Дело № 2-101/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Павлоградский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Носик И.И.,
при секретаре Дубс Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Павлоградка 23 марта 2011 года
исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области в интересах Левкиной Т.Н. к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и Муниципальному учреждению здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Павлоградского района Омской области в интересах Левкиной Т.Н. обратился в суд с иском к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и МУЗ «Павлоградская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки. В обоснование указал, что Левкина Т.Н. работает в МУЗ «Павлоградская ЦРБ» в должности .... До 2009 года работникам здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Не предоставление ответчиками мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Левкиной Т.Н.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Левкиной Т.Н., в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсации расходов на оплату твердого топлива, используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм; компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м. на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм; компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» установить и предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Левкиной Т.Н..
В судебном заседании помощник прокурора Буйный А.Г. исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным, уточнив исковые требования, просит признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» по непредоставлению мер социальной поддержки Левкиной Т.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Левкиной Т.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года.
Истец Левкина Т.Н. исковые требования прокурора с учетом уточнений, поддержала.
Представитель Администрации Павлоградского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. С иском не согласен по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что у администрации отсутствует обязанность по компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии работникам здравоохранения за счет собственных средств. Денежных средств в местном бюджете на эти цели не предусмотрено. Администрации муниципального района денежные средства из областного бюджета на реализацию данных мер социальной поддержки не выделялись. Также указывает, что срок исковой давности для дел данной категории составляет три месяца.
Представитель МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Полещук А.В. с иском не согласна, указав, что МУЗ «Павлоградская ЦРБ» является ненадлежащим ответчиком, компенсации предоставляются за счет субвенций, передаваемых в бюджет Павлоградского муниципального района.
Представитель Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на требования прокурора указал, что правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют.
Представитель Комитета финансов и контроля Администрации Павлоградского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В судебном заседании установлено, что Левкина Т.Н. является работником МУЗ «Павлоградская ЦРБ», с 07.09.2009 года по настоящее время работает в должности ...
Муниципальное учреждение здравоохранения «Павлоградская центральная районная больница» является муниципальным учреждением здравоохранения, что подтверждается Уставом МУЗ «Павлоградская ЦРБ», утвержденного постановлением Главы Павлоградского муниципального образования от 11.06.2005 г. № 205-п, из которого следует, что учредителем МУЗ «Павлоградская ЦРБ» является Павлоградское муниципальное образование в лице Администрации Павлоградского муниципального образования Омской области.
Судом установлено, что медицинским работникам МУЗ «Павлоградская ЦРБ» выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета до 31.12.2008 года.
В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в действующей редакции меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, суд считает необоснованными.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Статьей 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан"(с изменениями и дополнениями) установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).
Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения и культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие статьи 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, было приостановлено, однако Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 г. № 50-Г09-20 положения закона Омской области от 24 ноября 2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми было приостановлено действие указанных статей, были признаны противоречащими федеральному законодательству.
Таким образом, не предоставление Администрацией Павлоградского муниципального района Левкиной Т.Н. мер социальной поддержки нарушает её законные права и интересы.
Отсутствие в Павлоградском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Довод ответчика, указанный в отзыве на исковое заявление о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд считает необоснованным, поскольку исходя из содержания заявленных требований следует, что фактически имеет спор о праве, в связи с чем, не имеется оснований считать, что истцом пропущен срок для обращения в суд с указанными требованиями.
Из Устава Павлоградского муниципального района Омской области следует, что в компетенцию Совета Павлоградского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.
При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Левкиной Т.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем, полагает необходимым обязать Администрацию Павлоградского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская ЦРБ» Левкиной Т.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 07.09. 2009 года.
В части удовлетворения исковых требований к МУЗ «Павлоградская ЦРБ» следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области и МУЗ «Павлоградская ЦРБ» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Павлоградского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Левкиной Т.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Павлоградская центральная районная больница» Левкиной Т.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 07.09. 2009 года.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Павлоградский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу 08.04.2011 г.