2-479/2012



Дело № 2-479/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» февраля 2012 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего, федерального судьи Копиной Е.В.,

С участием представителя истца Светловой Е.А.,

Представителей ответчика по доверенностям Ибрагимовой О.А., Осипова В.В.,

Представителя третьего лица по доверенности Шамаевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Кувшиновой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлово-Посадского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц налогоплательщиков к Совету депутатов городского округа Электрогорск Московской области о признании незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Электрогорск при рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ. и понуждении устранения нарушений требований налогового законодательства путем отмены п.8.2 Решения Совета депутатов городского округа Электрогорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления налоговых льгот физическим лицам, проживающим на территории городского округа Электрогорск,

У С Т А Н О В И Л:

Павлово-Посадский городской прокурор обратился в суд с иском к Совету депутатов городского округа Электрогорск Московской области о признании незаконным бездействие при рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ. и понуждении устранения нарушений путем отмены п.8.2 Решения Совета депутатов городского округа Электрогорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления налоговых льгот физическим лицам, проживающим на территории городского округа Электрогорск, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ оспариваемым Решением Совета депутатов г.о. Электрогорск установлен на территории городского округа земельный налог, а также п.8.2 того же Решения определена категория физических лиц, проживающих на территории городского округа, которым установлены налоговые льготы. В порядке защиты интересов неопределенного круга налогоплательщиков, обратившись в суд, считает, что оспариваемым Решением ответчик ограничивает права определенной категории физических лиц, в связи с чем нарушенное право подлежит восстановлению.

В судебном заседании представитель истца Светлова Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме и настаивала на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика по доверенности Ибрагимова О.А. и Осипов В.В. возражали в удовлетворении исковых требований, пояснив, что оспариваемое Решение Совета депутатов издано надлежащим органом и в пределах предоставленных полномочий в интересах жителей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Представитель третьего лица – ИФНС РФ по г. Павловский Посад по доверенности Шамаева И.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судебным разбирательством, ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов городского округа Электрогорск Московской области на территории городского округа установлен земельный налог, вместе с тем, п.8.2 данного Решения определена категория физических лиц (многодетные семьи; одиноко проживающие пенсионеры; ветераны труда), проживающих на территории городского округа, которым установлены налоговые льготы.

В соответствии со ст. ст. 15 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

На основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом, при установлении налоговых льгот недопустимо нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, а также основополагающих принципов законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 3 Налогового кодекса налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их места жительства и других обстоятельств.

Принцип равенства налогообложения требует учета фактической способности налогоплательщиков к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности, в частности, учета фактической способности налогоплательщиков - физических лиц независимо от их места жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По смыслу положений пункта 2 статьи 17 НК РФ и пункта 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая положения гл. 31 Налогового кодекса, ни объект налогообложения по земельному налогу, ни признание физических лиц налогоплательщиками этого налога не зависят от того, зарегистрированы ли данные лица по месту жительства на территории муниципального образования, на которой расположены земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, либо они зарегистрированы на территориях других муниципальных образований.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом установленными налоговыми льготами не должны быть ограничены права физических лиц, относящихся к данной категории налогоплательщиков, но зарегистрированных по месту жительства на территориях других муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Павлово-Посадского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Электрогорск при рассмотрении протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Совет депутатов городского округа Электрогорск Московской области отменить п.8.2 Решения Совета депутатов городского округа Электрогорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления налоговых льгот физическим лицам, проживающим на территории городского округа Электрогорск Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд.

Председательствующий Е.В. Копина