенсионным фондом (л.д.14)) + 6 лет 9 дней (периоды работы с21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года - не зачтено Пенсионным фондом) = 25 лет 17 дней, что больше требуемых 25 лет.

Таким образом, суд находит, что у Балуевой С.С. по состоянию на 18.10.2011 года (на момент обращения в Пенсионный фонд) имеется право на досрочную трудовую пенсию по старости, которая и должна быть ей назначена с момента ее обращения, то есть с 18 октября 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                Р Е Ш И Л:

Иск Балуевой С.С. к УПФ РФ по Павловскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и обязании назначить данную пенсию удовлетворить.

Включить в специальный педагогический стаж работы Балуевой С.С. периоды с 21.08.1986 года по 31.08.1987 года и с 01.10.1990 года по 29.09.1995 года.

Обязать УПФ РФ по Павловскому району назначить Балуевой С.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 18.10.2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2012 года.

Судья                                                                                       А.Ю.Макаров.