о признании незаконным бездействия по принятию мер по паспортизации автомобильных дорог



Дело № 2- 620/2012                  

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Павлово                                                                                    30 мая 2012 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сыровой Т.А.,

с участием представителя Павловского городского прокурора ст. помощника прокурора Савельева А.Ф.,

ответчика администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области в лице представителя П.В.В.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в лице представителя Киселевой И.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Судаковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района и обязании провести работу по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Павловский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области и прав неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог МО Калининский сельсовет Павловского района и обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах МО Калининский сельсовет.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Павловской городской прокуратурой Нижегородской области была проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в Павловском муниципальном районе. Проведенной проверкой установлено, что в границах поселений МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области имеются автомобильные дороги местного значения. При этом администрацией МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района, являющейся владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Калининский сельсовет, работа по получению технического паспорта, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, по каждой из таких дорог не ведется, технические паспорта на указанные автодороги отсутствуют. Таким образом, администрация МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района бездействует, и фактически самоустранилась от исполнения требований федерального законодательства, обязывающего органы местного самоуправления провести техническую паспортизацию дорог местного значения, что нарушает интересы граждан и права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.

В обоснование иска прокурор ссылался на п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", на статьи 5 и 6 Федерального закона "ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, статьи 1,4,5 и 12 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ведомственные, типовые инструкции и порядки.

Павловский городской прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах МО Калининский сельсовет, указанных в перечне автомобильных дорог МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области. Обязать администрацию МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах МО Калининский сельсовет, указанных в перечне автомобильных дорог МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области.

В ходе рассмотрения дела Павловский городской прокурор уточнил исковые требования, указав, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц, граждан проживающих на территории Павловского муниципального района Нижегородской области.

Павловский городской прокурор Нижегородской области в лице своего представителя Савельева А.Ф. свои исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области, П.В.В., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что администрация МО Калининский сельсовет исковые требования Павловского городского прокурора признал частично. Постнов В.В. пояснил, что на балансе администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области стоят автомобильные дороги, находящиеся в границах поселений муниципального образования, согласно перечня, указанного Павловским городским прокурором в исковом заявлении. Дороги были переданы муниципальному образованию в собственность и оперативное управление администрацией Павловского муниципального района Нижегородской области в 2011 году. Паспортизация данных дорог никогда и никем не проводилась. За 2011 год администрация МО Калининский сельсовет проводила работу по уточнению протяженности дорог, так как в то время многие дороги достраивались. Администрация согласна, что паспортизация автомобильных дорог должна проводиться, но возможности для выполнения этих работ у администрации отсутствуют, т.к. на проведение паспортизации необходимы значительные финансовые средства, которые в бюджет МО на 2012 год не заложены, бюджет дефицитный, изменить его в настоящее время невозможно. Считает, что в течение 6 месяцев как того просит прокурор, выполнить работы по паспортизации не представляется возможным, срок должен быть установлен с учетом формирования бюджета на 2013 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, К.И.В., действующая на основании доверенности, пояснила суду, что с исковыми требованиями Павловского городского прокурора администрация Павловского муниципального района согласна частично, т.к. согласно п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, вступившего в законную силу с 01.01.2009 года, к вопросам местного значения поселения действительно относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, включая создание и обеспечение парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Ранее проведение инвентаризации возлагалось на управления автомобильных дорог регионов, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В 2009 году Главным управлением автомобильных дорог Нижегородской области принимается Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог. На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 31.12.2009 г. № 3281-р о разграничении полномочий 01.02.2011 года дороги местного значения в границах МО Калининский сельсовет были переданы из Павловского района в собственность муниципального образования Калининский сельсовет. В 2011 году по поручению Губернатора Нижегородской области разрабатываются методические рекомендации по организации и ведению учета автомобильных дорог общего пользования местного значения органами местного самоуправления. На основании данного поручения и в соответствии с распоряжением администрации Павловского муниципального района от 31.01.2012 года № 236 «Об организации и ведении учета автомобильных дорог общего пользования местного значения» начата работа по инвентаризации автодорог с оформлением первоначального перечня автомобильных дорог, завершение которой определено в срок до 01 июля 2012 года. После проведения инвентаризации будет проводиться работа по паспортизации дорог местного значения. Однако учитывая затратность проведения данного вида работ, стоимость выполнения технического паспорта 1 км. автодороги составляет около 6000 рублей, работы по паспортизации дорог местного значения будут проводиться поэтапно. Учитывая, что бюджет МО Калининский сельсовет на 2012 год сформирован, проведение паспортизации дорог в полном объеме возможно будет выполнить только в 2013 году, предусматривая при формировании бюджета на 2013 год дополнительное финансирование на выполнение данного вида работ.

