Дело № 2-1019/11 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 октября 2011 г. Партизанский городской суд Приморского края в составе судьи Нефедовой Г.Б., при секретаре Обвинцевой Н.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к администрации Партизанского городского округа о признании незаконными действий администрации Партизанского городского округа, связанных с отказом в заключении договора социального найма и о возложении обязанности на администрацию Партизанского городского округа о заключении договора социального найма, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что он майор, проходил военную службу по контракту в войсковой части 33014, дислоцирующейся в г. Партизанске Приморского края. 07 февраля 2006 года он был обеспечен служебным жилым помещением- трехкомнатной квартирой общей площадь 63,3 кв. метров на время прохождения военной службы по адресу: <адрес> В 2009 году войсковая часть 33014 была расформирована, он был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас - в связи с организационно-штатными мероприятиями( подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Выслуга лет на военной службе по состоянию на 25 марта 2009 года у него составляла: календарная -16 лет 02 месяцев 11 дней; в льготном исчислении 21 год 10 месяцев 22 дня. В связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, он избрал постоянное место жительства: г.Партизанск, при этом изъявил желание оставить в собственности занимаемую им и членами его семьи служебную квартиру по адресу: <адрес> Он обратился к командованию войсковой части 33014 о рассмотрении данного вопроса. 20 июля 2009 года от командования войсковой части 33014 было предоставлено ходатайство о снятии с указанного жилого помещения статуса «служебной» и заключении с ним договора социального найма. 25 сентября 2009 года он обратился в отдел распределения жилья администрации <адрес> с вопросом о снятии статуса служебной жилой площади с трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> и заключении с ним договора социального найма. Им было предоставлено ходатайство командира войсковой части 33014 главе Партизанского городского округа по вопросу о снятии статуса служебной с указанной жилой площади и заключении с ним договора социального найма. Однако, администрация г. Партизанска отказала ему, при этом должностные лица отдела распределения жилья только устно поясняли, что данный вопрос можно разрешить в судебном порядке. Так же пояснили, чтобы он становился в общую очередь или же получал жилье от министерства обороны. В соответствии с приказом Министра обороны РФ жилищной комиссией войсковой части 33014 он был признан нуждающимся в жилом помещении, и решением жилищной комиссии войсковой части 33014 ему было распределено жилое помещение по адресу: <адрес> - №___ <адрес>, ранее которое занимал военнослужащий войсковой части 33014. Вместе с тем, согласно пункту 1 приложения №1 к Приказу Министра обороны РФ №80 жилые помещения предоставляются военнослужащим за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации. Просил решение администрации г. Партизанска признать незаконным, признав за ним право пользования жилым помещением по договору социального найма, обязать администрацию заключить с ним и членами его семьи договор социального найма. В суде истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям в иске. Представитель ответчика иск не признал и показал, что квартира находится в муниципальной собственности, статус служебного жилого помещения с нее не снят, у органа местного самоуправления нет обязанности обеспечивать военнослужащих жильем, при увольнении их со службы. В иске просил отказать. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 33014 от 15 июня 2009 г. военнослужащему войсковой части Ильину А.А. была предоставлена трехкомнатная квартира на семью из четырех человек, с заключением договора социального найма жилого помещения. Ранее жилое помещение предоставлялось в качестве служебного в связи со службой в РА, по месту жительства истец зарегистрирован с 7 февраля 2006 г. Из справки ЗАО « ЭнергоЦентрУчет» следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы, помимо Ильина А.А., члены его семьи : Е.В., В.А., И.А. Согласно выписке из приказа от 10.11.2009 г. Ильин А.А. подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и сдавшим дела и должность с 09 ноября 2009 г., при это выслуга лет составляет календарно более 16 лет, в льготном исчислении более 21 года. Из ходатайства командира войсковой части 33014 следует, что он ходатайствует о снятии статуса служебной жилой площади с квартиры по адресу: <адрес> и заключении договора социального найма жилого помещения. В суде также установлено, что других жилых помещений истец не имеет, правом приватизации не пользовался. Из акта приемки и ввода в эксплуатацию от 15.12.97 г. следует, что дом по <адрес> в <адрес> выстроен и вводился в эксплуатацию войсковой частью 12661. Из письма командира Войковой части №___ от 19.08.98 г. следует, что указанный дом передан на баланс войсковой части 33014. Из постановления администрации <адрес> от 18.05.1998 г. следует, что комитету по управлению имуществом предложено зарегистрировать жилой дом по <адрес> за войсковой частью 33014. Из представленной ответчиком выписки от 29.09.2011 г. следует, что в настоящее время дом находится в муниципальной собственности Из выписки из протокола №___ городской общественной комиссии по жилищным вопросам от 25.09.2009г, утвержденного постановлением главы Партизанского городского округа №___ от 02.10.2009 г. следует, что, рассмотрев ходатайство командира войсковой части 33014 и документы Ильина А.А. о снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения, комиссия отказала в снятии статуса служебного жилого помещения и предоставления квартиры по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право на жилище относится к основным правам граждан и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилыми помещениями лицами, занимающими его на законных основаниях; в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Пункт 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Вопрос о конституционности норм п.5 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» рассматривался Конституционным судом, в определении которого от 25.12.2003 г. указано, что в развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. В силу нормативного положения ч.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» о заселении жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, повторно военнослужащими, администрация МО ПГО, при предоставлении решений о распределении войсковой частью военнослужащим жилых помещений, закрепленных за войсковой частью, при наличии ходатайства о снятии статуса служебного жилого помещения, не вправе отказывать в снятии такого статуса и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п.6 ст.15 ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Как установлено в суде, истец имел право на обеспечение его жилым помещением в случае увольнения его со службы по организационно-штатным мероприятиям. Суд пришел к выводу о том, что в снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма с истцом было отказано необоснованно, войсковая часть ликвидирована и более в использовании закрепленного за ней служебного жилого помещения не нуждается, в связи с чем и обращалась за снятием статуса служебного жилья и обеспечения истца жилым помещением в постоянное пользование при увольнение его со службы. Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца в части признании незаконным решения об отказе в заключении договора социального найма и о возложении на администрацию ПГО обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное по <адрес> с Ильиным А.А и зарегистрированными с ним по указанному адресу членами семьи. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Партизанского городского округа в заключении договора социального найма с и обязать администрацию Партизанского городского округа заключить с и членами его семьи договор социального найма на жилое помещение, расположенное по <адрес> в <адрес> края. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Партизанский городской суд. Судья : Г.Б. Нефедова Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2011 г. Судья : Г.Б. Нефедова