Дело №2-1262/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011г. г.Павловский Посад Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе; председательствующего судьи Лихачева В.А., при секретаре судебного заседания Белякове С.В., с участием прокурора Пантуховой Ю.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлово-Посадского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Электрогорск Московской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Электрогорск, суд Установил: Истец указывает, что Павлово-Посадской городской прокуратурой в соответствии с п. 7 Плана работы Павлово-Посадской городской прокуратуры на первое полугодие 2011 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с твердыми бытовыми отходами на территории Павлово-Посадского муниципального района и городского округа Электрогорск. В ходе проведенной проверки выявлен факт несоблюдения Администрацией городского округа Электрогорск экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Так, ДД.ММ.ГГГГ года Администрация г. Электрогорска в адрес Российской академии медицинских наук направила письмо за №, согласно которому Российская академия медицинских наук не возражала против отчуждения земли под песчаными карьерами № и № из земель питомника лабораторных животных «<данные изъяты>» и передачи их на баланс муниципального предприятия ММПКХ, что закреплено договором на передачу проектной документации с перечнем технической документации от ДД.ММ.ГГГГ года. Разработка карьеров осуществлялась муниципальным предприятием ММПКХ до 2003 года. ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Электрогорска № 50 из земель карьера питомника «<данные изъяты>», предоставленного в аренду ММПКХ, земельный участок площадью <данные изъяты> га изъят и передан в земли города Электрогорска. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>, направленному заместителем Главы городского округа Электрогорск в адрес заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (Росприроднадзор), карьер «<данные изъяты>» находится на неразграниченных государственных землях городского округа Электрогорск. Земельный участок в пользование или аренду не передавался с ДД.ММ.ГГГГ года. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества карьер «<данные изъяты>». Протоколом осмотра № 1 от 15.09.2010 года, составленным государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, установлено, что территория площадью ориентировочно <данные изъяты> га представляет собой часть карьера по добыче песка. Карьер «<данные изъяты>» находится в районе <адрес> и прилегает к территории ЗАО «<данные изъяты>». Добыча песка в настоящее время не осуществляется. На территории размещены навалом высотой до 2 метров отходы различного вида бытового и растительного происхождения: крупногабаритный мусор от жилищ (мебель, бытовая техника, детские игрушки, двери, оконные блоки), сучья, пни, скошенная трава. Имеются следы сжигания отходов, размещены отработанные автомобильные покрышки. ДД.ММ.ГГГГ года Постановлением № по делу об административном правонарушении установлена ответственность Администрация городского округа Электрогорск за несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера крупногабаритным мусором и отходами растительного происхождения в объеме (ориентировочно) 5000 м куб., юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Администрации городского округа Электрогорск выдано предписание № об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: - организовать деятельность в области обращения с отходами на территории городского округа Электрогорск в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в срок до 01.01.2011 года; - принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов и привести в надлежащее состояние территорию карьера «<данные изъяты>», и представить подтверждающие документы на вывоз отходов на полигон ТБО в срок до 01.01.2011 года. 26.01.2011 года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что Администрацией городского округа Электрогорск п. 2 предписания № № не выполнено в полном объеме. Так, ДД.ММ.ГГГГ года в ходе осмотра территории установлено, что несанкционированное размещение отходов до 01.01.2011 года полностью не ликвидировано. Согласно представленных документов (талоны на право захоронения отходов на полигоне «<данные изъяты>») работы по ликвидации несанкционированного размещения отходов проводились Администрацией г.о. Электрогорск с привлечением специализированной организации ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный период времени было вывезено только 30,0 т. отходов, тогда как на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ года ориентировочный объем несанкционированно размещенных отходов составил 1100 т. (исходя из объема в 5,0 тыс. м. куб при коэффициенте плотности 0,22). ДД.ММ.ГГГГ года решением Арбитражного суда города Москвы постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности Администрации городского округа Электрогорск по ст. 8.2 КоАП РФ признано законным. Павлово-Посадский городской прокурор Московской области просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электрогорск Московской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» – незаконным. Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>», площадью 0,25 га, объемом 5000 м куб. В судебном заседании представитель Павлово-Посадского городского прокурора Московской области Пантухова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Первушина А.В. исковые требования признала в полном объеме. Признание иска представителем ответчика принято судом в соответствии со ст. 173 ГПК РФ. Представитель третьего лица Департамента Росприроднадзора по ЦФО о дне слушания дела извещен. В суд не явился, о причине неявки не уведомил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутсттвие. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно статьи 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 2 ч. 1 ст. 28 Устава городского округа Электрогорск установлено, что к компетенции Администрации городского округа Электрогорск относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Электрогорск по решению вопросов местного значения городского округа Электрогорск в соответствии с федеральными законами. Статьями 8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления. Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 75 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления. Судом установлено, что в ходе проведенной Павлово-Посадской городской прокуратурой проверки выявлен факт несоблюдения Администрацией городского округа Электрогорск экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Так, ДД.