о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда



Дело № 2-771/2012                                                                                      Копия:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Павлово                                                                                       20 июня 2012 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шикина А.В.,

с участием Павловского городского прокурора Ягодиной Ж.Е., ответчика И.П. Т.Л.В.,

при секретаре Пыжиковой А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Т.Л.В. о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У с т а н о в и л:

Павловский городской прокурор Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Т.Л.В. о возложении обязанности провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения норм трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда у ИП Т.Л.В..

Установлено, что в данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Между тем ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса (ТК) РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно абз.11 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда.

Ст. 209 ТК РФ определяет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ -н) требования порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В ходе проверки было установлено, что ИП Т.Л.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. ИП Т.Л.В. имеет 3 рабочих места, подлежащих аттестации, однако, до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.

Исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, поскольку предметом иска является требование о проведении аттестации не конкретных работников, а рабочих мест организации. Срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 5 лет и не зависит от приема на работу и увольнения конкретных работников, в связи с чем, круг работников, которые будут работать на подлежащих аттестации рабочих местах в течение всего периода действия аттестации, является неопределенным. Отсутствие аттестации рабочих мест влечет отсутствие оценки условий труда на каждом рабочем месте с учетом вредных факторов и возможности прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний либо других нарушений здоровья.

В ход судебного заседания представитель Павловской городской прокуратуры помощник Ягодина Ж.Е., иск поддержала, пояснил суду, что согласна на установление срока аттестации до окончания выполнения работ по заключенному ответчиком договору.

Ответчик Т.Л.В., пояснила суду, что с иском прокурора согласна, но просит установить срок проведения аттестации всех имеющихся рабочих мест по условиям труда до окончания срока действия договора о проведении аттестации рабочих мест заключенного с ООО «НП Центров Охраны Труда Приволжского Федерального округа. Нижегородское отделение», т.е. по 31 декабря 2012 года.

Признание иска ответчиком принято судом.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.6 Трудового кодекса (ТК) РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Ст. 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно абз. 11 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда.

Ст. 209 ТК РФ определяет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных фактов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ -н) требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В судебном заседании было установлено, что ИП Т.Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 11). ИП Т.Л.В. имеет 3 работников (л.д. 10). Однако, до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не проведена. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и под сомнение не ставилось.

В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ООО «НП Центров Охраны Труда Приволжского Федерального округа. Нижегородское отделение» о проведении лабораторно-аналитических и исследовательских работ по аттестации рабочих мест, со сроком выполнения работ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит возможным, увеличить срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до шести месяцев с момента с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика ИП Т.Л.В. подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Т.Л.В. о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Т.Л.В. провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ИП Т.Л.В. в пользу Павловского муниципального района Нижегородской области государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через городской суд г. Павлово в течение месяца со дня его принятия.

Судья:                                                                                  Шикин А.В.

Копия верна:

Судья:                                                                                 Шикин А.В.