Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Павлово 28 сентября 2012 года Павловский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Падалкиной Е.Ю. с участием помощника Павловского городского прокурора Ягодиной Ж.Е., при секретаре: Сорокиной Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП Л.А.Г. о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, У С Т А Н О В И Л: Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд с иском к ИП Л.А.Г. о возложении обязанности провести аттестацию всех имеющихся рабочих мест по условиям труда в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Павловской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения норм трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда у ИП Л.А.Г. Установлено, что в данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Между тем, ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса (ТК) РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Согласно абз. 11 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда. Ст. 209 ТК РФ определяет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных фактов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г. №342-н - далее Порядок) требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Как установлено в ходе прокурорской проверки, ФИО6 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.08.2011 г. ИП Л.А.Г., имеет 1 рабочее место, однако до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, а также в защиту прав и интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку предметом настоящего иска является требование о проведении аттестации не конкретных работников, а рабочих мест организации. Срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 5 лет и не зависит от приема на работу и увольнения конкретных работников, в связи с чем круг работников, которые будут работать на подлежащих аттестации рабочих местах в течение всего периода действия аттестации, является неопределенным. Отсутствие аттестации рабочих мест влечет отсутствие оценки условий труда на каждом рабочем месте с учетом вредных факторов и возможности прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний либо других нарушений здоровья. В судебном заседании представитель истца Ягодина Ж.Е. иск прокурора поддержал. Представитель ответчика ИП Л.А.Г. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав представителя истца Ягодину Ж.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Павловского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст.6 Трудового кодекса (ТК) РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ст. 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Согласно абз. 11 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда. Ст. 209 ТК РФ определяет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных фактов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г. № 342-н) требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. В судебном заседании было установлено, что Л.А.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.08.2011 г. (л.д. 6, 7, 8). ИП Л.А.Г. имеет 1 рабочее место. Однако до настоящего времени аттестация рабочего места по условиям труда ответчиком не проведена. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и под сомнение не ставилось. В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика ИП Л.А.Г. подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Павловского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ИП Л.А.Г. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение трех месяцев с моменты вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ИП Л.А.Г. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей с удержанием в бюджет Павловского муниципального района Нижегородской области. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через городской суд г.Павлово в течение одного месяца. Судья: Е.Ю. Падалкина