Решение от 15.03.2012 г. по иску прокурора в интересах Шершень Л.С. к Администрации Павлоградского МР,Министерству финансов Омской области и БУЗООО `Павлоградская ЦРБ` о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки.



Дело № 2-37/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Павлоградский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Носик И.И.,

при секретаре Жетекеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Павлоградка 15 марта 2012 года

дело по иску прокурора Павлоградского района Омской области в интересах Шершень Л.С. к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области и БУЗОО «Павлоградская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Павлоградского района Омской области в интересах                        Шершень Л.С. обратился в суд с иском к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области и БУЗОО «Павлоградская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки. В обоснование указал, что меры социальной поддержки Шершень Л.С., работающей в БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» в должности ..., не предоставлялись с 01 января 2009 года по 31.12.2011 года. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. Не предоставление ответчиками мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Шершень Л.С..

Просит признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Министерства финансов Омской области и БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» по непредоставлению мер социальной поддержки Шершень Л.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района, Министерство финансов Омской области и БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» Шершень Л.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31.12.2011 г..           

В судебном заседании помощник прокурора Галушко А.Ф. исковое заявление поддержал, по основаниям в нем изложенным.

Истец Шершень Л.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации Павлоградского муниципального района Омской области Касымбекова Л.К. с иском не согласна, пояснила, что у администрации района отсутствует обязанность по компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии работникам здравоохранения за счет собственных средств. Денежных средств в местном бюджете на эти цели не предусмотрено. Администрации муниципального района денежные средства из областного бюджета на реализацию данных мер социальной поддержки не выделялись. Просит предоставить отсрочку для исполнения решения суда.

Представитель Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на требования прокурора указал, что правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Также указывает, что срок исковой давности для дел данной категории составляет три месяца. Просит исключитьМинистерство финансов Омской области из числа ответчиков по данному делу.

Представитель БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В судебном заседании установлено, что Шершень Л.С. работает с 1985 года в МУЗ «Павлоградская ЦРБ» <данные изъяты>, 01.09.2004 г. переведена на должность <данные изъяты>, где работает в настоящее время. Шершень Л.С. постоянно проживает в сельской местности с 1988 года по настоящее время.

Судом установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» являлось до 31.12.2011 года муниципальным учреждением здравоохранения, истице предоставлялись меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета до 31.12.2008 года.

В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011 г. № 152-рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области» МУЗ «Павлоградская ЦРБ» из собственности Павлоградского муниципального района Омской области передана в собственность Омской области с 01.01.2012 года.

10.01.2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Павлоградская центральная районная больница».

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в действовавшей до 1 января 2012 года,     меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.

          Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах доводы о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, суд считает необоснованными.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Статьей 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", действовавших до 01 января 2012 года, установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).

Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию       из муниципальных учреждений здравоохранения и культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Действие статьи 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, было приостановлено, однако Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20 положения закона Омской области от 24 ноября 2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми было приостановлено действие указанных статей, были признаны противоречащими федеральному законодательству.

Таким образом, не предоставление Администрацией Павлоградского муниципального района Шершень Л.С. мер социальной поддержки нарушает её законные права и интересы.

Отсутствие в Павлоградском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

          Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

      Довод ответчика о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд считает необоснованным, поскольку исходя из содержания заявленных требований следует, что фактически имеет спор о праве, в связи с чем, не имеется оснований считать, что истцом пропущен срок для обращения в суд с указанными требованиями.       

     При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Шершень Л.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем, полагает необходимым обязать Администрацию Павлоградского муниципального района предоставить меры социальной поддержки     Шершень Л.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

Оснований для предоставления Администрации Павлоградского муниципального района Омской области отсрочки исполнения решения суда, не имеется.

В части удовлетворения исковых требований к Министерству финансов Омской области, БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области и БУЗОО «Павлоградская ЦРБ» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Шершень Л.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Шершень Л.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Павлоградский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

                           Судья

Вступило в законную силу 24.04.2012 года