Решение от 07.06.2011 г. по иску прокурора Павлоградского района в интересах Проскуриной С.В. к Администрации Павлоградского муниципального района и МУЗ `Павлоградская ЦРБ` о признании незаконным бездействия и предоставлении мер социальной поддержки.



Дело № 2-208/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Павлоградский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кириленко Л.В.,

при секретаре Тынысовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Павлоградка Омской области 07 июня 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области в интересах Проскуриной С.В. к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Павлоградского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Проскуриной С.В., в котором указал, что Проскурина С.В. работает в МУЗ «Павлоградская ЦРБ» ..., с 01.01.2009 г. по настоящее время ей не предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», что нарушает ее права, охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Указанные меры социальной поддержки и порядок их предоставления установлены Законом Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ, однако, в 2009-2011 г.г. денежные средства из бюджета Омской области на указанные цели не выделялись. Просил признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Проскуриной С.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать ответчиков предоставить меры социальной поддержки Проскуриной С.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 01.01.2009 г.

В судебном заседании старший помощник прокурора Буйный А.Г. иск поддержал по указанным в нем доводам.

Истец Проскурина С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась .

Представитель Администрации Павлоградского муниципального района Громов Ю.И. против иска возражал. Пояснил, что предоставление мер социальной поддержки должно осуществляться из бюджета Омской области, обязанностью органа местного самоуправления является распределение поступивших средств. В Павлоградском районе отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий объем и порядок предоставления мер социальной поддержки.

МУЗ «Павлоградская ЦРБ» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что ЦРБ является ненадлежащим ответчиком, предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам должно осуществляться органом местного самоуправления.

Министерство финансов Омской области о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще, представитель просил дело рассматривать в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи с истечением трехмесячного срока для обращения в суд с иском, Считает, что правовые основания для обязания администрации района предоставить меры социальной поддержки отсутствуют, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не относится к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, указал, что установленные Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан меры социальной поддержки медицинским работникам являются не основными, а дополнительными, устанавливаются субъектом РФ - Омской областью, исходя из его финансовых возможностей, а в настоящее время такая возможность отсутствует. Полагает, что компенсация расходов по оплате отопления, освещения медицинским работникам должна быть взыскана с Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, поскольку Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавших до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления»» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Таким образом, установление мер социальной поддержки работникам муниципальных медицинских организаций, проживающим в сельской местности, является обязанностью органов местного самоуправления.

Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения не отнесено предоставление социальных гарантий медицинским работникам.

В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Компетенция муниципальных образований определена в Федеральном законе № 131-ФЗ для каждого из муниципальных образований посредством определения круга вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Действующее правовое регулирование предполагает, что наряду с вопросами местного значения, к числу полномочий органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные, не отнесенные Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, однако, установленные федеральными законами или законами субъекта РФ. Такие полномочия являются государственными (ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ч. 1 ст. 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в муниципальных учреждениях здравоохранения Омской области.

Согласно ч. 2 указанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника.

В соответствии с ч.1 ст.16, ч.3 ст.37 Кодекса Омской области органам местного самоуправления на неограниченный срок переданы государственные полномочия в части предоставления работникам муниципальных учреждений здравоохранения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета, впоследствии приостановление действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Из материалов дела следует, что Проскурина С.В. работает в МУЗ «Павлоградская ЦРБ» в должности ... Расходы истца на оплату коммунальных услуг подтверждаются квитанциями .

Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы Павлоградского муниципального образования от 11.06.2005 г. № 205-п, Павлоградская ЦРБ относится к муниципальной системе здравоохранения и является некоммерческой организацией, учредителем является Павлоградское муниципальное образование в лице администрации Павлоградского муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Проскуриной С.В. не предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, с 01 января 2009 г.

В 2008 г. медицинским работникам выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление) за счет средств областного бюджета.

Принимая во внимание, что у Павлоградского муниципального образования отсутствует самостоятельный правовой акт, определяющий порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам; объем государственных полномочий, переданных Омской областью муниципальному району; финансовую основу осуществления данных полномочий (субвенции из бюджета области), суд считает обоснованным требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации Павлоградского муниципального образования по непредоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Павлоградская ЦРБ».

Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 г. № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено незаконное бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Проскуриной С.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения, расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается три года.

Исходя из содержания заявленных требований следует, что имеется спор о праве, поэтому суд считает, что истцом не пропущен срок для обращения в суд с указанными требованиями.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суд учитывает количество граждан, которым необходимо предоставить меры социальной поддержки, и время, необходимое для внесения изменений в бюджет Павлоградского муниципального района.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п/п 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и муниципальному учреждению здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Проскуриной С.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» Проскуриной С.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения с учетом приборов учета тепловой энергии, расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, с 01 января 2009 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение подлежит исполнению до 01 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Павлоградский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                     Л.В. Кириленко

Решение вступило в законную силу 21.06.2011 г.