16 декабря 2010 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ермаковой С.Е., при секретаре судебного заседания Борисовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1718/10 по иску Ремизова С.В. к ГУ Управления ПФР №30 по Москве и Московской области о праве на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, признании незаконным отказа в назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ГУ Управления ПФР №30 по Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия 30-летнего стажа работы, ссылаясь на то, что при исчислении стажа работы Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в должности врача-терапевта в поликлинике «***», а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении.
Ответчик - представитель ГУ Управления ПФР №30 по Москве и Московской области с иском не согласилась, ссылаясь на то, что в стаж для назначения истцу пенсии не засчитаны с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в поликлинике «***», поскольку в соответствии с постановлением Конституиионного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П в стаж медицинской деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть включена работа в учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную или иную работу по охране здоровья населения и не являющихся государственными или муниципальными. Работа в организациях здравоохранения с организационно-правовой формой ОАО, ЗАО в стаж лечебной работы не может быть засчитана.
Периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., не предусмотрено включение учебы в специальный стаж работы.
Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной пенсии в Управление ПФР стаж лечебной работы истца составил *** лет *** месяцев *** дней, то есть отсутствует 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, необходимой согласно ст. 27.п.1 пп. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» для досрочного назначения пенсии по старости.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов настоящего гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ремизов С.В. обратился за назначением досрочной пенсии за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной работы, при этом в лечебную работу не были учтены в специальный стаж истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в должности врача-терапевта в поликлинике «***», а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Без учета указанных периодов стаж лечебной работы истца на момент обращения составил составляет ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяцев ДД.ММ.ГГГГ дней.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за лечебную деятельность, а в необходимых случаях и правила исчисления стажа и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ.
До 01.11.1999 года действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. Согласно этого Списка, правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
С 01.11.1999 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением РФ от 22.09.1999 года № 1066. В данном Списке предусмотрено не только наименование должностей, но и наименование учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (с 01.01.2002 года эта пенсия называется пенсией по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения).
С 29.10.2002 года действует Список должностей, работа в которых засчитывается для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В части, не урегулированной названным Постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года.
Периоды работы ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в должности врача-терапевта в поликлинике «***»должны быть включены в стаж лечебной работы по следующим основаниям.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N11-П не исключает включение в стаж лечебной работы периодов работы в иных учреждениях здравоохранения кроме государственных или муниципальных.
В соответствии с п.10 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (*** месяца *** дней) также подлежат включению в специальный стаж работы, поскольку как в указанный период истец работала в должности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной работой, повышение квалификации является необходимым требованием для работы в медицинской должности, в указанный период по месту работы за истцом сохранялась средняя заработная плата.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Вместе с тем, с учетом указанных периодов на день обращения за назначением пенсии истец не имела необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж в 30 лет, приобрела этот стаж только ДД.ММ.ГГГГ В этой связи суд находит возможным удовлетворить иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления ПФР №30 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Ремизову С.В. досрочной пенсии по старости за лечебную работу по охране здоровья населения в связи с отказом включить в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в должности врача-терапевта в поликлинике «***» и периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-Управление ПФ №30 по г. Москве и Московской области включить в стаж Ремизова С.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-терапевта в поликлинике «***», а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.