2-1262/2011



Дело №2-1262/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2011г. г.Павловский Посад

Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе; председательствующего судьи Лихачева В.А., при секретаре судебного заседания Белякове С.В., с участием прокурора Пантуховой Ю.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлово-Посадского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Электрогорск Московской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Электрогорск, суд

Установил:

Истец указывает, что Павлово-Посадской городской прокуратурой в соответствии с п. 7 Плана работы Павлово-Посадской городской прокуратуры на первое полугодие 2011 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с твердыми бытовыми отходами на территории Павлово-Посадского муниципального района и городского округа Электрогорск.

В ходе проведенной проверки выявлен факт несоблюдения Администрацией городского округа Электрогорск экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Так, ДД.ММ.ГГГГ года Администрация г. Электрогорска в адрес Российской академии медицинских наук направила письмо за , согласно которому Российская академия медицинских наук не возражала против отчуждения земли под песчаными карьерами и из земель питомника лабораторных животных «<данные изъяты>» и передачи их на баланс муниципального предприятия ММПКХ, что закреплено договором на передачу проектной документации с перечнем технической документации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Разработка карьеров осуществлялась муниципальным предприятием ММПКХ до 2003 года.

ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Электрогорска № 50 из земель карьера питомника «<данные изъяты>», предоставленного в аренду ММПКХ, земельный участок площадью <данные изъяты> га изъят и передан в земли города Электрогорска.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>, направленному заместителем Главы городского округа Электрогорск в адрес заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (Росприроднадзор), карьер «<данные изъяты>» находится на неразграниченных государственных землях городского округа Электрогорск. Земельный участок в пользование или аренду не передавался с ДД.ММ.ГГГГ года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества карьер «<данные изъяты>».

Протоколом осмотра № 1 от 15.09.2010 года, составленным государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, установлено, что территория площадью ориентировочно <данные изъяты> га представляет собой часть карьера по добыче песка. Карьер «<данные изъяты>» находится в районе <адрес> и прилегает к территории ЗАО «<данные изъяты>». Добыча песка в настоящее время не осуществляется. На территории размещены навалом высотой до 2 метров отходы различного вида бытового и растительного происхождения: крупногабаритный мусор от жилищ (мебель, бытовая техника, детские игрушки, двери, оконные блоки), сучья, пни, скошенная трава. Имеются следы сжигания отходов, размещены отработанные автомобильные покрышки.

ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением по делу об административном правонарушении установлена ответственность Администрация городского округа Электрогорск за несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера крупногабаритным мусором и отходами растительного происхождения в объеме (ориентировочно) 5000 м куб., юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Администрации городского округа Электрогорск выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

- организовать деятельность в области обращения с отходами на территории городского округа Электрогорск в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в срок до 01.01.2011 года;

- принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов и привести в надлежащее состояние территорию карьера «<данные изъяты>», и представить подтверждающие документы на вывоз отходов на полигон ТБО в срок до 01.01.2011 года.

26.01.2011 года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что Администрацией городского округа Электрогорск п. 2 предписания № не выполнено в полном объеме.

Так, ДД.ММ.ГГГГ года в ходе осмотра территории установлено, что несанкционированное размещение отходов до 01.01.2011 года полностью не ликвидировано. Согласно представленных документов (талоны на право захоронения отходов на полигоне «<данные изъяты>») работы по ликвидации несанкционированного размещения отходов проводились Администрацией г.о. Электрогорск с привлечением специализированной организации ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный период времени было вывезено только 30,0 т. отходов, тогда как на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ года ориентировочный объем несанкционированно размещенных отходов составил 1100 т. (исходя из объема в 5,0 тыс. м. куб при коэффициенте плотности 0,22).

ДД.ММ.ГГГГ года решением Арбитражного суда города Москвы постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности Администрации городского округа Электрогорск по ст. 8.2 КоАП РФ признано законным.

Павлово-Посадский городской прокурор Московской области просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электрогорск Московской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» – незаконным. Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>», площадью 0,25 га, объемом 5000 м куб.

В судебном заседании представитель Павлово-Посадского городского прокурора Московской области Пантухова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Первушина А.В. исковые требования признала в полном объеме. Признание иска представителем ответчика принято судом в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО о дне слушания дела извещен. В суд не явился, о причине неявки не уведомил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутсттвие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статьи 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 28 Устава городского округа Электрогорск установлено, что к компетенции Администрации городского округа Электрогорск относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Электрогорск по решению вопросов местного значения городского округа Электрогорск в соответствии с федеральными законами.

Статьями 8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления. Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 75 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления.

