Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Павлоградка 21 февраля 2011 года
Павлоградский районный суд Омской области в составе: председательствующего федерального судьи Тынысова Т.А., при секретаре Павлик И.В., с участием помощника прокурора Сосковец И.В., представителя администрации Павлоградского муниципального района Самусева В.В., представителя заинтересованного лица ООО «Теплоэнерго» Кожахметова З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области к администрации Павлоградского муниципального района Омской области о признании бездействия по приобретению и установке на котельных Павлоградского района запасных источников электропитания незаконным и обязании приобрести и установить на котельных Павлоградского района аварийные источники электропитания,
у с т а н о в и л:
Прокурор Павлоградского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском о признании бездействия администрации Павлоградского муниципального района Омской области по приобретению и установке на котельных Павлоградского района аварийных источников электропитания незаконным и обязании приобрести и установить на котельных Павлоградского района аварийные источники электропитания, мотивируя тем, чтов ходе проверки соблюдения жилищно-коммунального законодательства при эксплуатации котельных в ходе отопительного сезона установлено, что в аренде ООО «Теплоэнерго» находятся, принадлежащие на праве собственности Павлоградскому муниципальному району Омской области, следующие котельные: котельная № 1 Центральная, расположенная <адрес> котельная № 15, расположенная <адрес> котельная № 13, расположенная <адрес> котельная № 14, расположенная <адрес> котельная № 5, расположенная <адрес>; котельная № 6, расположенная <адрес> котельная № 2 ЦХТ, расположенная <адрес> котельная № 4, расположенная <адрес> котельная № 11, расположенная <адрес> котельная № 10, расположенная <адрес> котельная «Павлоградская гимназия», расположенная <адрес> котельная № 7, расположенная <адрес>, - на которых отсутствуют резервные источники электропитания. Тем самым нарушаются интересы потребителей указанных населенных пунктов в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации и могут быть нарушены права граждан на пользование тепло- и водоснабжением в полном объеме, создана угроза их жизни и здоровью, имуществу, причинением значительного материального ущерба. Также могут быть нарушены права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Сосковец И.В. исковые требования уточнила, просила признать бездействие администрации Павлоградского муниципального района Омской области по приобретению и установке на котельных Павлоградского района аварийных источников электропитания незаконным и обязать администрацию Павлоградского муниципального района Омской области приобрести и установить аварийные источники электропитания на следующие котельные: котельная № 1 Центральная, расположенная <адрес> котельная № 15, расположенная <адрес> котельная № 13, расположенная <адрес> котельная № 14, расположенная <адрес> котельная № 5, расположенная <адрес> котельная № 6, расположенная <адрес> котельная № 2 ЦХТ, расположенная <адрес> котельная № 4, расположенная <адрес> котельная № 11, расположенная <адрес> котельная № 10, расположенная <адрес> котельная «Павлоградская гимназия», расположенная <адрес> котельная № 7, расположенная <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика Самусев В.В. с иском прокурора не согласен, сославшись на то, что в районе оборудуется на передвижном шасси одна автономная электроснабжающая установка, которую можно будет использовать на всех участках аварийного отключения электроэнергии, для транспортировки которого надо будет не более полутора часов, и что установка резервных источников электропитания также возлагается на энергоснабжающую организацию.
Представитель заинтересованного лица ООО «Теплоэнерго» Кожахметов З.Г. с иском прокурора согласен.
Представитель Павлоградской РЭС пояснил, что резервные источники электропитания должны устанавливаться потребителем.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора по следующим основаниям.
Согласно ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, регулируют отношения между исполнителями потребителями коммунальных услуг и устанавливают их права и обязанности.
При этом пунктом 9 указанных Правил установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещениекоммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из содержания пункта 49 названных Правил следует обязанность исполнителя коммунальных услуг выполнить требования пункта 9 Правил.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности.
