РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Черковой Н.В., при секретаре судебного заседания Жегулеве А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-632/2011 по иску Павлово-Посадского городского прокурора к МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница», администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,- у с т а н о в и л : Павлово-Посадский городской прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» (МУЗ «ЦРБ»), администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в Рахмановской сельской участковой больнице МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно по установлению в амбулаторном отделении этой больницы системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, для чего прокурор просит суд обязать ответчиков организовать мероприятия по составлению сметы на проведение этих работ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Павлово-Посадского муниципального района Московской области в трехмесячный срок профинансировать эти работы, а МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» в шестимесячный срок организовать проведение этих работ. Представитель МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» против удовлетворения иска не возражал, ссылаясь на то, что в бюджетном финансировании этого учреждения не были предусмотрены на эти цели денежные средства, поэтому МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» раньше не могло организовать проведение этих работ. Представитель администрации Павлово-Посадского муниципального района с иском не согласился, ссылаясь на то, что указанные в иске работы могут быть выполнены только путем размещения муниципального заказа за счет бюджетных средств, в бюджете ДД.ММ.ГГГГ такие денежные средства не предусмотрены, бюджет района принимается Советом депутатов Павлово-Посадского муниципального района. МУЗ «ЦРБ» входит в число муниципальных заказчиков, поэтому может самостоятельно организовать проведение этих работ. Администрация Павлово-Посадского района не должна в соответствии с законом составлять смету на проведение этих работ. Указанные в исковом заявлении сроки являются необоснованными. Представитель третьего лица – Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, на ДД.ММ.ГГГГ. бюджет района был утвержден решением Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №; проект решения Совета депутатов о внесении изменений в бюджет района на текущий год может разработать только администрация района, предусмотрев при этом не только увеличение расходов, но и соответствующий источник дохода. Проверив материалы дела, выслушав стороны, третье лицо, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения Государственного инспектора Павлово-Посадского муниципального района Московской области по пожарному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка ОГПН Рахмановской сельской участковой больницы Муниципального учреждения здравоохранения «Павлово - Посадская центральная районная больница» (МУЗ «ЦРБ») по адресу: <адрес> с целью выявления нарушений требований пожарной безопасности. По результатам проведения проверки был составлен акт проверки, из которого следует, что МУЗ «Павлово - Посадская ЦРБ» не выполнило в установленный срок требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Павлово-Посадская ЦРБ» выдано предписание № по устранению следующих нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - в амбулаторном отделении отсутствует система автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения <данные изъяты> - в амбулаторном отделении отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре <данные изъяты> - в стационарном отделении эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками (рассеивателями) <данные изъяты> Ответчики не оспаривают допущенные нарушения требований пожарной безопасности. После предъявлением прокурором иска по настоящему гражданскому делу МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» было устранено нарушение пожарной безопасности, связанное с эксплуатацией в стационарном отделении электросветильников со снятыми колпаками, в связи с чем прокурор от иска в этой части исковых требований отказался, Остальные нарушения требований пожарной безопасности МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» самостоятельно устранить не может, так как на их устранение требуется около <данные изъяты>., в бюджете Павлово-Посадского района денежные средства на эти цели не предусмотрены. Павлово-Посадский прокурор, обращаясь с вышеуказанным иском, ссылается на то, что такие же нарушения ранее были выявлены ОГПН при проведении проверки в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой также выдавались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которые не выполнены до настоящего времени. Из Устава МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» следует, что учредителем этого учреждения выступает администрация Павлово-Посадского муниципального района (п. 1.7), учреждение является муниципальной некоммерческой организацией (п. 1.8), все имущество учреждения, отраженное в балансе, находится в собственности Павлово-Посадского муниципального района и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п. 3.1), источником формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, является, в частности, бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителя; имущество, приобретается за счет бюджетных средств, выделенных учреждению по смете (п. 3.2); учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными им по сметам в соответствии с их целевым назначением (п. 3.8); учредитель, осуществляя управление учреждением, полномочен утверждать смету доходов и расходов учреждения, осуществлять финансирование деятельности учреждения на основании утвержденных нормативов в пределах сметы доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке (п. 5.2). В соответствии с п. 1.8 ст. 39 Устава Павлово-Посадского муниципального района в собственности муниципального района находится имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Согласно п. 1.3 ст. 7 Устава Павлово-Посадского муниципального района в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения и финансируют муниципальные учреждения. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ч. 1). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. С учетом изложенного суд считает обоснованным привлечение по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика администрации Павлово-Посадского муниципального района, которая формирует бюджет Павлово-Посадского муниципального района, выступает учредителем МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница», утверждает смету доходов и расходов учреждения, осуществляет финансирование деятельности этого учреждения, выполняет функции собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, к которому относится и здание амбулатории Рахмановской сельской участковой больницы МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница». Доводы представителя администрации Павлово-Посадского муниципального района, что МУЗ «ЦРБ» может самостоятельно организовать составление сметы и проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, администрация Павлово-Посадского района не должна в соответствии с законом составлять смету на проведение этих работ, суд не может рассматривать как основание для отказа в этой части исковых требований к администрации Павлово-Посадского муниципального района, поскольку и на проведение работ по составлению сметы требуется выделение денежных средств из бюджета Павлово-Посадского района. Доводы представителя администрации Павлово-Посадского муниципального района о том, что указанные в исковом заявлении сроки являются необоснованными суд признает обоснованными в части сроков финансирования работ, поскольку эти работы окончательно могут быть профинансированы только после выполнения работ. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способом защиты гражданских прав относятся присуждение к исполнению обязанностей в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в Рахмановской сельской участковой больнице МУЗ «Павлово - Посадская центральная районная больница», так и находящихся там временно, создают реальную угрозу возникновения пожара и гибели жителей Павлово-Посадского муниципального района. Таким образом, Павлово-Посадский городской прокурор обращается в Павлово-Посадский городской суд с иском в защиту гарантированных федеральным законом прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц для предупреждения причинения вреда. С учетом изложенного суд находит, что исковые требования Павлово-Посадского городского прокурора должны быть удовлетворены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, - Р Е Ш И Л: Исковое заявление Павлово-Посадского городского прокурора удовлетворить: Обязать администрацию Павлово-Посадского муниципального района совместно с МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» организовать мероприятия по составлению сметы на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Рахмановской сельской участковой больнице МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно по установлению в амбулаторном отделении системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, по установлению системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Павлово-Посадского муниципального района осуществить финансирование работ согласно сметы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Рахмановской сельской участковой больнице МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно по установлению в амбулаторном отделении системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, по установлению системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» организовать проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Рахмановской сельской участковой больнице МУЗ «Павлово-Посадская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно по установлению в амбулаторном отделении системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, по установлению системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий Н.В. Черкова
производство по делу в этой части исковых требований прекращено.