Судом установлено, что в ходе проведенной Павлово-Посадской городской прокуратурой проверки выявлен факт несоблюдения Администрацией городского округа Электрогорск экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Так, ДД.ММ.ГГГГ года Администрация г. Электрогорска в адрес Российской академии медицинских наук направила письмо за , согласно которому Российская академия медицинских наук не возражала против отчуждения земли под песчаными карьерами и из земель питомника лабораторных животных «<данные изъяты>» и передачи их на баланс муниципального предприятия ММПКХ, что закреплено договором на передачу проектной документации с перечнем технической документации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Разработка карьеров осуществлялась муниципальным предприятием ММПКХ до 2003 года.

ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Электрогорска из земель карьера питомника «<данные изъяты>», предоставленного в аренду ММПКХ, земельный участок площадью 15,5 га изъят и передан в земли города Электрогорска.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ года № , направленному заместителем Главы городского округа Электрогорск в адрес заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (Росприроднадзор), карьер «Белый Мох» находится на неразграниченных государственных землях городского округа Электрогорск. Земельный участок в пользование или аренду не передавался с ДД.ММ.ГГГГ года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества карьер «<данные изъяты>».

Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, установлено, что территория площадью ориентировочно 0,25 га представляет собой часть карьера по добыче песка. Карьер «<данные изъяты>» находится в районе <адрес> и прилегает к территории ЗАО «<данные изъяты>». Добыча песка в настоящее время не осуществляется. На территории размещены навалом высотой до 2 метров отходы различного вида бытового и растительного происхождения: крупногабаритный мусор от жилищ (мебель, бытовая техника, детские игрушки, двери, оконные блоки), сучья, пни, скошенная трава. Имеются следы сжигания отходов, размещены отработанные автомобильные покрышки.

03.11.2010 года Постановлением по делу об административном правонарушении установлена ответственность Администрация городского округа Электрогорск за несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера крупногабаритным мусором и отходами растительного происхождения в объеме (ориентировочно) 5000 м куб., юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Администрации городского округа Электрогорск выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

- организовать деятельность в области обращения с отходами на территории городского округа Электрогорск в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в срок до 01.01.2011 года;

- принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов и привести в надлежащее состояние территорию карьера «<данные изъяты>», и представить подтверждающие документы на вывоз отходов на полигон ТБО в срок до 01.01.2011 года.

ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что Администрацией городского округа Электрогорск п. 2 предписания не выполнено в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ года в ходе осмотра территории установлено, что несанкционированное размещение отходов до 01.01.2011 года полностью не ликвидировано. Согласно представленных документов (талоны на право захоронения отходов на полигоне «<данные изъяты>») работы по ликвидации несанкционированного размещения отходов проводились Администрацией г.о. Электрогорск с привлечением специализированной организации ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный период времени было вывезено только <данные изъяты> т. отходов, тогда как на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ года ориентировочный объем несанкционированно размещенных отходов составил <данные изъяты> т. (исходя из объема в 5,0 тыс. м. куб при коэффициенте плотности 0,22).

ДД.ММ.ГГГГ года решением Арбитражного суда города Москвы постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности Администрации городского округа Электрогорск по ст. 8.2 КоАП РФ признано законным.

Границы городского округа Электрогорск подтверждены Законом Московской области от 29.10.2004 № 131/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Электрогорск» (принят Постановлением Московской областной Думы от 13.10.2004 № 2/112-П).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией городского округа Электрогорск незаконно эксплуатируется вышеуказанный земельный участок, без отвода земельного участка на цели утилизации и хранения бытовых отходов, отходов потребления и мусора, без санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, без заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (нарушение п.п. 1.1, 1.4, 2.1.3, 2.2.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест).

Кроме того, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разработаны и не утверждены в установленном порядке в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, указанный земельный участок, используемый под полигон отходов, эксплуатируется без осуществления постоянного контроля за состоянием окружающей среды и в нарушение п.п. 3.6, 3.7, 4.4, 4.6, 4.7, 7.5, 5.1 Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. Выбор земельного участка для размещения ТБО, произведен без функционального зондирования территории, без учета градостроительных решений.

Таким образом, Администрация городского округа Электрогорск могла и должна была организовать должным образом деятельность в обращении с отходами производства и потребления и не допустить несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера отходами производства и потребления на площади <данные изъяты> га в объеме <данные изъяты> метров куб.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей городского округа Электрогорск, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.

С учетом изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Павлово-Посадского городского прокурора Московской области удовлетворить.

1.                 Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электрогорск Московской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» незаконным.

2.                 Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га, объемом <данные изъяты> м. куб.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательно форме, т.е. с 20.09.2011г.

Председательствующий: В.А.Лихачев