В соответствии с п.п. 113, 114 Правил функционирования различных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надёжности снабжения потребителя электроэнергией, и при первой или второй категории надёжности предусматривается наличие резервного источника снабжения электрической энергией, который устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключении. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счёт соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий до установки резервного источника сетевая организация не несёт ответственности за нарушение условия о категории надёжности по договору.
В соответствии с п.п. 1.2.18 и п.п. 1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства РФ от 08.07.2002 г. № 204, котельными, которые относятся к первой категории электроприемников являются - перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения, а котельными второй категории электроприёмников являются - перерыв электроснабжения которых приводит к массовому не до отпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Между ООО «Теплоэнерго» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 35-0271 от 27.10.2008 г. (л.д.32-36). Согласно условиям указанных договоров, потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. Данным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан- потребителей, использующих электроэнергию для бытового потребления.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.
Согласно материалов дела, все перечисленные котельные находятся в муниципальной собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.10.2008 г. №; от 07.11.2005 г. №; от 19.09.2005 г. №; от 19.09.2005 г. №; от 19.09.2005 г. №; от 24.04.2006 г. №; от 24.04.2006 г. №; от 24.04.2006 г. №; от 26.08.2005 г. №; от 19.09.2005 г. №; от 19.09.2005 г. №; от 26.08.2005 г. № ...) и выпиской из единого банка данных объектов собственности Павлоградского муниципального района.
Договорами аренды № и № муниципального имущества от 10.11.2009 г. и актами приема-передачи муниципального имущества по договорам аренды № 1 и № 2, ООО «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области было предоставлено в аренду имущество, в которое входят следующие котельные: котельная № 1 Центральная, расположенная <адрес> котельная № 15, расположенная <адрес> котельная № 13, расположенная <адрес> котельная № 14, расположенная <адрес> котельная № 5, расположенная <адрес> котельная № 6, расположенная <адрес> котельная № 2 ЦХТ, расположенная <адрес> котельная № 4, расположенная <адрес> котельная № 11, расположенная <адрес> котельная № 10, расположенная <адрес> котельная «Павлоградская гимназия», расположенная <адрес> котельная № 7, расположенная <адрес>.
Справкой представленной ООО «Теплоэнерго» Павлоградского муниципального района Омской области подтверждается, что указанные котельные отапливают социально значимые объекты: школы, детские сады, больницы, дома культуры, предприятия связи, население и другие важные объекты по организации жизнедеятельности района. Поэтому суд считает, что указанные котельные относятся к первой и второй категории электроприёмников.
В случае аварийной ситуации из-за отсутствия резервных источников питания на котельных Павлоградского района могут быть нарушены права нанимателей и собственников жилых помещений, производящих оплату за коммунальные услуги в полном объёме. Следовательно, нарушаются не только права граждан на пользование тепло-водоснабжением при аварийной ситуации при отсутствии резервного источника электроснабжения, но и создается угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинения значительного имущественного ущерба.
В связи с изложенным, доводы ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований признаются судом несостоятельными и противоречащими закону.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.19 и 333.20 НК РФ с администрации Павлоградского муниципального района Омской области взыскать в доход бюджета Павлоградского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора к администрации Павлоградского муниципального района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Павлоградского муниципального района Омской области приобрести и установить аварийные источники электропитания на следующие котельные: котельная № 1 Центральная, расположенная <адрес> котельная № 15, расположенная <адрес> котельная № 13, расположенная <адрес> котельная № 14, расположенная <адрес> котельная № 5, расположенная <адрес> котельная № 6, расположенная <адрес> котельная № 2 ЦХТ, расположенная <адрес> котельная № 4, расположенная <адрес> котельная № 11, расположенная <адрес> котельная № 10, расположенная <адрес> котельная «Павлоградская гимназия», расположенная <адрес> котельная № 7, расположенная <адрес>.
Взыскать с администрации Павлоградского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета Павлоградского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Павлоградский районный суд.
Федеральный судья Т.А. Тынысов
Решение вступило в законную силу 04.03.2011 г.