Также администрация Павловского муниципального района считает исковые требования, касающиеся проведения паспортизации автомобильных дорог обоснованными и законными, в остальной части с исковыми требованиями Павловского городского прокурора администрация Павловского муниципального района не согласна.

Суд, выслушав пояснения сторон и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу:

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц; соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденными 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.

Однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, «К вопросам местного значения поселения относятся… 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно Устава муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области к полномочиям сельской администрации относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сельсовета, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных сооружений федерального и регионального значения…

Поэтому суд считает, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к вопросам местного значения поселения.

Как установлено судом, автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области входят в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной форме собственности по Павловскому муниципальному району Нижегородской области.

В соответствии с Распоряжением Правительства Нижегородской области от 31.12.2009 года № 3281-р спорные автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся в пределах границ поселений МО Калининский сельсовет, в соответствии с передаточным актом от 01.02.2011 года были переданы Муниципальным образованием Павловский муниципальный район в лице администрации Павловского муниципального района в собственность муниципального образования МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области.

Таким образом, на основании представленных доказательств судом установлено, что спорные дороги, указанные прокурором в искомом заявлении, и находящиеся в границах поселений Калининский сельсовет, являются собственностью муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области.

При этом пояснениями сторон и материалами дела подтверждено, что до настоящего времени паспорта автомобильных дорог местного значения на спорные дороги отсутствуют.

Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 2005 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Поэтому суд считает, что требования Павловского городского прокурора обязать администрацию МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области провести работы по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящих в границах поселений МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области, в данной части подлежат удовлетворению.

Исковые требования об установлении срока выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению, т.к. шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установлен прокурором без учета бюджетного законодательства, особенностей порядка выполнения данного вида работ и климатических условий региона, исключающих проведение работ в зимний период.

Из пояснений представителя ответчика и третьего лица, следует, что бюджет МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области на 2012 год был сформирован в 2011 году, бюджет является дефицитным, включить в него дополнительные расходы на 2012 года на паспортизацию дорог, без дополнительного финансирования из муниципального и регионального центра невозможно.

Поэтому суд, принимая во внимание пояснения сторон и материалы дела, считает возможным установить срок выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселений МО Калининский сельсовет - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Также Павловским городским прокурором было заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах поселений МО Калининский сельсовет, указанных в перечне автомобильных дорог МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области.

Суд считает, что данное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как следует из анализа законодательства РФ в области дорожного хозяйства, пояснений сторон и материалов дела, ранее проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, т.к., автомобильные дороги находились в ведении государства, однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог, но конкретные сроки выполнения данных работ законодателем не установлены.

Прокурорской проверкой был установлен факт отсутствия технических паспортов на спорные автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах поселений МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области.

В то же время, как было установлено в ходе судебного заседания, спорные автомобильные дороги были переданы в собственность МО Калининский сельсовет из муниципальной собственности Павловского муниципального района Нижегородской области в соответствии с Распоряжением Правительства Нижегородской области от 31.12.2009 года № 3281-р только 01.02.2011 года. Бюджет муниципального образования на 2011 год на тот момент уже был сформирован.

В 2011 году по поручению Губернатора Нижегородской области были разработаны методические рекомендации по организации и ведению учета автомобильных дорог общего пользования местного значения органами местного самоуправления.

В соответствии с Распоряжением администрации Павловского муниципального района от 31.01.2012 года № 236 «Об организации и ведении учета автомобильных дорог общего пользования местного значения» и полученными методическими рекомендациями, администраций МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района была начата и до настоящего времени ведется работа по инвентаризации автомобильных дорог местного значения в границах поселений с оформлением первоначального перечня автомобильных дорог, завершение которой определено в срок до 01 июля 2012 года.

Кроме того, необходимо учитывать затратность проведения данного вида работ: без запланированного бюджетного финансирования выполнить работы по паспортизации дорог в полном объеме для администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области является затруднительным.

Поэтому суд считает, что выполнить работы по проведению паспортизации автомобильных дорог местно значения в границах поселений в период 2011 года администрация МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области не может по объективным причинам.

На момент рассмотрения дела факт бездействия администрации МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области в не проведении работ по паспортизации спорных автомобильных дорог судом не установлен. Доводы прокурора в данной части были опровергнуты исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, представленными ответчиком и третьим лицом, которые перечислены выше.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павловского городского прокурора Нижегородской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области провести работу по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах МО Калининский сельсовет Павловского муниципального района Нижегородской области, указанных в перечне автомобильных дорог МО Калининский сельсовет Павловского района Нижегородской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска Павловскому городскому прокурору Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                         Сырова Т.А.

Мотивированное решение составлено 01 июня 2012 года.

Судья                                                                     Сырова Т.А.