ММ.ГГГГ года Администрация г. Электрогорска в адрес Российской академии медицинских наук направила письмо за №, согласно которому Российская академия медицинских наук не возражала против отчуждения земли под песчаными карьерами № и № из земель питомника лабораторных животных «<данные изъяты>» и передачи их на баланс муниципального предприятия ММПКХ, что закреплено договором на передачу проектной документации с перечнем технической документации от ДД.ММ.ГГГГ года. Разработка карьеров осуществлялась муниципальным предприятием ММПКХ до 2003 года. ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Электрогорска № из земель карьера питомника «<данные изъяты>», предоставленного в аренду ММПКХ, земельный участок площадью 15,5 га изъят и передан в земли города Электрогорска. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ года № №, направленному заместителем Главы городского округа Электрогорск в адрес заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (Росприроднадзор), карьер «Белый Мох» находится на неразграниченных государственных землях городского округа Электрогорск. Земельный участок в пользование или аренду не передавался с ДД.ММ.ГГГГ года. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества карьер «<данные изъяты>». Протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, установлено, что территория площадью ориентировочно 0,25 га представляет собой часть карьера по добыче песка. Карьер «<данные изъяты>» находится в районе <адрес> и прилегает к территории ЗАО «<данные изъяты>». Добыча песка в настоящее время не осуществляется. На территории размещены навалом высотой до 2 метров отходы различного вида бытового и растительного происхождения: крупногабаритный мусор от жилищ (мебель, бытовая техника, детские игрушки, двери, оконные блоки), сучья, пни, скошенная трава. Имеются следы сжигания отходов, размещены отработанные автомобильные покрышки. 03.11.2010 года Постановлением № по делу об административном правонарушении установлена ответственность Администрация городского округа Электрогорск за несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера крупногабаритным мусором и отходами растительного происхождения в объеме (ориентировочно) 5000 м куб., юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Администрации городского округа Электрогорск выдано предписание № об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: - организовать деятельность в области обращения с отходами на территории городского округа Электрогорск в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в срок до 01.01.2011 года; - принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов и привести в надлежащее состояние территорию карьера «<данные изъяты>», и представить подтверждающие документы на вывоз отходов на полигон ТБО в срок до 01.01.2011 года. ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что Администрацией городского округа Электрогорск п. 2 предписания № не выполнено в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ года в ходе осмотра территории установлено, что несанкционированное размещение отходов до 01.01.2011 года полностью не ликвидировано. Согласно представленных документов (талоны на право захоронения отходов на полигоне «<данные изъяты>») работы по ликвидации несанкционированного размещения отходов проводились Администрацией г.о. Электрогорск с привлечением специализированной организации ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В указанный период времени было вывезено только <данные изъяты> т. отходов, тогда как на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ года ориентировочный объем несанкционированно размещенных отходов составил <данные изъяты> т. (исходя из объема в 5,0 тыс. м. куб при коэффициенте плотности 0,22). ДД.ММ.ГГГГ года решением Арбитражного суда города Москвы постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности Администрации городского округа Электрогорск по ст. 8.2 КоАП РФ признано законным. Границы городского округа Электрогорск подтверждены Законом Московской области от 29.10.2004 № 131/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Электрогорск» (принят Постановлением Московской областной Думы от 13.10.2004 № 2/112-П). В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией городского округа Электрогорск незаконно эксплуатируется вышеуказанный земельный участок, без отвода земельного участка на цели утилизации и хранения бытовых отходов, отходов потребления и мусора, без санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, без заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (нарушение п.п. 1.1, 1.4, 2.1.3, 2.2.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест). Кроме того, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разработаны и не утверждены в установленном порядке в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, указанный земельный участок, используемый под полигон отходов, эксплуатируется без осуществления постоянного контроля за состоянием окружающей среды и в нарушение п.п. 3.6, 3.7, 4.4, 4.6, 4.7, 7.5, 5.1 Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. Выбор земельного участка для размещения ТБО, произведен без функционального зондирования территории, без учета градостроительных решений. Таким образом, Администрация городского округа Электрогорск могла и должна была организовать должным образом деятельность в обращении с отходами производства и потребления и не допустить несанкционированное размещение отходов и захламление территории карьера отходами производства и потребления на площади <данные изъяты> га в объеме <данные изъяты> метров куб. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей городского округа Электрогорск, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений. С учетом изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Павлово-Посадского городского прокурора Московской области удовлетворить. 1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электрогорск Московской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» незаконным. 2. Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке – часть карьера по добыче песка «<данные изъяты>» в районе <адрес> и прилегающий к территории ЗАО «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га, объемом <данные изъяты> м. куб. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательно форме, т.е. с 20.09.2011г. Председательствующий: В.А.Лихачев