о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований действующего законодательства



    Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2012 года                                                                                   г. Павлово.

Судья Павловского городского суда Нижегородской области Макаров А.Ю., при секретаре Бондиной Ю.И., с участием прокурора Павловской городской прокуратуры Ягодиной Ж.Е., представителя ответчика К.А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Павловского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Городской Думе г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и об обязании внести изменения в Устав муниципального образования г.Павлово,

     У С Т А Н О В И Л:

Павловский городской прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Павловский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Городской Думе г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований действующего законодательства по внесению изменений в Устав муниципального образования г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, связанных с определением органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности, об обязании внести указанные изменения в Устав муниципального образования г.Павлово. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Городской Думы г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области № 8 принят Устав муниципального образования г. Павлова (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля.

ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц      и      индивидуальных      предпринимателей      при      осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ), согласно ч.1 ст.6 которого определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

Однако, Уставом муниципального образования г. Павлова органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля не определены, не установлены их организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Бездействие органов местного самоуправления в сфере регулирования общественных отношений по муниципальному контролю может также привести к различным коррупционным направлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Так, в соответствии с пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствие административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, в том числе, в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Таким образом, Уставом муниципального образования г. Павлово, противоречащим обязательным требованиям указанного закона, нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в верховенстве закона, единства и укрепления законности.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие Городской Думы г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области в части неисполнения требований действующего законодательства по внесению изменений в Устав муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, связанных с определением органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности.

Обязать Городскую Думу г. Павлово внести указанные изменения в
Устав муниципального образования г. Павлово в течение двух месяцев со дня
вступления решения суд в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования в полном объеме, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика К.А.С. в судебном заседании исковые требования Павловского городского прокурора признала в полном объеме и пояснила, что Городская Дума г.Павлово готова внести указанные в иске прокурора изменения в Устав.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, т.к. это не противоречит действующему законодательству и соответствует его волеизъявлению.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 п.п.20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРоссийской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Уставом МО г. Павлово органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не определены, не установлены их организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности (л/д.7-65).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 ж), коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе: отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Суд полагает, что бездействие Городской Думы г.Павлово, выразившееся в неотражении в Уставе МО г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, неустановление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности, установленных требованиями действующего законодательства, является нарушением закона и может способствовать появлению коррупционных факторов, что недопустимо и подлежит безусловному устранению.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска представителем ответчика.

Иск Павловского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Городской Думе г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и об обязании внести изменения в Устав муниципального образования г.Павлово, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Городской Думы г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области в части неисполнения требований действующего законодательства по внесению изменений в Устав муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области, связанных с определением органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности.

Обязать Городскую Думу г. Павлово внести указанные изменения в
Устав муниципального образования г. Павлово в течение двух месяцев со дня
вступления решения суд в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2012 года.

Судья                                                                                         А.Ю. Макаров.