2-1478/2011



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2011 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Копиной Е.В., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Д.А,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1478/11 по иску Марковой Г.А. к Государственному Учреждению - Управление ПФР №30 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению,

у с т а н о в и л:

Маркова Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление ПФР №30 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению из-за отсутствия 30-летнего стажа работы, ссылаясь на то, что при исчислении стажа работы Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению.

В судебном заседании истец Маркова Г.А. поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик - представитель ГУ-Управление ПФР №30 по Москве и Московской области Жадяева Г.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в стаж работы истца не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике ОАО «***» в должности фельдшера выездной бригады, поскольку постановлением Конституционного Суда 11-П от 03.06.2004г. установлено, что в стаж медицинской деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть включена работа в учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, не являющихся государственными и муниципальными. Зачет в стаж медицинской деятельности работы в организациях здравоохранения с организационно-правовой формой ОАО, ЗАО и.т.п. противоречит выводам, сделанным вышеупомянутом постановлении; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***», так как Списком учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 28.1.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., наименование должности фельдшер выездной не предусмотрено; период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 156 от 11.07.2002 г., не предусмотрено включение в специальный стаж времени обучения на курсах повышения квалификации.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов настоящего гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ-Управление ПФР № 30 по г. Москве и Московской области за досрочным назначением пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной работы, при этом в стаж лечебной работы не были засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «*** и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации. Без учета указанных периодов стаж лечебной работы истца на момент обращения составил 25 лет 10 месяца 4 дня.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за лечебную деятельность, а в необходимых случаях и правила исчисления стажа и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ.

До 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Этот Список вообще не содержал перечня учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на выслугу лет, согласно этого Списка правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.

С 01.11.1999 г. действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. В данном Списке предусмотрено не только наименование должностей, но и наименование учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (с 01.01.2002 г. эта пенсия называется пенсией по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.)

С 29.10.2002 г. действует Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В данном Списке также предусмотрено не только наименование должностей, но и наименование учреждений, работа в которых дает право на указанную пенсию. В части, не урегулированной названным Постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года.

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады поликлиники ОАО «*** подлежат включению в льготный стаж по следующим основаниям:

Наименование учреждения здравоохранения «поликлиника» предусмотрено в Перечне учреждений здравоохранения Списка должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В указанный период истец занималась исключительно лечебной работой.

Согласно лицензии, утвержденной Комитетом здравоохранения Правительства Москвы, серия МДКЗ , действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и лицензии, утвержденной Комитетом здравоохранения Правительства Москвы, серия МДКЗ , действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «***» имеет право на осуществление всех
видов медицинской деятельности, в том числе : консультативной медицинской помощи взрослому населению и подросткам, и с выездом на дом и по договорам в учреждениях (предприятиях), амбулаторно-поликлинической медицинской помощи детскому населению и подросткам, в том числе с выездом на дом.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» подлежит включению в стаж лечебной работы для назначения досрочной пенсии по старости по следующим основаниям:

Согласно записи в трудовой книжке истца запись об указанном периоде её работы в трудовой книжке внесены изменения, её должность указана не как фельдшер выездной, а как фельдшер.

Кроме того приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено тождество наименования должностей «фельдшер выездной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер». В указанные периоды истец занималась лечебной работой по охране здоровья населения.

Период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в льготный стаж по следующим основаниям:

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

С учетом указанных периодов на день обращения за назначением пенсии истец имел необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж в 30 лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения.

В этой связи суд находит возможным удовлетворить иск в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Марковой Г.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из стажа работы Марковой Г.А., дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению в периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации.

Признать за Марковой Г.А. право на трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной работой по охране здоровья населению, включив для назначения пенсии работу в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также периода обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ-УПФР России №30 по г. Москве и Московской области назначить Марковой Г.А. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Е.В. Копина, решение вступило в законную силу 08.11.2011 года

Проверено и разрешено к публикации на интернет-сайте Павлово-Посадского городского суда.

«СОГЛАСОВАНО»:

Федеральный судья: ________________________________/Копина Е.В./

Лингвистический контроль провел исполнитель: ________/Шехватова Е.С./