Дело № 2-586/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2011 г. г. Партизанск Партизанский городской суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бестфатор Н.А., с участием помощника прокурора прокуратуры г. Партизанска Новикова О.Ю., при секретаре Капуста Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Водоконал» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, У С Т А Н О В И Л: Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, указывая, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности данного предприятия выявлены нарушения закона. ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по эксплуатации источников централизованного водоснабжения в городе Партизанске, селах Углекаменск, Авангард, Мельники Партизанского городского округа Приморского края. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ООО «Водоканал» осуществляет эксплуатацию источников централизованного водоснабжения и забор воды в целях питьевого водоснабжения из рек Партизанская, Постышевка, Олений ключ (г. Партизанск), из реки Партизанская (с. Углекаменск), из рек Белая и Мельники (с. Авангард). Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 01.03.2011 № 2170 на требование и. о. Приморского межрайонного природоохранного прокурора № 7-1-102-2011 от 17.02.2001 о предоставлении информации, первый пояс зон санитарной охраны вышеназванных источников не оборудован, проекты зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения ООО «Водоканал» не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, что является нарушением требований законодательства. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности. Невыполнение ООО «Водоканал» требований норм действующего законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Водоканал», эксплуатируя источник питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Таким образом, ООО «Водоканал» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны на используемые источники водоснабжения, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на источники централизованного водоснабжения из рек Партизанская, Постышевка, Олений ключ, расположенных в г. Партизанске, из реки Партизанская - в с. Углекаменск, из рек Белая и Мельники - в с. Авангард на территории Партизанского городского округа Приморского края, оборудовать первый пояс зон санитарной охраны вышеназванных источников в соответствии с требованиями п. 3.3 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ООО «Водоконал» Автозамена: Фамилия И.О. не возражает против заявленных требований, пояснив, что в настоящее время проект зоны санитарной охраны на источники централизованного водоснабжения разрабатывается. Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не явился в судебное заседание, о дне и времени слушанья дела извещался своевременно и надлежащим образом. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Согласно п. 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. ООО «Водоканал» осуществляет эксплуатацию источников централизованного водоснабжения и забор воды в целях питьевого водоснабжения из рек Партизанская, Постышевка, Олений ключ (г. Партизанск), из реки Партизанская (с. Углекаменск), из рек Белая и Мельники (с. Авангард). Как следует из ответа Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 01.03.2011 № 2170 первый пояс зон санитарной охраны вышеназванных источников не оборудован, проекты зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения ООО «Водоканал» не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, что является нарушением требований вышеуказанного законодательства. Таким образом, в судебном заседании установлено, что невыполнении ООО «Водоканал» требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Водоканал», эксплуатируя источник питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Исковое заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Водоконал» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на источники централизованного водоснабжения из рек Партизанская, Постышевка, Олений ключ, расположенных в г. Партизанске, из реки Партизанская - в с. Углекаменск, из рек Белая и Мельники - в с. Авангард на территории Партизанского городского округа Приморского края, оборудовать первый пояс зон санитарной охраны вышеназванных источников в соответствии с требованиями п. 3.3 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу настоящего решения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей жалобы через Партизанский городской суд. Судья Бестфатор Н.А.