21 октября 2011 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Копиной Е.В., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Д.А,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1478/11 по иску Марковой Г.А. к Государственному Учреждению - Управление ПФР №30 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению, у с т а н о в и л: Маркова Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление ПФР №30 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению из-за отсутствия 30-летнего стажа работы, ссылаясь на то, что при исчислении стажа работы Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению. В судебном заседании истец Маркова Г.А. поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Ответчик - представитель ГУ-Управление ПФР №30 по Москве и Московской области Жадяева Г.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в стаж работы истца не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике ОАО «***» в должности фельдшера выездной бригады, поскольку постановлением Конституционного Суда 11-П от 03.06.2004г. установлено, что в стаж медицинской деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть включена работа в учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, не являющихся государственными и муниципальными. Зачет в стаж медицинской деятельности работы в организациях здравоохранения с организационно-правовой формой ОАО, ЗАО и.т.п. противоречит выводам, сделанным вышеупомянутом постановлении; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***», так как Списком учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 28.1.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., наименование должности фельдшер выездной не предусмотрено; период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 156 от 11.07.2002 г., не предусмотрено включение в специальный стаж времени обучения на курсах повышения квалификации. Проверив материалы дела, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что данный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Из материалов настоящего гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ-Управление ПФР № 30 по г. Москве и Московской области за досрочным назначением пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной работы, при этом в стаж лечебной работы не были засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «*** и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации. Без учета указанных периодов стаж лечебной работы истца на момент обращения составил 25 лет 10 месяца 4 дня. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за лечебную деятельность, а в необходимых случаях и правила исчисления стажа и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ. До 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Этот Список вообще не содержал перечня учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на выслугу лет, согласно этого Списка правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности. С 01.11.1999 г. действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. В данном Списке предусмотрено не только наименование должностей, но и наименование учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (с 01.01.2002 г. эта пенсия называется пенсией по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.) С 29.10.2002 г. действует Список должностей, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В данном Списке также предусмотрено не только наименование должностей, но и наименование учреждений, работа в которых дает право на указанную пенсию. В части, не урегулированной названным Постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады поликлиники ОАО «*** подлежат включению в льготный стаж по следующим основаниям: Наименование учреждения здравоохранения «поликлиника» предусмотрено в Перечне учреждений здравоохранения Списка должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В указанный период истец занималась исключительно лечебной работой. Согласно лицензии, утвержденной Комитетом здравоохранения Правительства Москвы, серия МДКЗ №, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и лицензии, утвержденной Комитетом здравоохранения Правительства Москвы, серия МДКЗ №, действовавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» подлежит включению в стаж лечебной работы для назначения досрочной пенсии по старости по следующим основаниям: Согласно записи № в трудовой книжке истца запись об указанном периоде её работы в трудовой книжке внесены изменения, её должность указана не как фельдшер выездной, а как фельдшер. Кроме того приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено тождество наименования должностей «фельдшер выездной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер». В указанные периоды истец занималась лечебной работой по охране здоровья населения. Период обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в льготный стаж по следующим основаниям: В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. С учетом указанных периодов на день обращения за назначением пенсии истец имел необходимый для назначения досрочной пенсии по старости стаж в 30 лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения. В этой связи суд находит возможным удовлетворить иск в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Марковой Г.А. удовлетворить. Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из стажа работы Марковой Г.А., дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению в периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода обучения на курсах повышения квалификации. Признать за Марковой Г.А. право на трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной работой по охране здоровья населению, включив для назначения пенсии работу в должности фельдшера выездной бригады ОАО «***» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности выездного фельдшера отделения скорой и неотложной медицинской помощи МУЗ «***» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также периода обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ-УПФР России №30 по г. Москве и Московской области назначить Марковой Г.А. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населению с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Проверено и разрешено к публикации на интернет-сайте Павлово-Посадского городского суда. «СОГЛАСОВАНО»: Федеральный судья: ________________________________/Копина Е.В./ Лингвистический контроль провел исполнитель: ________/Шехватова Е.С./
ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «***» имеет право на осуществление всех
видов медицинской деятельности, в том числе : консультативной медицинской помощи взрослому населению и подросткам, и с выездом на дом и по договорам в учреждениях (предприятиях), амбулаторно-поликлинической медицинской помощи детскому населению и подросткам, в том числе с выездом на дом.