РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ромичевой Г.Г., при секретаре Гнедьковой Е.Н., с участием адвокатов Белых Н.В. и Шевцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2- 1860
по иску Косарева К.М. к Вахромеевой Г.О. о праве собственности на изолированную часть дома в порядке наследования по закону и по встречному иску Вахромеевой Г.О. к Косареву К.М. о признании права собственности на ? долю изолированной части дома в порядке наследования по закону,-
установил:
Косарев К.М. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на изолированную часть дома по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти жены ФИО1, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его жена ФИО1, завещания не оставила. Наследниками к имуществу ФИО1 по закону являются он и по праву представления её внучка Вахромеева Г.О., мать которой (дочь ФИО1) - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ В течение 6-ти месячного срока после смерти ФИО1 только он обратился к нотариусу Кузнецовой Т.А. для оформления наследственных прав на её имущество. Вахромеева Г.О. к нотариусу не обратилась, наследство после смерти ФИО1 фактически не приняла. Решением Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был произведен реальный раздел дома по адресу: <адрес> между ФИО1 и Вахромеевой Г.О., являвшимися сособственниками указанного дома по 1\2 доле каждая. При жизни ФИО1 не успела зарегистрировать право собственности на изолированную часть дома, в связи с чем нотариус Кузнецова Т.А. постановлением об отказе в совершении нотариального действия отказала Косареву К.М. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на изолированную часть дома.
Ответчик Вахромеева Г.О. иск Косарева К.М. признала в части, не возражая признать за Косаревым К.М. право собственности на 1\2 долю изолированной части дома, принадлежащей умершей ФИО1 и предъявила встречный иск к Косареву К.М. о признании за нею в порядке наследования по закону по праву представления после смерти бабушки ФИО1 права собственности на 1\2 долю изолированной части дома по адресу: <адрес>, право собственности на которую было признано за ФИО1 решением Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что в течение 6-месячного срока после смерти ФИО1 не обратилась к нотариусу, но фактически наследство приняла, распорядилась личными вещами, переданными ей ФИО1 при жизни, после смерти ФИО1 взяла ее личные вещи, производила оплату за электричество во всем доме.
Косарев К.М. встречный иск Вахромеевой Г.О. не признал, ссылаясь на то, что Вахромееева Г.О. после смерти ФИО1 фактически наследство не приняла, наследственным имуществом ФИО1 в виде изолированной части дома не пользовалась, никакого имущества ФИО1 после смерти не брала, расходов по содержанию наследственного имущества не несла, на оплату электроэнергии он при жизни ФИО1 и после ее смерти передавал деньги Вахромеевой О.В., претензий к нему по оплате за электроэнергию она не имела.
3-е лицо - нотариус Кузнецова Т.А. оставила иски Косарева К.М. и Вахромеевой Г.О. на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, выслушав стороны по делу, их представителей, оценив показания свидетелей ФИО6, ФИО8, ФИО5, ФИО4, ФИО2, ФИО7, суд находит, что исковое заявление Косарева К.М. является обоснованным и подлежащим удовлетворению, а встречный иск Вахромеевой Г.О. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов настоящего гражданского дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ умерла жена Косарева К.М. ФИО1, завещания не оставила. Наследниками ФИО1 по закону являются Косарев К.М. и по праву представления ее внучка Вахромеева Г.О., мать которой (дочь ФИО1) ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ В течение 6-ти месячного срока после ее смерти ФИО1 только Косарев К.М. обратился к нотариусу Кузнецовой Т.А. для оформления наследственных прав на ее имущество.
Решением Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был произведен реальный раздел дома по адресу: <адрес> между ФИО1 и Вахромеевой Г.О., которые являлись сособственниками указанного дома по 1\2 доле каждая.
ФИО1 была выделена в собственность изолированная часть дома, состоящая из комнаты № 6 площадью 9,6 кв.м., комнаты № 7 площадью 18,6 кв.м. в строении лит. А., комнаты № 8 площадью 6,5 кв.м., комнаты № 9 площадью 6,1 кв.м., комнаты № 10 площадью 2,8 кв.м., комнаты № 11 площадью 5,0 кв.м. в строении лит. А2, террасы лит. а, всего общей площадью жилого помещения 48,6 кв.м., служебные строения и сооружения лит. Г, Г1, Г2,Г6,Г7. Вахромеевой Г.О. была выделена другая изолированная часть этого дома. Этим же решением суда было прекращено право долевой собственности на указанный дом.
