Решение от 16.03.2011 по иску прокурора Павлоградского района в интересах Паршиной Т.В. к администрации Павлоградского МР и МУЗ `Павлоградская ЦРБ` о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Павлоградка 16.03.2011 г.

Павлоградский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Тынысова Т.А., с участием пом. прокурора Сосковец И.В., при секретаре Павлик И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Павлоградского района Омской области в интересах Паршиной Т.В. к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Павлоградского района Омской области обратился в суд с данным требованием, в обоснование которого указал, что Паршина Т.В. работает ... в МУЗ «Павлоградская ЦРБ». До 2009 года Паршиной Т.В. предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Нормами федерального законодательства с 2005 года решение вопросов социальной поддержки передано тем органам власти, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. До настоящего времени льготы и компенсации работникам здравоохранения ответчиком не установлены. Данные льготы и компенсации не могут быть ниже размеров льгот и компенсаций, предоставлявшихся данной категории граждан по состоянию на 31.12.2004 г. Непредоставление Администрацией района мер социальной поддержки медицинскому работнику Паршиной Т.В. нарушает ее права.

Истец просит признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Паршиной Т.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления, и обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Паршиной Т.В. в виде компенсации указанных коммунальных расходов.

Представитель истца пом. прокурора Павлоградского района Омской области Сосковец И.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Самусев В.В. исковые требования не признал и пояснил, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в перечень полномочий органов местного самоуправления не включено установление мер социальной поддержки. Положения Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, закрепляющие обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, противоречат нормам вышеуказанного Федерального закона. Кроме того, возложение Российской Федерации полномочий по установлению льгот определенной категории граждан на органы местного самоуправления должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам, что обеспечено не было. У Администрации района необходимых средств для обеспечения льготами всех медицинских работников МУЗ «Павлоградская ЦРБ» не имеется. Надлежащим ответчиком является Министерство труда и социального развития Омской области. В соответствии с Федеральным законом РФ № 131, данный вид выплат не относится к вопросам местного значения. Кроме того, согласно п. 2 ст. 256 ГПК РФ, пропуск срока исковой давности может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Представитель МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Полещук А.В. с иском не согласна, мотивируя тем, что с января 2009 года не производится финансирование на указанные цели. Они не являются надлежащим ответчиком, поскольку выплаты должны производиться не за счет средств МУЗ «Павлоградская ЦРБ», а из местного бюджета. Кроме того, они, ознакомившись с Постановлением Правительства № 229-П и с Перечнем категорий граждан Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых отходов и других отходов, в соответствии с областным законодательством, обнаружили, что положения данного нормативного акта не распространяются на медицинских работников, работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области не явился в судебное заседание и представил отзыв, в котором считает, что требования прокурора не основаны на законе и что, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, истец пропустил трёхмесячный срок для обращения в суд с иском.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Паршина Т.В. работает в должности ... в МУЗ «Павлоградская ЦРБ».

Из Устава МУЗ «Павлоградская ЦРБ» следует, что учредителем данной организации является Павлоградский муниципальный район Омской области в лице Администрации указанного образования.

В судебном заседании установлено, что Паршиной Т.В. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, электроэнергии, для освещения жилого помещения за счёт средств областного бюджета по 31.12.2008 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского тина, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных, органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организаций местного самоуправления) решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных.) и иных видов социальных выплат, гарантий я компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

Согласно ч. 4-6 ст. 63 Основ в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

В силу ч. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается,

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федеральною закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной зашиты в жилищно-коммунальной сфере.

В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, или из бюджета субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Из приведенных норм законодательства следует, что частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона № 122-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящихся в ведении данных органов власти.

Довод ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а Основы законодательства об охране здоровья населения противоречат данному закону и в связи с этим применению не подлежат, необоснован, противоречит вышеуказанным нормам законодательства.

Довод ответчика об отсутствии у Администрации района необходимых финансовых средств на обеспечение льгот медицинским работникам, работающим в МУЗ «Павлоградская ЦРБ», основанием для отказа в иске быть не может.

Доводы ответчика и третьего лица о пропуске трёхмесячного срока для обращения в суд не состоятельны, поскольку данные требования рассматриваются не в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Исковые требования прокурора основаны на законе и потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по не предоставлению Паршиной Т.В. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Паршиной Т.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и оплате электроэнергии для освещения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано, принесено представление прокурора в течение 10 дней в Омский областной суд через Павлоградский районный суд Омской области.

Председательствующий судья: Тынысов Т.А.

Решение вступило в законную силу 01.04.2011 г.