Дело № 2-498/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Партизанск 26 апреля 2011 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Е.Ю.
при секретаре Обвинцевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дятловой Т.Ю. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края:
о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края,
о возложении на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края обязанности включить период обучения в институте в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, назначить досрочную трудовую пенсию и выплатить задолженность по пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края (ГУ УПФ РФ по г. Партизанску) № от ДД.ММ.ГГГГ Дятловой Т.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия на дату обращения за назначением пенсии требуемого количества специального трудового стажа.
Не согласившись с данным решением, Дятлова Т.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Партизанску:
о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по г. Партизанску № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости;
о возложении на ГУ УПФ РФ по г. Партизанску обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения по очной форме обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию и выплатить задолженность по пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 21 июля 2010 года обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Партизанску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25 лет специального трудового стажа. Решением ГУ УПФ РФ по г. Партизанску № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей отказано, т.к. на дату обращения у неё имеется 23 года 06 месяцев 04 дня, что менее требуемых 25 лет специального стажа, в специальный стаж работы не был включён период её очной учёбы в Уссурийском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, период её обучения в учебном педагогическом заведении общей продолжительностью 4 года 10 месяцев 3 дня необоснованно исключён из её стажа. Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П указана необходимость сохранения за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённых прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ГУ УПФ РФ по г. Партизанску Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, считая, что они заявлены необоснованно, поскольку при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. При рассмотрении документов, представленных Дятловой Т.Ю. для назначения пенсии, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установлено, что продолжительность специального стажа составляет 23 года 06 месяцев 04 дня. В специальный стаж включены периоды работы в должности <данные изъяты> в школе № и в школе №. Период обучения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включён в специальный стаж, т.к. это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости №781 от 29 октября 2002 года и №516 от 11 июля 2002 года. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может производиться по условиям и нормам, действовавшим на 31 декабря 2001 года, а именно:
по периодам работы до 01 ноября 1999 года - постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»;
с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Данные нормативные правовые акты не содержали каких-либо условий, при которых время обучения в педагогических учебных заведениях подлежало бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, могло быть включено в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1357, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет(пункты 1,2 и 4 Положения).
Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, применительно к последующим правовым актам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления с 01 октября 1993 года (постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953).
Вместе с тем, с учетом определений Конституционного суда РФ от 05.11.2002 года № 320-О и от 06.03.2003 года № 107-О принято постановление Минздравсоцразвития России от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении Разъяснения № 4 от 17 октября 2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым в общий трудовой стаж и специальный стаж засчитываются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Следовательно, определяющим условием, по мнению ответчика, для приобретения права истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является выполнение условия на момент отмены Постановления №1397 (на 01 октября 1993 года): наличие не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет. На 01 октября 1993 года, т.е. на день отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, у Дятловой Т.Ю. не имелось 16 лет 8 месяцев специального стажа.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 21 июля 2010 года Дятлова Т.Ю. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Партизанску Приморского края с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Как следует из объяснений истца и не оспаривается ответчиком, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, что подтверждается записями в трудовой книжке Дятловой Т.Ю. серии <данные изъяты>
В период ДД.ММ.ГГГГ год Т.Ю. обучалась в <данные изъяты> Приморского края, и ей была присвоена квалификация «учитель начальных классов» (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ В.В. и Т.Ю. заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии Дятлов и Дятлова, что подтверждается свидетельством о заключении брака № № (л/д 9).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дятлова Т.Ю. обучалась по очной форме обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте, и ей присвоена квалификация «учитель математики и физики», что подтверждается дипломом серии НВ № от ДД.ММ.ГГГГ(л/<адрес>).
Решением ГУ УПФ РФ по г. Партизанску № от ДД.ММ.ГГГГ Дятловой Т.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа, специальный стаж Дятловой Т.Ю. составил 23 года 06 месяцев 04 дня, что менее требуемых 25 лет специального стажа. В специальный стаж не был включён период обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период, когда истец обучалась в Уссурийском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1983 года по 04 июля 1988 года, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, обучение в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Отказывая в назначении Дятловой Т.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик исходил из того, что на момент обращения Дятловой Т.Ю. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, действовавшее на момент обучения, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, то есть на 01 октября 1993 года.
Между тем с указанными доводами ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принимая во внимание, что на момент обращения Дятловой Т.Ю. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период обучения по очной форме обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку с учётом спорного периода (с 01 сентября 1983 года по 04 июля 1988 года), подлежащего включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, количество специального стажа истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ) на день обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по г. Партизанску, а именно, 21 июля 2010 года составляло не менее 25 лет, Дятловой Т.Ю. подлежит назначению досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ) со дня обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по г.Партизанску, а именно, с 21 июля 2010 года, также подлежит выплате задолженность по пенсии с указанной даты.
При таких обстоятельствах суд признаёт требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.13, 98, ст.ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дятловой Т.Ю. удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Дятловой Т.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края включить Дятловой Т.Ю. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения по очной форме обучения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края назначить Дятловой Т.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ) со дня обращения Дятловой Т.Ю. с заявлением в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края, а именно, с 21 июля 2010 года и выплатить задолженность по пенсии с указанной даты.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Партизанску Приморского края в пользу Дятловой Т.Ю. расходы по оплате госпошлины - в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 29 апреля 2011 года
Судья Е.Ю. Решетникова