При жизни ФИО1 не успела зарегистрировать право собственности на выделенную ей изолированную часть дома, в связи с чем нотариус Кузнецова Т.А. постановлением об отказе в совершении нотариального действия отказала Косареву К.М. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на изолированную часть дома.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат регистрации на общих основаниях.
Таким образом, момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор права на недвижимое имущество не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.
Право собственности на изолированную часть дома по адресу: <адрес> возникло у ФИО1 на основании решения Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данное имущество подлежит включению в ее наследственную массу в соответствии со ст. 1112 ГК РФ. То обстоятельство, что регистрация права собственности произведена не была, не является с учетом указанных выше требований закона основанием для исключения изолированной части дома из наследственного имущества умершей ФИО1
Косарев К.М. как наследник ФИО1 по закону, обратившийся в течение 6-ти месячного срока после её смерти к нотариусу для оформления наследства, имеет право на изолированную часть дома, состоящую из комнаты № 6 площадью 9,6 кв.м., комнаты № 7 площадью 18,6 кв.м. в строении лит. А., комнаты № 8 площадью 6,5 кв.м., комнаты № 9 площадью 6,1 кв.м., комнаты № 10 площадью 2,8 кв.м., комнаты № 11 площадью 5,0 кв.м. в строении лит. А2, террасы лит. а, всего общей площадью жилого помещения 48,6 кв.м., служебные строения и сооружения лит. Г, Г1, Г2,Г6,Г7 в порядке наследования по закону.
Вахромеева Г.О. в ходе судебного разбирательства показала, что фактически приняла наследство после смерти ФИО1, так как перед смертью в больнице ФИО1 отдала ей свои сережки, после раздела дома при жизни ФИО1 на ее половине остались личные вещи бабушки - халат, тапочки, икона, которые сохранись и после смерти ФИО1, на сороковой день после смерти ФИО1 она взяла из части дома, где проживал Косарев К.М. фотографии и игральные карты бабушки, заходила на общий чердак дома, платила за электричество в доме с учетом денег, которые передавала ей ФИО1 при жизни и Косарев К.М. после смерти ФИО1
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Суд считает, что Вахромеева Г.О. не доказала факт принятия наследства после смерти ФИО1
Объяснения Вахромеевой Г.О. о принятии наследства после смерти ФИО1 являются противоречивыми и взаимоисключающими. В первом судебном заседании 21.12.2010 г. Вахромеева Г.О. показала, что во время похорон и после смерти ФИО1 не заходила в изолированную часть дома, где при жизни проживали ФИО1 с Косаревым К.М., а после ее смерти Косарев К.М., ничего из вещей ФИО1, находившихся на ее половине дома не брала, во втором судебном заседании - 22.12.2010 г. она показала, что на сороковой день после смерти ФИО1 зашла на половину Косарева К.М., когда он был пьяный, и в его присутствии взяла фотографии и колоду карт бабушки.
Косарев К.М. не согласился с объяснениями Вахромеевой Г.О. и пояснил, что у него с Вахромеевой Г.О. сложились неприязненные отношения, в последние месяцы жизни ФИО1 и после ее смерти Вахромеева Г.О. не заходила на их половину дома, ФИО1 умерла в больнице, Вахромеева Г.О. во время похорон в их части дома также не была, в организации похорон не принимала участие, прощалась с ФИО1 в церкви. Никаких личных вещей ФИО1 в изолированной части дома Вахромеевой Г.О. не было, на сороковой день Вахромеева Г.О. не заходила в его половину дома, никакого имущества ФИО1 он ей не отдавал. Только он пользовался изолированной частью дома и земельным участком, принадлежащими ФИО1, в том числе и мебелью, предметами быта, находящимися в доме, и распорядился ее личными вещами, оставшимися после смерти.
Показания свидетеля ФИО7( гражданского мужа Вахромеевой Г.О.) о передаче им ФИО1 при жизни одеяла, томометра подтверждают показания Вахромеевой Г.О. о том, что ФИО1 передала им вещи на память о себе при жизни. Показания свидетеля ФИО4 (подруги Вахромеевой Г.О.) противоречат показаниям самой Вахромеевой Г.О., данными в первом судебном заседании о том, что после смерти ФИО1 она не заходила в изолированную часть дома, где проживал Косарев К.М., никаких вещей ФИО1 из этой части дома не брала.
