№12-2/2011



РЕШЕНИЕ

г. Павловский Посад 27 января 2011 года.

Судья Павлово-Посадского городского суда Московской области Ромичева Г.Г., при секретаре Гнедьковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1 на постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 09 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,-

УСТАНОВИЛ:

09 ноября 2010 года государственным инспектором по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу ФИО2 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1, согласно которому он был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, правонарушитель обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что не согласен с нарушением. Он просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что обжалуемое постановление является необоснованным, а жалоба, подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, 07.10.2010 года Павлово-Посадской прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО была проведена проверка ООО «ООО №1», юридическим адресом которого является: <адрес>. По результатам проверки был составлен акт (л.д.4), а директор Общества был привлечен к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

В акте по результатам мероприятий по надзору от 07 октября 2010 года, были установлены следующие нарушения природоохранного законодательства: несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства (не организован учет образования и движения отходов; плата за размещение отходов не осуществляется; отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами); невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

11 октября 2010 года заместителем прокурора г. Павловского Посада было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1 по ст. 8.41 КоАП РФ, материал был направлен в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, и 09 ноября 2010 года было вынесено обжалуемое постановление по делу.

Как следует из текста указанного постановления, вынесенного органом административной юрисдикции, в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 является директором ООО «ООО №1» на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) и протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) ФИО1 назначен лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля при обращении с отходами производства и потребления.

Указана характеристика производственной деятельности Общества: деятельность ресторанов и кафе, деятельность баров, поставка продукции общественного питания (копии учредительных документов, устав, свидетельства о постановке юридического лица на учет и др. в материалы дела не представлены).

Из материалов дела судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ООО №1» заключен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов и нечистот от торгово-коммерческих структур, предприятий и организаций № с МУП «МУП №1» (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ООО №1» с МУП «МУП №1» заключен договор № на вывоз и размещение твердых бытовых отходов производства и потребления, на предоставление услуг по вывозу и размещению бытовых отходов производства и потребления, относящихся к 4-5 классу опасности и размещению их на полигоне ТБО «ТБО №1» (л.д.19).

Проверкой выявлено, что в нарушение ст.ст.16 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общество с ограниченной ответственностью «ООО №1» представляет расчет платежей и не вносит в установленном законом порядке и сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении руководителя Общества ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении и он привлечен к ответственности по данной статье.

Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 16 указанного Федерального закона, определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", нормы которого конкретизированы в "Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993 года.

Согласно пункту 1 Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных, юридических и физических лиц, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; а также другие виды вредного воздействия, как то шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п..

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний также предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих, следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные приведенным выше Законом.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Указанный Федеральный закон определяет хранение отходов, как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов- как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 указанного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако, ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что ООО «ООО №1» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ООО №1» отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически, не внесены, либо внесены с нарушением установленного срока.

На основании приведенных норм закона, с учетом отсутствия в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в результате деятельности ООО «ООО №1» происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под определенные Законом виды негативного воздействия, являющегося платным, при наличии таких обстоятельств, следует признать, что административный орган привлек должностное лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 09 ноября 2010 года в отношении генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1- отменить, жалобу генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1- удовлетворить.

Прекратить производство по делу в отношении генерального директора ООО «ООО №1» ФИО1 по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: Ромичева Г.Г. решение вступило в законную силу 27.01.2011 года