Объяснения Вахромеевой Г.О. о том, что на сороковой день после смерти ФИО1 она взяла с ее половины дома фотографии и колоду карт опровергаются также показаниями свидетеля ФИО8 (племянницы ФИО1), осуществляющей уход за ним после смерти ФИО1, которая показала, что на сороковой день после смерти ФИО1 она целый день находилась в половине дома, где проживал Косарев К.М., Вахромеева Г.О. к нему не заходила, никакого имущества не брала.
Из объяснений Косарева К.М., показаний свидетеля ФИО6, технического паспорта БТИ на часть дома следует, что в октябре 2009 г. при жизни ФИО1 были произведены работы по оборудованию выделенной ей части дома в изолированную, а именно была заложена дверь из комнаты № 7 площадью 18,6 кв.м. в комнату №3 площадью 35,2 кв.м. в строении лит. А. Входы в части дома ФИО1 и Вахромеевой Г.О. осуществлялись через отдельные двери. Земельные участки сторон также были огорожены и выходы из них на улицу осуществлялись через разные калитки. Свидетели как со стороны Вахромеевой Г.О., так и со стороны Косарева К.М.- ФИО6, ФИО8, ФИО5, ФИО4 показали, что между ФИО1 и Косаревым К.М. с одной стороны и Вахромеевой Г.О. с другой стороны отношения были натянутые в связи с разделом дома.
Из объяснений сторон следует, что электрический счетчик установлен в изолированной части дома, в которой проживает Вахромеева Г.О., абонентом по оплате электричества до настоящего времени значится умершая мать Вахромеевой Г.О. ФИО3. Показания счетчика снимает Вахромеева Г.О., которая и производила оплату за электричество во всем доме. Косарев К.М. при жизни ФИО1 и после ее смерти регулярно передавал Вахромеевой Г.О. <данные изъяты> руб. для оплаты за электричество. Такой порядок оплаты за электричество сложился при жизни ФИО1 и сохранился после ее смерти. Вахромеева Г.О. не отрицает, что Косарев К.М. передавал ей деньги для оплаты за электричество после смерти ФИО1, претензий к нему по сумме передаваемых денег она не имела.
Из представленных Вахромеевой Г.О. квитанций по оплате за электричество следует, что платежи она производила нерегулярно, образовавшиеся свои долги погасила после смерти ФИО1
Показания Вахромеевой Г.О. о передаче ей ФИО1 при жизни сережек, не свидетельствуют о принятии наследства, так как указанные сережки не являются наследственным имуществом, наследство открывается только после смерти наследодателя.
Суд считает, что после смерти ФИО1 Вахромеева Г.О. не совершила каких-либо активных действий по принятию наследства умершей ФИО1, а именно: по пользованию имуществом умершей, оплате расходов по содержанию имущества. Расходы за газ, вывоз мусора ежемесячно после смерти ФИО1 оплачивал только Косарев К.М.
При таких обстоятельствах суд не имеет оснований для удовлетворения встречного иска Вахромеевой Г.О.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Косаревым К.М. право собственности на изолированную часть дома по адресу: <адрес>, состоящую из комнаты № 6 площадью 9,6 кв.м, комнаты № 7 площадью 18,6 кв.м в строении литер «А», комнаты № 8 площадью 6,5 кв.м, комнаты № 9 площадью 6,1 кв.м, комнаты № 10 площадью 2,8 кв.м, комнаты № 11 площадью 5,0 кв.м в строении литер «А-2», террасы литер «а», всего общей площадью жилого помещения 48,6 кв.м, служебные строения и сооружения литер «Г», «Г-1», «Г-2», «Г-6», «Г-7» в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать Вахромеевой Г.О. в признании за ней права собственности на ? долю части домовладения по адресу: <адрес>, состоящей из комнаты № 6 площадью 9,6 кв.м, комнаты № 7 площадью 18,6 кв.м в строении литер «А», комнаты № 8 площадью 6,5 кв.м, комнаты № 9 площадью 6,1 кв.м, комнаты № 10 площадью 2,8 кв.м, комнаты № 11 площадью 5,0 кв.м в строении литер «А-2», террасы литер «а», всего общей площадью жилого помещения 48,6 кв.м, служебные строения и сооружения литер «Г», «Г-1», «Г-2», «Г-6», «Г-7» в порядке наследования по закону.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий: Г.Г.Ромичева решение вступило в законную силу 01.03.2011 года